Особенности личности подростков с различными музыкальными предпочтениями
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-1-23-29Ключевые слова:
личность, подростковый возраст, тревожность, агрессивность, музыкальные жанрыАннотация
В современных условиях развития общества остро встает вопрос воспитания и развития подрастающего поколения. Особое место в этом процессе отводится школе. С ускорением темпов развития новые проблемы, возникающие у подростков, требуют новых методов решения, поскольку традиционные подходы уже не всегда эффективны. Таким образом, изучение и понимание факторов, влияющих на развитие личности подростков, остается важной задачей для психологии и системы образования.
В новых реалиях перед научным сообществом возникает необходимость изучения особенностей личности современных подростков в зависимости от их интересов, склонностей и предпочтений. Многие авторы отмечают тенденцию к примитивизации музыкальных предпочтений подростков, что негативно сказывается на их развитии. Однако хочется отметить, что эта тема недостаточно изучена, поэтому наше исследование является актуальным. Целью эмпирического исследования стало определение связи личностных особенностей с предпочитаемым музыкальным жанром у подростков, учащихся образовательных организаций. В качестве методов были использованы стандартизированные методики и авторский опросник.
Результаты эмпирического исследования позволяют говорить о наличии связи между предпочтениями у подростков «сложных» по структуре музыкальных жанров и повышенным уровнем агрессивности и личностной тревожности. Не обнаружено связи предпочитаемых музыкальных жанров с темпераментными особенностями и акцентуациями характера у испытуемых.
Самыми востребованными и проверенными методами в работе с подростками на данный момент являются тренинговые занятия и арт-терапия. Полученные результаты могут быть использованы в проведении арт-терапии в психологической практике педагога- психолога образовательного учреждения.
Библиографические ссылки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акулова, О. В., Алексеева, Е. Е., Барышева, Т. А. и др. (2017) Институт детства Герценовского университета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 431 с.
Воротникова, Ю. С., Жалюк, В. Р. (2021) Музыка как инструмент снижения ситуативной тревожности у подростков. Colloquium-journal, № 7-2 (94), с. 33–36. https://doi.org/10.24412/2520-6990-2021-794-33-36
Грязнова, Е. В., Губанова, Е. М. (2019) Влияние современной музыки на человека, приводящего к аутодеструктивному поведению. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 8, № 3 (28), с. 329–331. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0803-0085
Костина, Л. М. (2012) Психологическая безопасность личности: подходы, компоненты. В кн.: Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации. Сборник материалов Международной научно- практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 294–298.
Ломовская, С. А., Потей, Л. В. (2021) Проблема влияния информационных технологий на виды досуга молодежи. Научно-педагогическое обозрение, № 6 (40), с. 64–75. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-6-64-75
Пантелеев, А. Ф. (2012) Взаимосвязь музыкальных предпочтений и психологических особенностей слушателей музыки. Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика, т. 12, № 2, с. 67–72.
Романова, А. Н., Савельев, С. Г. (2022) Влияние различных жанров музыки на кратковременную память студентов в процессе обучения. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, т. 11, № 5-1, с. 142–151. https://doi.org/10.34670/AR.2022.56.69.019
Сизова, О. А., Ульянова, Р. А. (2021) Исследование проблем музыкальных предпочтений подрастающего поколения. Перспективы науки, № 3 (138), с. 89–91.
Ткачук, Д. В. (2021) Факторы формирования и функционирования музыкально-художественных вкусов современной российской молодежи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. СПб., СПбГУ, 306 с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». (2012) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa/ (дата обращения 12.01.2025).
