Отношение младших школьников к детям с ОВЗ в инклюзивном образовании
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-263-270Ключевые слова:
отношения, детский коллектив, детская психология, младшие школьники, дети с ограниченными возможностями здоровьяАннотация
В современных научных исследованиях в последние годы довольно большое внимание уделяется проблеме инклюзивного образования. В статье представлен материал, посвященный проблеме отношения младших школьников к детям с ограниченными возможностями здоровья.
В работе были использованы методы научного исследования: теоретический анализ данных, контент-анализ интернет-источников, методы эмпирического исследования.
В ходе теоретического анализа научных источников были выделены различные аспекты рассмотрения проблемы отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Проблемами взаимоотношений младших школьников интересовались многие авторы. Основные исследования характеризуют аспекты взаимопонимания и эмоционального окраса. Дети в младшем школьном возрасте обращают много внимания на внешние факторы, поэтому в детском коллективе очень часты буллинг, драки, недопонимание и тому подобное. Проблема организации образования детей с ОВЗ является крайне актуальной для современного мира. Дети, обучающиеся в условиях школы, постоянно сталкиваются с различными преградами, предрассудками окружающих и ограничениями в собственных возможностях. Несмотря на установление данной системы образования, разработку различных адаптированных программ, создание безбарьерной среды, обучение детей с ОВЗ в обычной школе остается проблематичным.
В ходе эмпирического исследования были определены специфические особенности проявления отношения младших школьников к детям с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании. Результаты исследования позволили определить ряд актуальных проблем в отношениях младших школьников к детям с ОВЗ в инклюзивном образовании. Во взаимодействии со сверстниками у младших школьников диагностирован достаточно высокий уровень сплоченности, учащиеся демонстрировали принятие и дружелюбие. Однако дети с ограниченными возможностями не входят в круг предпочитаемых сверстниками. Младшие школьники относятся к детям с ОВЗ с настороженностью, отказываются взаимодействовать в повседневной жизни.
Выделенные проблемы поставили авторов перед необходимостью разработки программы психолого-педагогического формирования у младших школьников положительного отношения к детям с ОВЗ в инклюзивном образовании.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Адеева, Т. Н. (2016) Проблема психологической готовности родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию. Сибирский педагогический журнал, № 4, с. 112–118.
Богданова, А. А. (2016) Формирование профессиональной компетентности педагогов, реализующих инклюзивное обучение. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, № 3 (28), с. 89–95.
Годовникова, Л. В. (ред.). (2017) Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации. Белгород: Эпицентр, 144 с.
Гребенникова, Г. С. (2015) Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями интеллектуального развития в инклюзивной образовательной среде. В кн.: И. Г. Ахметов (ред.). Психологические науки: теория и практика: материалы IV Международной научной конференции. М.: Буки-Веди, с. 6–8.
Дунаевская, Э. Б. (2008) Мотивация профессионально-личностного развития и саморазвития педагога как психолого-педагогическая проблема. Психология образования в поликультурном пространстве, т. 1, № 1–2, с. 80–84.
Костина, Л. М. (2005) Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 160 с.
Котова, С. А., Дунаевская, Э. Б. (2013) Условия подготовки перехода общеобразовательных школ на инклюзивное образование. В кн.: Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства. Материалы XX Международной конференции. Т. 48. Инклюзия и особый ребенок: система ценностей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 50–54.
Мукина, Е. Ю. (2016) Условия социального развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», т. 15, № 1, с. 42–49.
Никитина, М. И. (2015) Среда и ее роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Серия: Педагогика, т. 3, № 1, с. 23–26.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/77687681/ (дата обращения 08.07.2020).
