Психологическое воздействие «экранного времени» и «зеленого времени» на детей и подростков. Обзор современных исследований
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-1-33-39Ключевые слова:
«экранное время», «зеленое время», дошкольники, младшие школьники, подростки, нейропсихологические системыАннотация
В работе делается попытка описать современные представления о новых понятиях, таких как «зеленое время» и «экранное время», используемые в зарубежных и отечественных исследованиях. «Зеленое время» определяется как время, проведенное в природной среде. В него включены: непроизвольное воздействие зеленых насаждений и/или элементов природы, нахождение в озелененных жилых домах, доступность зеленых насаждений, общественных парков, целевое использование зеленых насаждений, общественных парков, частных садов или зеленой инфраструктуры; деятельность, связанная с природой, такая как путешествия по естественным природным ландшафтам, садоводство, серфинг или игры на свежем воздухе; образовательная среда вне класса, лесные школы и детские сады. «Экранное время» определяется как время, потраченное на использование экранных технологий, таких как телевизоры, компьютеры / ноутбуки, видеоигры, смартфоны, планшеты / iPad и портативные электронные или игровые устройства. Представлены результаты зарубежных исследований психологического воздействия «экранного времени» и «зеленого времени» на детей и подростков. Увеличение времени нахождения молодых людей в использовании экранных технологий (экранное время), сокращает возможности молодых людей соприкасаться с природой (зеленое время). Такое сочетание большого количества времени перед экраном, проведенного за компьютером и малого количества времени, воссоединения с природой, может повлиять на психическое здоровье и благополучие. Целью обзора было описать результаты исследований, в которых изучались вопросы, связанные с количеством времени, проведенным перед экраном, и временем, проведенным в зелени, а также психологические последствия (включая психическое здоровье, когнитивные функции и академическую успеваемость) у детей младшего возраста (до 5 лет), школьников (5–11 лет), ранних подростков (12–14 лет) и старших подростков (15–18 лет). Оригинальные количественные исследования были проанализированы в четырех базах данных (PubMed, PsycInfo, Scopus, Embase), в результате чего было найдено 186 подходящих исследований. Треть включенных исследований была проведена в Европе и почти столько же в США. Есть предварительные данные о том, что время, проведенное в зелени, может смягчить последствия длительного времени перед экраном, поэтому природа может быть недостаточно используемым ресурсом общественного здравоохранения для психологического благополучия молодежи в эпоху высоких технологий.
Библиографические ссылки
Aguilar, M. M., Vergara, F. A., Velásquez, E. J. A. et al. (2015) Screen time impairs the relationship between physical fitness and academic attainment in children. Jornal de Pediatria, vol. 91, no. 4, pp. 339–345. https://doi.org/10.1016/j.jped.2014.10.004 (In English)
Babic, M. J., Smith, J. J., Morgan, P. J. et al. (2017) Longitudinal associations between changes in screen-time and mental health outcomes in adolescents. Mental Health and Physical Activity, vol. 12, pp. 124–131. https://doi.org/10.1016/j.mhpa.2017.04.001 (In English)
Brunetti, V. C., O’Loughlin, E. K., O’Loughlin, J. et al. (2016) Screen and nonscreen sedentary behavior and sleep in adolescents. Sleep Health, vol. 2, no. 4, pp. 335–340. https://doi.org/10.1016/j.sleh.2016.09.004 (In English)
Busch, V., Loyen, A., Lodder, M. et al. (2014) The effects of adolescent health-related behavior on academic performance: A systematic review of the longitudinal evidence. Review of Educational Research, vol. 84, no. 2, pp. 245–274. https://doi.org/10.3102/0034654313518441 (In English)
Chassiakos, C. Y., Radesky, J. S., Christakis, D. et al. (2016) Council on communications and media. Children and Adolescents and Digital Media. Pediatrics, vol. 138, no. 5, article e20162593. https://doi.org/10.1542/peds.2016-2593 (In English)
Chauhan, S. (2017) A meta-analysis of the impact of technology on learning effectiveness of elementary students. Computers & Education, vol. 105, pp. 14–30. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.11.005 (In English)
Corder, K., Atkin, A. J., Bamber, D. J. et al. (2015) Revising on the run or studying on the sofa: Prospective associations between physical activity, sedentary behaviour, and exam results in British adolescents. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, vol. 12, article 106. https://doi.org/10.1186/s12966-015-0269-2 (In English)
Corder, K., Sharp, S. J., Atkin, A. J. et al. (2016) Age-related patterns of vigorous-intensity physical activity in youth: The international children’s accelerometry database. Preventive Medicine Reports, vol. 4, pp. 17–22. https://doi.org/10.1016/j.pmedr.2016.05.006 (In English)
