Особенности зрительно-пространственной рабочей памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья с разным латеральным профилем
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-3-192-199Ключевые слова:
дети с ограниченными возможностями здоровья, латеральный профиль, зрительно-пространственная память, рабочая память, младшие школьникиАннотация
Представлены результаты исследования зрительно- пространственной рабочей памяти у детей с задержкой психического развития. В исследовании приняли участие учащиеся вторых классов одной из школ города Санкт-Петербурга в количестве 50 человек, обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития. Были использованы пробы на выявление латерального профиля. Для выявления особенностей зрительно-пространственной рабочей памяти компьютерная методика с тестами «Кубики Корси», «Глазомер», «Ориентация линии» (компьютерная версия Пробы Бентона). В результате исследования младшие школьники распределились на три группы: в группу со смешанным профилем вошли 66 % испытуемых, группа с правым латеральным профилем составила 32 % обучающихся, и левый профиль выявлен у 2 %. У обучающихся в группе со смешанным профилем имеются трудности в зрительно-пространственной интеграции, трудности с запоминанием информации на короткое время и ее последующим использованием в процессе выполнения заданий, снижение объема памяти, в частности кратковременной зрительной памяти и скорости запоминания, и в точности извлекаемой зрительно-пространственной информации. Младшие школьники с задержкой психического развития с правым профилем асимметрии испытывают трудности восприятия локального уровня зрительного материала, что проявляется при воспроизведении разрозненных стимулов и при нахождении детали в целостном изображении, а также отмечается целый ряд специфических ошибок при выполнении зрительно-пространственных проб. Для испытуемого с левым латеральным профилем характерна быстрая отвлекаемость, быстрая истощаемость, а также быстрое забывание инструкции задания и низкая концентрация внимания.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Ахутина, Т. В., Корнеев, А. А., Матвеева, Е. Ю. и др. (2018) Компьютерная батарея нейропсихологического обследования детей 6–9 лет «Ахутина-2017». Руководство пользователя. М.: Российский фонд фундаментальных исследований, 69 с.
Брагина, Н. Н., Доброхотова, Т. А. (1981) Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 287 с.
Васильева, И. К., Дунаевская, Э. Б. (2020) Исследование особенностей тормозного контроля у детей с задержкой психического развития Комплексные исследования детства, т. 2, № 2, с. 90–97. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-2-90-97
Величковский, Б. Б. (2015) Рабочая память человека. Структура и механизмы. М.: Когито-Центр, 247 с.
Горбунова, Е. С. (2017) Пространственная рабочая память при решении задачи зрительного поиска множественных стимулов. Экспериментальная психология, т. 10, № 1, с. 38–52. https://doi.org/10.17759/exppsy.2017100104
Декина, Е. В., Шалагинова, К. С. (2023) Особенности развития памяти младших школьников в процессе активной познавательной деятельности и воспитания: влияние цифровизации образования. Вестник практической психологии образования, т. 20, № 3, с. 66–77. https://doi.org/10.17759/bppe.2023200305
Дунаева, З. М. (1980) Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. Дефектология, № 4, с. 27–34.
Дунаевская, Э. Б., Котова, С. А. (2014) Особенности реагирования на стресс учителей в новых условиях современного образования. Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, № 9, с. 43–45.
Кисова, В. В., Семенов, А. В. (2015) Эмпирический анализ состояния системы образования детей с задержкой психического развития в России. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, № 12-6, с. 1127–1132.
Костина, Л. М., Дунаевская, Э. Б., Богомягкова, В. И. (2020) Отношение младших школьников к детям с ОВЗ в инклюзивном образовании. Комплексные исследования детства, т. 2, № 4, с. 263–270. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-263-270
Косьяненко, А. А., Могильников, Ю. В. (2018) Определение индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий. В кн.: Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы VII международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, с. 571–576.
Котова, С. А., Дунаевская, Э. Б. (2013) Условия подготовки перехода общеобразовательных школ на инклюзивное образование. В кн.: Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства: материалы XX Международной конференции. Т. 48. Инклюзия и особый ребенок: система ценностей. СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, с. 50–54.
Никашина, Н. А. (2004) Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы. СПб.: Речь, с. 357–369.
Николаева, Е. И. (2009) Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб.: Детство-Пресс, 128 с.
Николаева, Е. И., Сиверцева, К. В. (2021) Факторы, предопределяющие эффективность рабочей памяти и тормозного контроля в дошкольном возрасте. Вестник психофизиологии, № 1, с. 48–54.
Таймазова, Э. М. (2020) Специфика развития зрительного гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития при овладении чтением. Форум молодых ученых, № 4 (44), с. 285–289.
Хомская, Е. Д., Ефимова, И. В., Будыка, Е. В., Ениколопова, Е. В. (2011) Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Академия, 160 с.
