Особенности взаимосвязи рабочей памяти и тормозного контроля у детей 5–7 лет, различное время вовлеченных во взаимодействие с гаджетами
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-1-4-13Ключевые слова:
дети 5–7 лет, исполнительные функции, тормозный контроль, рабочая память, гаджетАннотация
В работе поставлена задача оценить возможные сочетания уровня сформированности исполнительных функций (тормозный контроль и рабочая память) у детей 5–7 лет, в разной степени вовлеченных во взаимодействие с гаджетом.
Актуальность работы обусловлена все более ранней включенностью детей дошкольного возраста во взаимодействие с тем или иным гаджетом и длительным пребыванием перед экраном. В исследовании участвовало 40 детей (из них 25 девочек, 15 мальчиков). Оценивались исполнительные функции в парадигме go/go и go/no-go (рабочая память измерялась с помощью методики О. М. Разумниковой). Данные были проанализированы с использованием библиотеки Scikit-learn на основе языка программирования Python. Все переменные были стандартизированы (преобразованы в зет-оценки), чтобы привести значения из разных шкал к единому формату. Проводилась кластеризация полученных данных, использовались регрессионный и факторный анализы. Было получено, что всех детей можно разделить на три кластера, причем первый кластер характеризовался самым высоким уровнем тормозного контроля и средним уровнем сформированности рабочей памяти. Дети второго кластера отличались от детей других кластеров высоким объемом рабочей памяти. Наконец, дети третьего кластера имели низкие показатели и тормозного контроля, и рабочей памяти. Сочетания, в которых оба показателя исполнительных функций были бы высокими, в данной выборке обнаружено не было. Было показано, что дети с самым высоким уровнем тормозного контроля имели ограничение по времени пребывания с гаджетом в будние дни. Более того, их отцы имели самый большой возраст в данной выборке.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Величковский, Б. Б. (2015) Рабочая память человека. Структура и механизмы. М.: Изд-во МГУ, 247 с.
Веракса, А. Н., Кадурина, Д. А., Мартыненко, М. Н., Якупова, В. А. (2016) NEPSY-II как инструмент изучения регуляторных функций дошкольников в России. Воспитание и обучение детей младшего возраста, № 5, с. 81–82.
Вергунов, Е. Г., Николаева, Е. И., Боброва, Ю. В. (2019) К вопросу о психометрической надежности некоторых психологических методик. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 12, № 1, с. 61–68.
Виленская, Г. А. (2016) Исполнительные функции: природа и развитие. Психологический журнал, т. 37, № 4, с. 21–31.
Исаченкова, М. Л., Николаева, Е. И. (2023) Анализ самооценки детей от пяти до одиннадцати лет собственной включенности в цифровую среду. Мир науки. Педагогика и психология, т. 11, № 5.
Калабина, И. А., Никитина, Е. А., Николаева, Е. И. (2024) Исследование специфики действий ребенка дошкольного возраста с гаджетом и опосредование этого поведения родителями. Science for Education Today, т. 14, № 3, с. 7–23. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2403.01
Николаева, Е. И., Вергунов, Е. Г. (2017) Что такое «executive functions» и их развитие в онтогенезе. Теоретическая и экспериментальная психология, т. 10, № 2, с. 62–81.
Николаева, Е. И., Калабина, И. А., Сутормина, Н. В. (2024) Современный дошкольник в цифровом пространстве. В кн.: Д. В. Ушаков, А. Л. Журавлев, А. В. Махнач и др. (ред.). Психология личности: методология, теория, практика. М.: Изд-во Института психологии РАН, с. 715–720.
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». (2020) [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/view/0001202012210122 (дата обращения 16.01.2025).
Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2019) Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации. Вопросы психологии, № 2, с. 124–132.
Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2021) Онтогенез тормозного контроля когнитивных функций и поведения. Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 159 с.
Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2023) Онтогенез эффекта проактивной интерференции в зрительной кратковременной памяти. Российский психологический журнал, т. 20, № 4, с. 101–115. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.6
Сутормина, Н. В., Николаева, Е. И., Калабина, И. А. (2024) Сравнительный анализ стратегий, применяемых в рабочей памяти дошкольниками и подростками. Психология образования в поликультурном пространстве, № 4 (68), с. 30–42.
