Исследование особенностей тормозного контроля у детей с задержкой психического развития
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-2-90-97Ключевые слова:
тормозный контроль, рабочая память, произвольная регуляция, дети с задержкой психического развития, психофизиологические механизмы, исполнительные функцииАннотация
В работе представлены результаты исследования тормозного контроля, произвольного реагирования и рабочей памяти у младших школьников. В обследовании приняли участие 52 младших школьника 7–8 лет, имеющих диагноз (F80-89) — нарушения психического развития по международной классификации болезней (МКБ-10), и 50 младших школьников с нормативным развитием. В качестве методов исследования были использованы: методика РеБОС, рефлексметрические измерения (автор Е. Г. Вергунов), тест «Испытание отложенного удовлетворения» (У. Мишел), а также «Программный комплекс для определения характеристик систем зрительно-пространственной памяти», разработанный О. М. Разумниковой и М. А. Савиных (авторское свидетельство 2016617675).
Оценивались параметры простой и сложной сенсомоторной реакции, волевое реагирование и стратегии запоминания и воспроизведения у младших школьников с задержкой психического развития, произвольное и волевое реагирование и уровень рабочей памяти. Было обнаружено, что у детей с задержкой психического развития в простой сенсомоторной реакции среднее время уменьшается, но в сложной сенсомоторной реакции среднее время реакции увеличивается, что может подтверждать диагноз. Дети не справляются, не дослушивают инструкцию, не проявляют волевого реагирования. Это связано с миелинизацией мозолистого тела, соединяющего лобные доли, которое находится на стадии развития. Данный процесс определяет специфику произвольной регуляции. У детей с ЗПР выявлен низкий объем рабочей памяти, что указывает на снижение воспроизведения и на ослабление процессов торможения. Дети с нормативным развитием показали уменьшение среднего времени реагирования на стимул в сложной сенсомоторной реакции. Результаты изучения рабочей памяти у данных детей показали стратегию к обучаемости.
Дети с нормативным развитием показали уменьшение среднего времени реагирования на стимул в сложной сенсомоторной реакции. Это может говорить о том, что нормативно протекающие психические процессы развития лобных долей и мозолистого тела позволяют детям находить общие закономерности в прогнозировании всплывающих стимулов. Результаты изучения рабочей памяти у данных детей показали стратегию к обучаемости. Это подтверждают результаты исследования волевого реагирования; в результате большая часть детей откладывает «испытание удовольствия» и включает произвольную регуляцию для получения дополнительного поощрения.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Васильева, И. К. (2020) Формирование тормозных процессов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста (на примере использования конструктора ТИКО). Выпускная квалификационная работа (магистратура). СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 100 с.
Вергунов, Е. Г., Николаева, Е. И. (2009) Опыт применения методов визуализации в качественном анализе результатов тайм-теста. Мир науки, культуры, образования, № 7 (19-2), с. 128–131.
Герасимова, О. Ю. (2015) Время простых и сложных сенсомоторных реакций как один из показателей уровня интеллекта у старших дошкольников. Евразийский союз ученых, № 10-1 (19), с. 135–138.
Лурия, А. Р. (2003) Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр «Академия», 384 с.
Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2017) Значение тормозного контроля в онтогенезе когнитивных функций. В кн.: В. Д. Соловьев (ред.). Когнитивные исследования на современном этапе (КИСЕ-2017): материалы Всероссийской конференции. Казань: Изд-во Казанского университета, c. 153–167.
Разумникова, О. М., Савиных, М. А. (2016) Программный комплекс для определения характеристик систем зрительно-пространственной памяти. Авторское свидетельство 2016617675. Дата регистрации 12.07.2016. Выдано Роспатентом.
Савина, Е. А. (2015) Проблема развития произвольной регуляции у детей в современной западной психологии. Современная зарубежная психология, т. 4, № 4, с. 45–54.
