Исследование зрительного восприятия текстов разного визуального формата у детей с умственной отсталостью

Авторы

  • Эльвира Брониславовна Дунаевская Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-9794-8284
  • Каталина Владимировна Диневич Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-6674-5230

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-2-114-121

Ключевые слова:

глазодвигательная активность, визуальное восприятие текста, обучающиеся, легкая умственная отсталость

Аннотация

В работе представлены результаты исследования зрительного восприятия у умственно отсталых детей с помощью айтрекера EyeTech VT3 mini с частотой дискретизации 60 Гц и программным обеспечением MangoldVision. В обследовании принял участие 31 младший школьник от 8 до 11 лет (9,5 ± 0,8 лет), имеющий диагноз (F70) — умственная отсталость по международной классификации болезней (МКБ-10). Контрольную группу составили 42 обучающихся в возрасте 8 и 9 лет (8,5 ± 0,5 лет), имеющих нормативное развитие и обучающихся в гимназии с углубленным изучением английского языка. В качестве стимульного материала предлагались пять текстов, адаптированных по содержанию и объему (55 слов) различного визуального формата. Оценивались паттерны глазодвигательной активности с применением аппаратного метода регистрации движений глаз. Для анализа были взяты следующие параметры: длительность чтения, общее количество фиксаций на тексте, средняя продолжительность фиксаций, средняя амплитуда саккад. Анализировались пространственно-временные параметры глазодвигательной активности обучающихся с легкой умственной отсталостью при чтении вслух текстов различного визуального формата. Было обнаружено, что текст с укороченной длиной строки с выделенными слогами и текст на черном фоне могут быть выбраны как наиболее простые для восприятия детьми с легкой умственной отсталостью. Для чтения иллюстрированного текста, напротив, требуется больше времени и ресурсов.

Библиографические ссылки

Afflerbach, P., Pearson, P. D., Paris, S. G. (2008) Clarifying differences between reading skills and reading strategies. The Reading Teacher, vol. 61, no. 5, pp. 364–373. DOI: 10.1598/RT.61.5.1 (In English)

Barabanschikov, V. A., Zhegallo, A. V. (2010) Metody registratsii dvizhenij glaz: teoriya i praktika [Eye-tracking methods: Theory and practice]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 2, no. 5, pp. 240–254. (In Russian)

Booth, J. R., Perfetti, C. A., MacWhinney, B. (1999) Quick, automatic, and general activation of orthographic and phonological representations in young readers. Developmental Psychology, vol. 35, no. 1, pp. 3–19. PMID: 9923460. DOI: 10.1037/0012-1649.35.1.3 (In English)

Kaakinen, J. K., Hyönä, J., Keenan, J. M. (2002) Perspective effects on online text processing. Discourse Processes, vol. 33, no. 2, pp. 159–173. DOI: 10.1207/S15326950DP3302_03 (In English)

Kintsch, W., van Dijk, T. A. (1978) Toward a model of text comprehension and production. Psychological Review, vol. 85, no. 5, pp. 363–394. DOI: 10.1037/0033-295X.85.5.363 (In English)

Levie, W. H., Lentz, R. (1982) Effects of text illustrations: A review of research. Educational Communication and Technology: A Journal of Theory, Research, and Development, vol. 30, no. 4, pp. 195–232. (In English)

Mental retardation. International statistical classification of diseases and related health problems 10th revision. [Online]. Available at: https://icd.who.int/browse10/2019/en#/F70-F79 (accessed 13.08.2019) (In Russian)

Rayner, K. (1998) Eye movements in reading and information processing: 20 years of research. Psychological Bulletin, vol. 124, no. 3, pp. 372–422. PMID: 9849112. DOI: 10.1037/0033-2909.124.3.372 (In English)

Rello, L., Kanvinde, G., Baeza-Yates, R. (2012) Layout guidelines for web text and a web service to improve accessibility for dyslexics. In: W4A’12: Proceedings of the International cross-disciplinary conference on web accessibility. New York, NY: Association for Computing Machinery, article 36. DOI: 10.1145/2207016.2207048 (In English)

Опубликован

2019-10-21

Выпуск

Раздел

Статьи