Особенности проявления инициативы в общении детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-2-132-137Ключевые слова:
дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, общение, проявление инициативы, альтернативная дополнительная коммуникация, досимволическое общение, экспрессивно-мимические проявленияАннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей проявления коммуникативной инициативы обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, использующими альтернативную дополнительную коммуникацию. Респондентами стали 11 обучающихся, осваивающих адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 20), средний возраст детей 8,9 ± 1,2 лет. Основным методом исследования было наблюдение. Для дополнения и валидизации наблюдения использовалась видеозапись с последующим покадровым анализом. В процессе наблюдения за поведением и коммуникативной активностью все обучающиеся были распределены на три функциональные группы. Первая группа детей была соотнесена с группой вспомогательного языка; в нее вошли дети, которые находятся на ступени овладения речью или уже овладели ею, но их речь малопонятна для окружающих. Вторая группа — группа экспрессивного языка, дети, у которых присутствует большой разрыв в понимании речи и способности самостоятельно воспроизводить речевое высказывание. Третья группа включает детей, которые в силу своих психофизиологических особенностей не понимают обращенную речь и, соответственно, не могут ее воспроизводить, — это группа альтернативного языка. Было выявлено, что в группах альтернативного языка и экспрессивного языка коммуникативная инициатива как привлечение внимания находится на уровне абстрактных символов и характеризуется как «на стадии формирования», у детей сохраняются проявления коммуникативной инициативы на уровне нестандартного досимвольного общения. В группе вспомогательного языка коммуникативная инициатива, привлечение внимания, на уровне абстрактных символов характеризуется как «на стадии формирования» — «сформировано». В группе вспомогательного языка в дополнение к уровню абстрактных символов сохраняются проявления на уровне стандартного досимвольного общения, что соответствует развитию коммуникации в норме, так как такие проявления являются социально приемлемыми и используются для общения в дальнейшем.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Интерактивная матрица общения. (2011) Rowland Charity, Oregon Health & Science University. [Электронный ресурс]. URL: https://www.communicationmatrix.org/uploads/pdfs/Communication-Matrix-Handbook- Russian.pdf (дата обращения 06.07.2021).
Лисина, М. И. (2009) Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 318 с.
Лебединский, В. В., Бардышевская, М. К. (ред.). (2006) Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия: в 2 т. Т. 1. 2-е изд., стер. М.: ЧеРо, с.182–191.
Одинокова, Г. Ю. (2020) О возможности общения ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития с ухаживающим взрослым. В кн.: И. А. Фурманов (ред.). Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида: материалы V Международной научной конференции, Минск, 23–24 октября 2020 г. Минск: БГУ, с. 171–175.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями». [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/174333220/ (дата обращения 02.04.2021).
Рязанова, И. Л. (2019) Низкотехнологичные средства АДК: начинаем использовать. Практика социальной работы. Открытый методический ресурс, № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.центрсемья.рф/system/files/tmp/Рязанова_И_Низкотехнологичное%20АДК.pdf (дата обращения 02.04.2020).
Смирнова, Е. О., Галигузова, Л. Н., Ермолова, Т. В., Мещерякова, С. Ю. (2002) Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. М.: МГППУ, 128 с.
Смирнова, Е. О., Солдатова, Ю. С. (2019) Особенности проявления инициативы современных дошкольников. Психолого-педагогические исследования, т. 11, № 1, с. 12–26. https://www.doi.org/10.17759/psyedu.2019110102
Творогова, Н. Д. (ред.). (2007) Клиническая психология: словарь. М.: PerSe, 414, [1] с. (Психологический лексикон: энциклопедический словарь в шести томах).
Течнер, С. фон, Мартинсен, Х. (2014) Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. М.: Теревинф, 428 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения 01.04.2021).
Шипицына, Л. М. (2005) «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. 2-е изд., перераб. СПб.: Речь, 477 с.