Connor, P. D., Sampson, P. D., Bookstein, F. L. et al. (2000) Direct and indirect effects of prenatal alcohol damage on executive function. Developmental Neuropsychology, vol. 18, no. 3, pp. 331–354. DOI: 10.1207/S1532694204Connor
Diamond, A. (2013) Executive functions. Annual Review of Psychology, vol. 64, pp. 135–168. DOI: 10.1146/annurev-psych-113011-143750
Holmboe, K., Bonneville-Roussy, A., Csibra, G., Johnson, M. H (2018) Longitudinal development of attention and inhibitory control during the first year of life. Developmental Science, vol. 21, no. 6, article e12690. DOI: 10.1111/desc.12690
Hongwanishkul, D., Happaney, K. R., Lee, W. S. C., Zelazo, P. D. (2005) Assessment of hot and cool executive function in young children: Age-related changes and individual differences. Developmental Neuropsychology, vol. 28, no. 2, pp. 617–644. DOI: 10.1207/s15326942dn2802_4
Luna, B., Marek, S., Larsen, B., Tervo-Clemmens, B., Chahal, R. (2015) An integrative model of the maturation of cognitive control. Annual Review of Neuroscience, vol. 38, pp. 151–170. DOI: 10.1146/annurev-neuro-071714-034054
Moroz, M. P., Chubarov, I. V., Chmukhanova, A. G. (2000) Variational chronoreflexmetric evaluaton of the central nervous system functions in elementary school children with mental retardation. Russian Journal of Physiology, vol. 86, no. 4, pp. 470–480.
Passingham, R. E., Toni, I., Rushworth, M. F. S. (2000) Specialisation within the prefrontal cortex: The ventral prefrontal cortex and associative learning. Experimental Brain Research, vol. 133, no. 1, pp. 103–113. DOI: 10.1007/S002210000405
Streissguth, A. P., Sampson, P. D., Olson, H. C. et al. (1994) Maternal drinking during pregnancy: Attention and short-term memory performance in 14-year-old offspring — a longitudinal prospective study. Alcoholism: Clinical and Experimental Research, vol. 18, no. 1, pp. 202–218. DOI: 10.1111/j.1530-0277.1994.tb00904.x
Taylor, H. G., Barry, C. T., Schatschneider, C. (1993) School-age consequences of Haemophilus influenzae tybe B meningitis. Journal of Clinical Child Psychology, vol. 22, no. 2, pp. 196–206. DOI: 10.1207/s15374424jccp2202_6
Taylor, H. G., Hack, M., Klein, N., Schatschneider, C. (1995) Achievement in children with birth weights less than 750 grams normal cognitive abilities: Evidence for specific learning disabilities. Journal of Pediatric Psychology, vol. 20, no. 6, pp. 703–719. DOI: 10.1093/jpepsy/20.6.703
Taylor, H. G., Schatschneider, C., Petrill, S. et al. (1996) Executive dysfunction in children with early brain disease: Outcomes post Haemophilus influenza meningitis. Developmental Neuropsychology, vol. 12, no. 1, pp. 35–51. DOI: 10.1080/87565649609540639
Welsh, M. C., Pennington, B. F., Ozonoff, S. et al. (1990) Neuropsychology of early-treated phenylketonuria: Specific executive function deficits. Child Development, vol. 61, no. 6, pp. 1697–1713. DOI: 10.2307/1130832
Ylvisaker, M., Feeney, T. (2002) Executive functions, self-regulation, and learned optimism in paediatric rehabilitation: A review and implications for intervention. Pediatric Rehabilitation, vol. 5, no. 2, pp. 51–70. DOI: 10.1080/1363849021000041891
REFERENCES
Connor, P. D., Sampson, P. D., Bookstein, F. L. et al. (2000) Direct and indirect effects of prenatal alcohol damage on executive function. Developmental Neuropsychology, vol. 18, no. 3, pp. 331–354. DOI: 10.1207/S1532694204Connor (In English)
Diamond, A. (2013) Executive functions. Annual Review of Psychology, vol. 64, pp. 135–168. DOI: 10.1146/annurev-psych-113011-143750 (In English)
Gerasimova, O. Yu. (2015) Vremya prostykh i slozhnykh sensomotornykh reaktsij kak odin iz pokazatelej urovnya intellekta u starshikh doshkol’nikov [Time of simple and simple sensorimotor indicators as one of the indicators of the level of intelligence in older preschoolers]. Evrazijskij soyuz uchenykh — Eurasian Union of Scientists, no. 10-1 (19), pp. 135–138. (In Russian)
Holmboe, K., Bonneville-Roussy, A., Csibra, G., Johnson, M. H (2018) Longitudinal development of attention and inhibitory control during the first year of life. Developmental Science, vol. 21, no. 6, article e12690. DOI: 10.1111/desc.12690 (In English)
Hongwanishkul, D., Happaney, K. R., Lee, W. S. C., Zelazo, P. D. (2005) Assessment of hot and cool executive function in young children: Age-related changes and individual differences. Developmental Neuropsychology, vol. 28, no. 2, pp. 617–644. DOI: 10.1207/s15326942dn2802_4 (In English)
