Факторы, влияющие на успешность поддержки родителями детей при дистанционном обучении

Авторы

  • Eлена Ивановна Николаева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-8363-8496
  • Эльвира Брониславовна Дунаевская Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-9794-8284
  • Инна Александровна Калабина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-7634-4155

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-235-245

Ключевые слова:

пандемия, дистанционное обучение, образование родителей, коронавирус, самоизоляция

Аннотация

В работе анализируются ответы 304 родителей на анкету, посвященную проблемам, с которыми сталкивались родители весной 2020 г. при внезапном переходе школы на дистанционное обучение в связи с пандемией. В Google Форму были помещены вопросы относительно готовности семьи к дистанционному обучению и того, как дети выполняли домашнее задание с точки зрения родителей. Большую часть респондентов составили родители от 30 до 50 лет. Эту группу составили те, у кого есть дети — учащиеся того или иного возраста и кто активно включен в процесс поддержки обучения. 62,8 % испытуемых проживали в мегаполисе, 28,9 % — в большом городе. Остальные респонденты проживали в малых городах и сельской местности. Семьи имели преимущественно одного-двух детей, хотя в четырех семьях было пять и более детей. Основная масса была представлена родителями детей младшей и средней школы. Распределение родителей по типу образования было следующим: 76,6 % имели высшее образование, 2,9 % — научную степень, остальные — среднее профессиональное и среднее образование. Полученные данные свидетельствуют о том, что одним из факторов, способствующих эффективному прохождению дистанционного обучения в семье, является более высокое образование родителей. В таких семьях больше гаджетов и практически всегда есть компьютер. Это позволяет детям быстрее и эффективнее делать задания. У таких родителей меньше детей, что делает их помощь детям более легкой. Наконец, им легче понять те задания, которые дает учитель, и предложить компетентный ответ на вопрос ребенка.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Блинов, В. И., Сергеев, И. С., Есенина, Е. Ю. (2020) Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса): в 2 ч. Профессиональное образование и рынок труда, № 2, с. 6–33. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10201

Иванько, А. Ф., Иванько, М. А., Романчук, Е. Е. (2019) Современные IT-технологии в школах России. Научное обозрение. Педагогические науки, № 1, с. 25–28. DOI: 10.17513/srps.1792

Кванина, В. В. (2005) Дистанционное обучение в России как факт реальной действительности. Право и образование, № 5, с. 61–68.

Королев, К. Ю., Королева, Н. Г. (2020) Вызовы, проблемы и возможности процесса интернационализации вуза в условиях форс-мажорного перехода на дистанционное обучение. Primo Aspectu, № 2 (42), с. 76–81. DOI: 10.35211/2500-2635-2020-2-42-76-81

Николаева, Е. И., Стрекосова, В. С., Зиновьева, И. И. (2017) Связь успеваемости с психологическими характеристиками учеников 4–7 классов (лонгитюдное исследование). Российский гуманитарный журнал, т. 6, № 5, с. 404–408. DOI: 10.15643/libartrus-2017.5.5

Терехова, Е. Ю. (2019) Текущие проблемы удаленного обучения в Российской Федерации. Дополнительное профессиональное образование в стране и мире, № 5 (47), с. 10–12.

Щербакова, Е. В., Щербакова, Т. Н. (2019) Использование современных информационных компьютерных технологий в организации образовательного процесса сельской малочисленной школы. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 8, № 1 (26), с. 305–307. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0075

Tsai, S., Machado, P. (2002) E-learning, online learning, language learning, or distance learning: Unveiling the ambiguity in current terminology. eLearn Magazine, vol. 2002, no. 7, p. 3. DOI: 10.1145/566778.568597

REFERENCES

Blinov, V. I., Sergeev, I. S., Yesenina, E. Yu. (2020) Vnezapnoe distantsionnoe obuchenie: pervyj mesyats avrala (po rezul’tatam ekspress-issledovaniya i ekspress-oprosa) [Sudden distance learning: the first month of the emergency (based on the results of an express-study and an express survey)]: In 2 pts. Professional’noe obrazovanie i rynok truda, no. 2, pp. 6–33. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10201 (In Russian)

Ivanko, A. F., Ivanko, M. A., Romanchuk, E. E. (2019) Sovremennye IT-tekhnologii v shkolakh Rossii [Modern IT-technologies in schools of Russia]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki — Scientific Review. Pedagogical Sciences, no. 1, pp. 25–28. DOI: 10.17513/srps.1792 (In Russian)

Korolev, K. Yu., Koroleva, N. G. (2020) Vyzovy, problemy i vozmozhnosti protsessa internatsionalizatsii vuza v usloviyakh fors-mazhornogo perekhoda na distantsionnoe obuchenie [Challenges, problems and opportunities of internationalization during force majeure switch to distant teaching and learning at high schools]. Primo Aspectu, no. 2 (42), pp. 76–81. DOI: 10.35211/2500-2635-2020-2-42-76-81 (In Russian)

Kvanina, V. V. (2005) Distantsionnoe obuchenie v Rossii kak fakt real’noj dejstvitel’nosti [Distance learning in Russia as a fact of reality]. Pravo i obrazovanie — Law and Education, no. 5, pp. 61–68. (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Strekozova, V. S., Zinovjeva, I. I. (2017) Svyaz’ uspevaemosti s psikhologicheskimi kharakteristikami uchenikov 4–7 klassov (longityudnoe issledovanie) [The relation of educational success with the psychological characteristics of 4–7 grade students (longitudinal study)]. Rossiiskij gumanitarniyj zhurnal — The Liberal Arts in Russia, vol. 6, no. 5, pp. 404–408. DOI: 10.15643/libartrus-2017.5.5 (In Russian)

Shcherbakova, E. V., Shcherbakova, T. N. (2019) Ispol’zovanie sovremennykh informatsionnykh komp’yuternykh tekhnologij v organizatsii obrazovatel’nogo protsessa sel’skoj malochislennoj shkoly [The use of modern information and computer technologies in educational process of rural small schools]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 8, no. 1 (26), pp. 305–307. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0075 (In Russian)

Terekhova, E. Yu. (2019) Tekushchie problemy udalennogo obucheniya v Rossijskoj Federatsii [Current problems of remote learning in the Russian Federation]. Dopolnitel’noe professional’noe obrazovanie v strane i mire, no. 5 (47), pp. 10–12. (In Russian)

Tsai, S., Machado, P. (2002) E-learning, online learning, language learning, or distance learning: Unveiling the ambiguity in current terminology. eLearn Magazine, vol. 2002, no. 7, p. 3. DOI: 10.1145/566778.568597 (In English)

Опубликован

2020-12-30

Выпуск

Раздел

Статьи