REFERENCES
Federal’nyj zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii (red. ot 25.11.2013; s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2014) [Federal Law No. 273-FZ from 29 December 2012 “On education in the Russian Federation” (as amended on 11.25.2013; with amendments and additions, entered into force on 01.01.2014)]. [Online]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (accessed 01.04.2021). (In Russian)
Interaktivnaya matritsa obshcheniya [Interactive communication matrix]. (2011) Rowland Charity, Oregon Health & Science University. [Online]. Available at: https://www.communicationmatrix.org/uploads/pdfs/Communication-Matrix-Handbook-Russian.pdf (accessed 06.07.2021). (In Russian)
Lebedinskiy, V. V., Bardyshevskaya, M. K. (eds.). (2006) Psikhologiya anomal’nogo razvitiya rebenka. Khrestomatiya [Psychology of abnormal child development. Chrestomathy]: In 2 vols. Vol. 1. 2nd ed., stereotype. Moscow: CHeRo Publ., pp. 182–191. (In Russian)
Lisina, M. I. (2009) Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii [Formation of the child’s personality in communication]. Saint Petersburg: Piter Publ., 318 p. (In Russian)
Odinokova, G. Yu. (2020) O vozmozhnosti obshcheniya rebenka s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya s ukhazhivayushchim vzroslym [On the possibility of communication between a child with severe multiple developmental disabilities with a caring adult]. In: I. A. Furmanov (ed.). Psikhosotsial’naya adaptatsiya v transformiruyushchemsya obshchestve: sub’ekt-sub’ektnaya kommunikatsiya kak faktor sotsializatsii individa: materialy V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, Minsk, 23–24 oktyabrya 2020 g. [Psychosocial adaptation in a transforming society: Subject-subject communication as a factor in the socialization of an individual: Proceedings of the V International Scientific Conference, Minsk, 23–24 October, 2020]. Minsk: Belarusian State University Publ., pp. 171–175. (In Russian)
Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 19 dekabrya 2014 g. No. 1599 “Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta obrazovaniya obuchayushchikhsya s umstvennoj otstalost’yu (intellektual’nymi narusheniyami)” [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 19 December 2014 No. 1599 “On the approval of the federal state educational standard for students with mental retardation (intellectual disabilities)”]. [Online]. Available at: https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/174333220/ (accessed 02.04.2021). (In Russian)
Ryazanova, I. L. (2017) Nizkotekhnologichnye sredstva ADK: nachinaem ispol’zovat’ [Low tech symbol of AAC: Starting to use]. Praktika social’noj raboty, no. 1. [Online]. Available at: http://www.центрсемья.рф/system/files/tmp/Рязанова_И_Низкотехнологичное%20АДК.pdf (accessed 02.04.2021). (In Russian)
Shipitsyna, L. M. (2005) “Neobuchaemyj” rebenok v sem’e i obshchestve: sotsializatsiya detej s narusheniem intellekta [“Uneducated” child in the family and society: Socialization of children with intellectual disabilities]. Saint Peterburg: Rech’ Publ., 477 p. (In Russian)
Smirnova, E. O., Galigusova, L. N., Ermolova, T. V., Meshcheryakova, S. Yu. (2002) Diagnostika psikhicheskogo razvitiya detej ot rozhdeniya do 3 let [Diagnostics of the mental development of children from birth to 3 years old]. Moscow: Moscow State Psychological and Pedagogical University Publ., 128 p. (In Russian)
Smirnova, E. O., Soldatova, Yu. S. (2019) Osobennosti proyavleniya initsiativy sovremennykh doshkol’nikov [Features of the manifestation of the initiative of modern preschoolers]. Psichologo-pedagogicheskie issledovaniya — Psychological-Educational Studies, vol. 11, no. 1, pp. 12–26. https://www.doi.org/10.17759/psyedu.2019110102 (In Russian)
Tetzchner, S. von, Martinsen, H. (2014) Vvedenie v al’ternativnuyu i dopolnitel’nuyu kommunikatsiyu: zhesty i graficheskie simvoly dlya lyudej s dvigatel’nymi i intellektual’nymi narusheniyami, a takzhe s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [An introduction to alternative and complementary communication: Gestures and graphics for people with motor, intellectual and autism spectrum disorders]. Moscow: Terevinf Publ., 428 p. (In Russian)
Tvorogova, N. D. (ed.). (2007) Klinicheskaya psikhologiya: slovar’ [Clinical psychology: Dictionary]. Moscow: PerSe, 414, [1] p. (Psikhologicheskij leksikon: entsiklopedicheskij slovar’ v shesti tomakh [Psychological lexicon: An encyclopedic dictionary in 6 vols]).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Варвара Владимировна Канюкова, Марина Валерьевна Кузнецова, Эльвира Брониславовна Дунаевская
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.