Gerra, G., Zaimovic, A., Franchini, D. et al. (1998) Neuroendocrine responses of healthy volunteers to “techno-music”: Relationships with personality traits and emotional state. International Journal of Psychophysiology, vol. 28, no. 1, pp. 99–111. https://doi.org/10.1016/S0167-8760(97)00071-8
Huang, C, Gu, S. (2024) Effectiveness of music therapy in enhancing empathy and emotional recognition in adolescents with intellectual disabilities. Acta Psychologia, vol. 243, pp. 104–152. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2024.104152
McConnell, C., Poulin, F., White-Gosselin, C. É., Lacourse, É. (2024) Trajectories of goth music preferences in adolescence and psychological adjustment in adult-hood. Journal of Youth and Adolescence, vol. 53, no. 4, pp. 927–939 https://doi.org/10.1007/s10964-023-01873-9
REFERENCES
Akulova, O. V., Alekseeva, Е. Е., Barysheva, T. A. et al. (2017) Institut detstva Gertsenovskogo universiteta [Institute of Childhood of Herzen University]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 431 p. (In Russian)
Gerra, G, Zaimovic, A, Franchini, D. et al. (1998) Neuroendocrine responses of healthy volunteers to “techno-music”: Relationships with personality traits and emo-tional state. International Journal of Psychophysiology, vol. 28, no. 1, рр. 99–111. https://doi.org/10.1016/S0167-8760(97)00071-8 (In English)
Gryaznova, E. V., Gubanova, E. M. (2019) Vliyanie sovremennoj muzyki na cheloveka, privodyashchego k autodestruktivnomu povedeniyu [The influence of contemporary music on people, leading to autodestructive behavior]. Azimut nauchnykh issledvoanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 8, no. 3 (28), pp. 329–331. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0803-0085 (In Russian)
Huang, C, Gu, S. (2024) Effectiveness of music therapy in enhancing empathy and emotional recognition in adolescents with intellectual disabilities. Acta Psychologia, vol. 243, рр. 104–152. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2024.104152 (In English)
Kostina, L. M. (2012) Psikhologicheskaya bezopasnost’ lichnosti: podkhody, komponenty [Psychological security of the individual: approaches, components]. In: Preemstvennost’ psikhologicheskoj nauki v Rossii: traditsii i innovatsii. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, posvyashchennoj 215-letiyu Gertsenovskogo universiteta [Continuity of psychological science in Russia: Traditions and Innovations. Collection of materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 215th anniversary of Herzen University]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 294–298. (In Russian)
Lomovskaya, S. A., Potej, L. V. (2021) Problema vliyaniya informatsionnykh tekhnologij na vidy dosuga molodezhi [The problem of information technologies influence on the types of the youth’s leisure]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie — Pedagogical Review, no. 6 (40), pp. 64–75. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-6-64-75 (In Russian)
McConnell, C., Poulin, F., White-Gosselin, C. É., Lacourse, É. (2024) Trajectories of goth music preferences in adolescence and psychological adjustment in adult-hood. Journal of Youth and Adolescence, vol. 53, no. 4, рр. 927–939. https://doi.org/10.1007/s10964-023-01873-9 (In English)
Panteleev, A. F. (2012) Vzaimosvyaz’ muzykal’nykh predpochtenij i psikhologicheskikh osobennostej slushatelej muzyki [Research on the correlations between musical preferences and individual psychological features of a person]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika — Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, vol. 12, no. 2, pp. 67–72. (In Russian)
Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 17 maya 2012 g. № 413 “Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya” [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 17, 2012 No. 413 “On approval of the federal state educational standard of secondary general education”]. (2012) [Online]. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa/ (accessed 12.01.2025). (In Russian)
Romanova, A. N., Savel’ev, S. G. (2022) Vliyaniye razlichnykh zhanrov muzyki na kratkovremennuyu pamyat’ studentov v protsesse obucheniya [The influence of various genres of music on the short-term memory of students in the learning process]. Psikhologiya. Istoriko-kriticheskiye obzory i sovremennyye issledovaniya — Psychology. Historical-critical Reviews and Current Research, vol. 11, no. 5-1, pp. 142–151. https://doi.org/10.34670/AR.2022.56.69.019 (In Russian)
Sizova, O. A., Ul’yanova, R. A. (2021) Issledovaniye problem muzykal’nykh predpochtenij podrastayushchego pokoleniya [The research into problems of musical preferences of younger generation]. Perspektivy nauki — Science Prospects, no. 3 (138), pp. 89–91 (In Russian)
Tkachuk, D. V. (2021) Faktory formirovaniya i funktsionirovaniya muzykal’no-khudozhestvennykh vkusov sovremennoj rossijskoj molodezhi [Factors of formation and functioning of musical and artistic tastes of modern Russian youth]. PhD dissertation (Sociology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 306 p. (In Russian)
Vorotnikova, Yu. S., Zhalyuk, V. R. (2021) Muzyka kak instrument snizheniya situativnoy trevozhnosti u podrostkov [Music as a tool for reducing situational anxiety in adolescents]. Colloquium-journal, no. 7-2 (94), pp. 33–36. https://doi.org/10.24412/2520-6990-2021-794-33-36 (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Любовь Михайловна Костина, Анастасия Александровна Терехова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.