Luna, B., Marek, S., Larsen, B., Tervo-Clemmens, B., Chahal, R. (2015) An integrative model of the maturation of cognitive control. Annual Review of Neuroscience, vol. 38, pp. 151–170. DOI: 10.1146/annurev-neuro-071714-034054 (In English)
Luriya, A. R. (2003) Osnovy nejropsikhologii [Fundamentals of neuropsychology]. Moscow: Aсademia Publ., 384 p. (In Russian)
Moroz, M. P., Chubarov, I. V., Chmukhanova, A. G. (2000) Variational chronoreflexmetric evaluaton of the central nervous system functions in elementary school children with mental retardation. Russian Journal of Physiology, vol. 86, no. 4, pp. 470–480. (In English)
Passingham, R. E., Toni, I., Rushworth, M. F. S. (2000) Specialisation within the prefrontal cortex: The ventral prefrontal cortex and associative learning. Experimental Brain Research, vol. 133, no. 1, pp. 103–113. DOI: 10.1007/s002210000405 (In English)
Razumnikova, O. M., Nikolaeva, E. I. (2017) Znachenie tormoznogo kontrolya v ontogeneze kognitivnykh funktsij [Role of inhibitory control in ontogenesis of cognitie functions]. In: V. D. Soloviev (ed.). Kognitivnye issledovaniya na sovremennom etape (KISE-2017): materialy Vserossijskoj konferentsii [Cognitive research at the present stage (KISE-2017): Materials of the All-Russian conference with international participation on cognitive science]. Kazan: Kazan Federal University Publ., pp. 153–167. (In Russian)
Razumnikova, O. M., Savinykh, M. A. (2016) Programmnyj kompleks dlya opredeleniya kharakteristik sistem zritel’no-prostranstvennoj pamyati [Software package for determining the systems of characteristics of visuospatial memory]. Inventor’s certificate 2016617675. Register date 12.07.2016. Granted by Rospatent. (In Russian)
Savina, E. A. (2015) Problema razvitiya proizvol’noj regulyatsii u detej v sovremennoj zapadnoj psikhologii [The problem of the development of voluntary self-regulation in children]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 4, no. 4, pp. 45–54. (In Russian)
Streissguth, A. P., Sampson, P. D., Olson, H. C. et al. (1994) Maternal drinking during pregnancy: Attention and short-term memory performance in 14-year-old offspring — a longitudinal prospective study. Alcoholism: Clinical and Experimental Research, vol. 18, no. 1, pp. 202–218. DOI: 10.1111/j.1530-0277.1994.tb00904.x (In English)
Taylor, H. G., Barry, C. T., Schatschneider, C. (1993) School-age consequences of Haemophilus influenzae tybe B meningitis. Journal of Clinical Child Psychology, vol. 22, no. 2, pp. 196–206. DOI: 10.1207/s15374424jccp2202_6 (In English)
Taylor, H. G., Hack, M., Klein, N., Schatschneider, C. (1995) Achievement in children with birth weights less than 750 grams normal cognitive abilities: Evidence for specific learning disabilities. Journal of Pediatric Psychology, vol. 20, no. 6, pp. 703–719. DOI: 10.1093/jpepsy/20.6.703 (In English)
Taylor, H. G., Schatschneider, C., Petrill, S. et al. (1996) Executive dysfunction in children with early brain disease: Outcomes post Haemophilus influenza meningitis. Developmental Neuropsychology, vol. 12, no. 1, pp. 35–51. DOI: 10.1080/87565649609540639 (In English)
Vasileva, I. K. (2020) Formirovanie tormoznykh protsessov obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya mladshego shkol’nogo vozrasta (na primere ispol’zovaniya konstruktora TIKO) [Formation of inhibitory processes in students with disabilities of primary school age (on the example of the TIKO constructor)]. Master’s thesis. Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University, 100 p. (In Russian)
Vergounov, E. G., Nikolaeva, E. I. (2009) Opyt primeneniya metodov vizualizatsii v kachestvennom analize rezultatov tajm-testa [The application visualization methods experience in the qualitative time-test results analysis]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya — The World of Science, Culture and Education, no. 7 (19-2), pp. 128–131. (In Russian)
Welsh, M. C., Pennington, B. F., Ozonoff, S. et al. (1990) Neuropsychology of early-treated phenylketonuria: Specific executive function deficits. Child Development, vol. 61, no. 6, pp. 1697–1713. DOI: 10.2307/1130832 (In English)
Ylvisaker, M., Feeney, T. (2002) Executive functions, self-regulation, and learned optimism in paediatric rehabilitation: A review and implications for intervention. Pediatric Rehabilitation, vol. 5, no. 2, pp. 51–70. DOI: 10.1080/1363849021000041891 (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Ирина Константиновна Васильева, Эльвира Брониславовна Дунаевская
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.