REFERENCES
Akhutina, T. V., Korneev, A. A., Matveeva, E. Yu. et al. (2018) Komp’yuternaya batareya nejropsikhologicheskogo obsledovaniya detej 6–9 let “Akhutina-2017”. Rukovodstvo pol’zovatelya [Computer battery for neuropsychological assessment in 6–9 years old children “Akhutina-2017”]. Moscow: Russian Foundation for Basic Research Publ., 69 p. (In Russian)
Bragina, N. N., Dobrokhotova, T. A. (1981) Funktsional’naya asimmetriya cheloveka [Functional asymmetry in humans]. Moscow: Meditsina Publ., 287 p. (In Russian)
Dekina, E. V., Shalaginova, K. S. (2023) Osobennosti razvitiya pamyati mladshikh shkol’nikov v protsesse aktivnoj poznavatel’noj deyatel’nosti i vospitaniya: vliyanie tsifrovizatsii obrazovaniya [Features of the development of memory of primary schoolchildren in the process of active cognitive activity and education: The impact of digitalization of education]. Vestnik prakticheskoj psikhologii obrazovaniya — Bulletin of Practical Psychology of Education, vol. 20, no. 3, pp. 66–77. https://doi.org/10.17759/bppe.2023200305 (In Russian)
Dunaeva, Z. M. (1980) Formirovanie prostranstvennykh predstavlenij u detej s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya [Formation of spatial concepts in children with mental retardation]. Defektologiya — Defectology, no. 4, pp. 27–34. (In Russian)
Dunaevskaya, E. B., Kotova, S. A. (2014) Osobennosti reagirovaniya na stress uchitelej v novykh usloviyakh sovremennogo obrazovaniya [Teachers’ stress response features under the new conditions of modern education]. Vestnik Khakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. F. Katanova — Bulletin of the Khakass State University named after N. F. Katanov, no. 9, pp. 43–45. (In Russian)
Gorbunova, E. S. (2017) Prostranstvennaya rabochaya pamyat’ pri reshenii zadachi zritel’nogo poiska mnozhestvennykh stimulov [Spatial working memory in visual search for multiple targets]. Eksperimental’naya psikhologiya — Experimental Psychology, vol. 10, no. 1, pp. 38–52. https://doi.org/10.17759/exppsy.2017100104 (In Russian)
Khomskaya, E. D., Efimova, I. V., Budyka, E. V., Enikopolova, E. V. (2011) Nejropsikhologiya individual’nykh razlichij [Neuropsychology of individual differences]. Moscow: Academia Publ., 160 p. (In Russian)
Kisova, V. V., Semenov, A. V. (2015) Empiricheskij analiz sostoyaniya sistemy obrazovaniya detej s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya v Rossii [Empirical analysis of status of the education system of children with mental development delay]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovanij — International Journal of Applied and Fundamental Research, vol. 12-6, pp. 1127–1132 (In Russian)
Kostina, L. M., Dunaevskaya, E. B., Bogomyagkova, V. I. (2020) Otnoshenie mladshikh shkol’nikov k detyam s OVZ v inklyuzivnom obrazovanii [Attitude of primary school children to children with disabilities in inclusive education]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 4, pp. 263–270. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-263-270 (In Russian)
Kos’yanenko, A. A., Mogilnikov, Yu. V. (2018) Opredelenie individual’nogo profilya funktsional’noj asimmetrii polusharij [Determination of the individual profile of functional asymmetry of the hemispheres]. In: Problemy razvitiya fizicheskoj kul’tury i sporta v novom tysyacheletii: materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Problems of development of physical culture and sports in the new millennium: Materials of the VII international scientific and practical conference]. Ekaterinburg: Russian State Professional Pedagogical University Publ., pp. 571–576. (In Russian)
Kotova, S. A., Dunaevskaya, E. B. (2013) Usloviya podgotovki perekhoda obshcheobrazovatel’nykh shkol na inklyuzivnoe obrazovanie [Conditions for preparing the transition of comprehensive schools to inclusive education]. In: Rebenok v sovremennom mire. Tsennostnyj mir detstva: materialy XX Mezhdunarodnoj konferentsii. T. 48. Inklyuziya i osobyj rebenok: sistema tsennostej [A child in the modern world. The valuable world of childhood: Proceedings of the XX International conference. Vol. 48. Inclusion and the special child: The value system]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 50–54. (In Russian)
Nikashina, N. A. (2004) Pedagogicheskaya kharakteristika detej s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya. Osnovnye napravleniya korrektsionnoj raboty [Pedagogical characteristics of children with mental retardation. Main directions of correctional work]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., pp. 357–369. (In Russian)
Nikolaeva, E. I. (2009) Levorukij rebenok: diagnostika, obuchenie, korrektsiya [Left-handed child: Diagnosis, training, correction]. Saint Petersburg: Detstvo-Press Publ., 128 p. (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Sivertseva, K. V. (2021) Faktory, predopredelyayushchie effektivnost’ rabochej pamyati i tormoznogo kontrolya v doshkol’nom vozraste [Factors preventing the efficiency of working memory and inhibitory control at preschoolers]. Vestnik psikhofiziologii — Psychophysiology News, no. 1, pp. 48–54. (In Russian)
Taymazova, E. M. (2020) Spetsifika razvitiya zritel’nogo gnozisa u mladshikh shkol’nikov s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya pri ovladenii chteniem [The specificity of the development of the visual gnosis younger students with mental retardation in the mastery of reading]. Forum molodykh uchenykh, no. 4 (44), pp. 285–289. (In Russian)
Vasileva, I. K., Dunaevskaya, E. B. (2020) Issledovanie osobennostej tormoznogo kontrolya u detej s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya [Features of inhibitory control in children with delayed mental development]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 2, pp. 90–97. https://doi.org/0.33910/2687-0223-2020-2-2-90-97 (In Russian)
Velichkovsky, B. B. (2015) Rabochaya pamyat’ cheloveka. Struktura i mekhanizmy [Working memory of a person. Structure and mechanisms]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 247 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Эльвира Брониславовна Дунаевская

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.