Четверикова, Т. Ю. (2015) Феномены практики инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Современные исследования социальных проблем, № 8, с. 226–242. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-8-18
REFERENCES
Adeeva, T. N. (2016) Problema psikhologicheskoj gotovnosti roditelej razlichnykh kategorij detey k inklyuzivnomu obrazovaniyu [The problem of psychological readiness of parents of different categories of children to inclusive education]. Sibirskij pedagogicheskiy zhurnal — Siberian Pedagogical Journal, no. 4, pp. 112–118. (In Russian)
Bogdanova, A. A. (2016) Formirovaniye professional’noj kompetentnosti pedagogov, realizuyushchikh inklyuzivnoye obucheniye [Forming of teachers’ professional competence implementing inclusive education]. Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov — Scientific Support of a System of Advanced Training, no. 3 (28), pp. 89–95. (In Russian)
Chetverikova, T. Yu. (2015) Fenomeny praktiki inklyuzivnogo obrazovaniya mladshikh shkol’nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya [Phenomena of the practice of inclusive education of primary schoolchildren with disabilities.]. Sovremennyye issledovaniya sotsial’nykh problem — Contemporary Studies of Social Problems, no. 8, pp. 226–242. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-8-18
Chetverikova, T. Yu. (2015) Fenomeny praktiki inklyuzivnogo obrazovaniya mladshikh shkol’nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya [The phenomena of the practice of inclusive education for younger pupils with disabilities]. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem — Modern Research of Social Problems, no. 8, pp. 226–242. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-8-18 (In Russian)
Dunaevskaya, E. B. (2008) Motivatsiya professional’no-lichnostnogo razvitiya i samorazvitiya pedagoga kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [Motivation of the professional-personality development and self-development of the teachers as a psychological and pedagogical problem]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve — Psychology of Education in a Multicultural Space, vol. 1, no. 1–2, pp. 80–84. (In Russian)
Federal’nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 № 273-FZ “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii” [Federal law 29 December 2012 no. 273-FZ “On education in the Russian Federation”]. [Online]. Available at: https://base.garant.ru/77687681/ (accessed 08.07.2020). (In Russian)
Fetalieva, L. P., Yusupov, N. A. (2015) Formirovanie tolerantnogo otnosheniya k mladshim shkol’nikam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v inklyuzivnom obrazovanii [Formation of a tolerant attitude to primary school students with disabilities in inclusive education]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, no. 8, pp. 91–96. (In Russian)
Godovnikova, L. V. (ed.). (2017) Inklyuzivnoye obrazovaniye detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v obshcheobrazovatel’noj organizatsii [Inclusive education of children with disabilities in a general educational organization]. Belgorod: Epitsentr Publ., 144 p. (In Russian)
Grebennikova, G. S. (2015) Otnosheniye detej mladshego shkol’nogo vozrasta k sverstnikam s narusheniyami intelektual’nogo razvitiya v inklyuzivnoj obrazovatel’noy srede [Attitude of primary school children to peers with intellectual disabilities in an inclusive educational environment]. In: I. G. Akhmetov (ed.). Psikhologicheskiye nauki: teoriya i praktika: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoy konferentsii [Psychological sciences: Theory and practice: Proceedings of the 4th International scientific conference]. Moscow: Buki-Vedi Publ., pp. 6–8. (In Russian)
Kostina, L. M. (2005) Igrovaya terapiya s trevozhnymi det’mi [Game therapy with anxious children]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 160 p. (In Russian)
Kotova, S. A., Dunaevskaya, E. B. (2013) Usloviya podgotovki perekhoda obshcheobrazovatel’nykh shkol na inklyuzivnoye obrazovaniye [Conditions for preparing the transition of comprehensive schools to inclusive education]. In: Rebenok v sovremennom mire. Tsennostnyj mir detstva. Materialy XX Mezhdunarodnoy konferentsii. T. 48. Inklyuziya i osobyj rebenok: sistema tsennostej [A child in the modern world. The valuable world of childhood. Proceedings of the XX International conference. Vol. 48. Inclusion and the special child: The value system]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 50–54. (In Russian)
Mukina, E. Yu. (2016) Usloviya sotsial’nogo razvitiya mladshikh shkol’nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya [Conditions of social development of younger school students with limited opportunities of health]. Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal “Gaudeamus” — Psychological-Pedagogical Journal “Gaudeamus”, vol. 15, no. 1, pp. 42–49. (In Russian)
Nikitina, M. I. (2015) Sreda i ee rol’ v razvitii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya [The environment and its role in the development of children with disabilities]. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina. Seriya: Pedagogika — The Bulletin of Leningrad State University named after A. S. Pushkin. Series: Pedagogy, vol. 3, no. 1, pp. 23–26. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Любовь Михайловна Костина, Эльвира Брониславовна Дунаевская, Валентина Ивановна Богомягкова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.