Dettweiler, U., Becker, C., Auestad, B. H. et al. (2017) Stress in school. Some empirical hints on the circadian cortisol rhythm of children in outdoor and indoor classes. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 14, no. 5, article 475. https://doi.org/10.3390/ijerph14050475 (In English)
Domingues-Montanari, S. (2017) Clinical and psychological effects of excessive screen time on children. Journal of Paediatry and Child Health, vol. 53, no. 4, pp. 333–338. https://doi.org/10.1111/jpc.13462 (In English)
Duch, H., Fisher, E. M., Ensari, I. et al. (2013) Association of screen time use and language development in Hispanic toddlers: A cross-sectional and longitudinal study. Clinical Pediatrics, vol. 52, no. 9. pp. 857–865. https://doi.org/10.1177/0009922813492881 (In English)
Dzhambov, A., Hartig, T., Markevych, I. et al. (2018) Urban residential greenspace and mental health in youth: Different approaches to testing multiple pathways yield different conclusions. Environmental Research, vol. 160, pp. 47–59. https://doi.org/10.1016/j.envres.2017.09.015 (In English)
Feda, D. M., Seelbinder, A., Baek, S. et al. (2015) Neighbourhood parks and reduction in stress among adolescents: Results from Buffalo, New York. Indoor and Built Environment, vol. 24, no. 5, pp. 631–639. https://doi.org/10.1177/1420326X14535791 (In English)
Feng, X., Astell-Burt, T. (2017) Residential green space quantity and quality and child well-being: A longitudinal study. American Journal of Preventive Medicine, vol. 53, no. 5, pp. 616–624. https://doi.org/10.1016/j.amepre.2017.06.035 (In English)
Firth, J., Torous, J., Stubbs, B. et al. (2019) The “online brain”: How the Internet may be changing our cognition. World Psychiatry, vol. 18, no. 2, pp. 119–129. https://doi.org/10.1002/wps.20617 (In English)
Galvan, A. (2010) Adolescent development of the reward system. Frontiers in Human Neuroscience, vol. 4, article 6. https://doi.org/10.3389/neuro.09.006.2010 (In English)
García-Hermoso, A., Marina, R. (2017) Relationship of weight status, physical activity and screen time with academic achievement in adolescents. Obesity Research & Clinical Practice, vol. 11, no. 1, pp. 44–50. https://doi.org/10.1016/j.orcp.2015.07.006 (In English)
Giedd, J. N. (2012) The digital revolution and adolescent brain evolution. Journal of Adolescent Health, vol. 51, no. 2, pp. 101–105. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2012.06.002 (In English)
Hale, L., Guan, S. (2015) Screen time and sleep among school-aged children and adolescents: A systematic literature review. Sleep Medicine Reviews, vol. 21, pp. 50–58. https://doi.org/10.1016/j.smrv.2014.07.007 (In English)
Hartig, T., Mitchell, R., de Vries, S., Frumkin, H. (2014) Nature and health. Annual Review in Public Health, vol. 35, pp. 207–228. https://doi.org/10.1146/annurev-publhealth-032013-182443 (In English)
Kaplan, S. (1995) The restorative benefits of nature: Toward an integrative framework. Journal of Environmental Psychology, vol. 15, no. 3, pp. 169–182. https://doi.org/10.1016/0272-4944(95)90001-2 (In English)
Kremer, P., Elshaug, C., Leslie, E. et al. (2014) Physical activity, leisure-time screen use and depression among children and young adolescents. Journal of the Science and Medical Sport, vol. 17, no. 2, pp. 183–187. https://doi.org/10.1016/j.jsams.2013.03.012 (In English)
Lacy, K. E., Allender, S. E., Kremer, P. J. et al. (2012) Screen time and physical activity behaviours are associated with health-related quality of life in Australian adolescents. Quality of Life Research, vol. 21, no. 6, pp. 1085–1099. https://doi.org/10.1007/s11136-011-0014-5 (In English)
Lamblin, M., Murawski, C., Whittle, S., Fornito, A. (2017) Social connectedness, mental health and the adolescent brain. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, vol. 80, pp. 57–68. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2017.05.010 (In English)
LeBourgeois, M. K., Hale, L., Chang, A.-M. et al. (2017) Digital media and sleep in childhood and adolescence. Pediatrics, vol. 140, suppl. 2, pp. S92–S96. https://doi.org/10.1542%2Fpeds.2016-1758J (In English)
Lenhart, A. (2015) Teens, social media & technology overview 2015. Pew Research Center. [Online]. Available at: https://www.pewresearch.org/internet/2015/04/09/teens-social-media-technology-2015/ (accessed 05.01.2024). (In English)
Li, D., Sullivan, W. C. (2016) Impact of views to school landscapes on recovery from stress and mental fatigue. Landscape and Urban Planning, vol. 148, no. 4, pp. 149–158. https://doi.org/10.1016/j.landurbplan.2015.12.015 (In English)
Maras, D., Flament, M. F., Murray, M. et al. (2015) Screen time is associated with depression and anxiety in Canadian youth. Preventive Medicine, vol. 73, pp. 133–138. https://doi.org/10.1016/j.ypmed.2015.01.029 (In English)
Mendelsohn, A. L., Brockmeyer, C. A., Dreyer, B. P. et al. (2010) Do verbal interactions with infants during electronic media exposure mitigate adverse impacts on their language development as toddlers? Infant and Child Development, vol. 19, no. 6, pp. 577–593. https://doi.org/10.1002/icd.711 (In English)
Mundy, L. K., Canterford, L., Olds, T. et al. (2017) The association between electronic media and emotional and behavioral problems in late childhood. Academic Pediatrics, vol. 17, no. 6, pp. 620–624. https://doi.org/10.1016/j.acap.2016.12.014 (In English)
Nathanson, A. I., Beyens, I. (2018) The role of sleep in the relation between young children’s mobile media use and effortful control. British Journal of Developmental Psychology, vol. 36, no. 1, pp. 1–21. https://doi.org/10.1111/bjdp.12196(In English)
Oswald, T. K., Rumbold, A. R., Kedzior, S. G. E., Moore, V. M. (2020) Psychological impacts of “screen time” and “green time” for children and adolescents: A systematic scoping review. PLoS One, vol. 15, no. 9, article e0237725. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0237725 (In English)
Padmanabhan, A., Geier, C. F., Ordaz, S. J. et al. (2011) Developmental changes in brain function underlying the influence of reward processing on inhibitory control. Developmental Cognitive Neuroscience, vol. 1, no. 4, pp. 517–529. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2011.06.004 (In English)
Przybylski, A. K., Weinstein, N. (2017) A large-scale test of the goldilocks hypothesis: Quantifying the relations between digital-screen use and the mental well-being of adolescents. Psychological Science, vol. 28, no. 2, pp. 204–215. https://doi.org/10.1177/0956797616678438 (In English)
Sandercock, G. R. H., Ogunleye, A., Voss, C. (2012) Screen time and physical activity in youth: Thief of time or lifestyle choice? Journal of Physical Activity and Health, vol. 9, no. 7, pp. 977–984. https://doi.org/10.1123/jpah.9.7.977 (In English)
Suchert, V., Hanewinkel, R., Isensee, B., Group, I. S. (2015) Sedentary behavior, depressed affect, and indicators of mental well-being in adolescence: Does the screen only matter for girls? Journal of Adolescence, vol. 42, no. 1, pp. 50–58. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2015.03.014 (In English)
Syväoja, H. J., Kantomaa, M. T., Ahonen, T. et al. (2013) Physical activity, sedentary behavior, and academic performance in Finnish children. Medicine and Science in Sports and Exercise, vol. 45, no. 11, pp. 2098–2104. https://doi.org/10.1249/mss.0b013e318296d7b8 (In English)
Tomopoulos, S., Dreyer, B. P., Berkule, S. et al. (2010) Infant media exposure and toddler development. Archive of Pediatrics and Adolescene Medicine, vol. 164, no. 12, pp. 1105–1111. https://doi.org/10.1001/archpediatrics.2010.235 (In English)
Tremblay, M. S., LeBlanc, A. G., Kho, M. E. et al. (2011) Systematic review of sedentary behaviour and health indicators in school-aged children and youth. International Journal of Behavioral, Nutrition and Physical Activity, vol. 8, article 98. https://doi.org/10.1186/1479-5868-8-98 (In English)
Twenge, J. M., Spitzberg, B. H., Campbell, W. K. (2019) Less in-person social interaction with peers among U.S. adolescents in the 21st century and links to loneliness. Journal of Social and Personal Relationships, vol. 36, no. 6, pp. 1892–1913. http://dx.doi.org/10.1177/0265407519836170 (In English)
Uhls, Y. T., Ellison, N. B., Subrahmanyam, K. (2017) Benefits and costs of social media in adolescence. Pediatrics, vol. 140, suppl. 2, pp. S67–S70. https://doi.org/10.1542/peds.2016-1758e (In English)
Ulrich, R. S., Simons, R. F., Losito, B. D. et al. (1991) Stress recovery during exposure to natural and urban environments. Journal of Environmental Psychology, vol. 11, no. 3, pp. 201–230. https://doi.org/10.1016/S0272-4944(05)80184-7 (In English)
Wahlstrom, D., Collins, P., White, T., Luciana, M. (2010a) Developmental changes in dopamine neurotransmission in adolescence: Behavioral implications and issues in assessment. Brain and Cognition, vol. 72, no. 1, pp. 146–159 https://doi.org/10.1016/j.bandc.2009.10.013 (In English)
Wahlstrom, D., White, T., Luciana, M. (2010b) Neurobehavioral evidence for changes in dopamine system activity during adolescence. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, vol. 34, no. 5, pp. 631–648. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2009.12.007 (In English)
Ward, J. S., Duncan, J. S., Jarden, A., Stewart, T. (2016) The impact of children’s exposure to greenspace on physical activity, cognitive development, emotional wellbeing, and ability to appraise risk. Health & Place, vol. 40, pp. 44–50. https://doi.org/10.1016/j.healthplace.2016.04.015 (In English)
Wright, K. P. Jr., McHill, A. W., Birks, B. R. et al. (2013) Entrainment of the human circadian clock to the natural light-dark cycle. Current Biology, vol. 23, no. 16, pp. 1554–1558. https://doi.org/10.1016/j.cub.2013.06.039 (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Эльвира Брониславовна Дунаевская
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.