Annarumma, M., Tedesco, I., Vitale, L. (2018) Mobile generation, digital devices and preschool education. International Journal of Digital Literacy and Digital Competence, vol. 9, no. 4, pp. 19–32. https://doi.org/10.4018/IJDLDC.2018100102
Anzman-Frasca, S., Francis, L. A., Birch, L. L. (2015) Inhibitory control is associated with psychosocial, cognitive, and weight outcomes in a longitudinal sample of girls. Translation Issues in Psychological Science, vol. 1, no. 3, pp. 203–216. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/tps0000028
Baddeley, A. D., Allen, R. J., Hitch, G. J. (2011) Binding in visual working memory: The role of the episodic buffer. Neuropsychologia, vol. 49, no. 6, pp. 1393–1400. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2010.12.042
Bener, A., Al-Mahdi, H. S., Vachhani, P. J. et al. (2010) Do excessive internet use, television viewing and poor lifestyle habits affect low vision in school children? Journal of Child Health Care, vol. 14, no. 4, pp. 375–385. https://doi.org/10.1177/1367493510380081
Berchtold, A., Akré, C., Barrense-Dias, Y. et al. (2018) Daily internet time: Towards an evidence-based recommendation? The European Journal of Public Health, vol. 28, no. 4, pp. 647–651. https://doi.org/10.1093/eurpub/cky054
Cheng, X., Zhen, K., Fan, Y. et al. (2023) The effects of equine-assisted activities on execution function in children aged 7–8 years: A randomized controlled trial. Brain and Behavior, vol. 13, no. 9, article e3148. https://doi.org/10.1002/brb3.3148
Friedman, N. P., Miyake, A. (2017) Unity and diversity of executive functions: Individual differences as a window on cognitive structure. Cortex, vol. 86, pp. 186–204. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2016.04.023
Gathercole, S. E., Pickering, S. J, Ambridge, B., Wearing, H. (2004) The structure of working memory from 4 to 15 years of age. Developmental Psychology, vol. 40, no. 2, pp. 177–190. https://doi.org/10.1037/0012-1649.40.2.177
Goode, J. A., Fomby, P., Mollborn, S., Limburg, A. (2020) Children’s technology time in two U.S. cohorts. Child Indicators Research, vol. 13, pp. 1107–1132. https://doi.org/10.1007/s12187-019-09675-x
Göpfert, D., Traub, J., Sell, R. et al. (2023) Profiles of cognitive impairment in chronic heart failure—A cluster analytic approach. Frontiers in Human Neuroscience, vol. 17. https://doi.org/10.3389/fnhum.2023.1126553
Hasher, L., Lustig, C., Zacks, R. (2012) Inhibitory mechanisms and the control of attention. In: A. Conway (ed.). Variation in Working Memory. New York: Oxford Academic Publ., pp. 227–249. http://dx.doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195168648.003.0009
Khachatryan, K., Otten, D., Beutel, M. E. et al. (2023) Mental resources, mental health and sociodemography: A cluster analysis based on a representative population survey in a large German city. BMC Public Health, vol. 23, article 1827. https://doi.org/10.1186/s12889-023-16714-4
Kumari, J. A. P. (2020) The role of products of microfinance for reducing the poverty of the borrowers: Exploratory factor analysis. International Journal of Management Excellence, vol. 15, no. 3, pp. 2244–2251. https://doi.org/10.17722/ijme.v15i3.1172
Nikolaeva, E. I., Isaiko, A. А., Soboleva, N. А. (2020) Relationship between intelligence and executive functions in preschoolers. Lurian Journal, vol. 1, no. 2, pp. 30–43. http://dx.doi.org/10.15826/Lurian.2020.1.2.3
Nikolaeva, E. I., Kalabina, I. A., Progackaya, T. K., Ivanova, E. V. (2023) Ground rules for preschooler exposure to the digital environment: A review of studies. Psychology in Russia, vol. 16, no. 4, pp. 37–54. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0403
Pedregosa, F., Varoquaux, G., Gramfort, A. et al. (2011) Scikit-learn: Machine learning in Python. Journal of Machine Learning Research, vol. 12, pp. 2825–2830. https://doi.org/10.48550/arXiv.1201.0490
Rodríguez, C. (2022) The construction of executive function in early development: The pragmatics of action and gestures. Human Development, vol. 66, no. 4–5, pp. 239–259. https://doi.org/10.1159/000526340
Smita, M. (2021) Logistic regression model for predicting performance of S&P BSE30 company using IBM SPSS. International Journal of Mathematics Trends and Technology, vol. 67, no. 7, pp. 118–134. https://doi.org/10.14445/22315373/IJMTT-V67I7P515
Unsworth, N., Robison, M. (2020) Working memory capacity and sustained attention: A cognitive-energetic perspective. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, vol. 46, no. 1, pp. 77–103. https://doi.org/10.1037/xlm0000712
REFERENCES
Annarumma, M., Tedesco, I., Vitale, L. (2018) Mobile generation, digital devices and preschool education. International Journal of Digital Literacy and Digital Competence, vol. 9, no. 4, pp. 19–32. https://doi.org/10.4018/IJDLDC.2018100102 (In English)
Anzman-Frasca, S., Francis, L. A., Birch, L. L. (2015) Inhibitory control is associated with psychosocial, cognitive, and weight outcomes in a longitudinal sample of girls. Translational Issues in Psychological Science, vol. 1, no. 3, pp. 203–216. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/tps0000028 (In English)
Baddeley, A. D., Allen, R. J., Hitch, G. J. (2011) Binding in visual working memory: The role of the episodic buffer. Neuropsychologia, vol. 49, no. 6, pp. 1393–1400. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2010.12.042 (In English)
Bener, A., Al-Mahdi, H. S., Vachhani, P. J. et al. (2010) Do excessive internet use, television viewing and poor lifestyle habits affect low vision in school children? Journal of Child Health Care, vol. 14, no. 4, pp. 375–385. https://doi.org/10.1177/1367493510380081 (In English)
Berchtold, A., Akré, C., Barrense-Dias, Y. et al. (2018) Daily internet time: Towards an evidence-based recommendation? The European Journal of Public Health, vol. 28, no. 4, pp. 647–651. https://doi.org/10.1093/eurpub/cky054 (In English)
Cheng, X., Zhen, K., Fan, Y. et al. (2023) The effects of equine-assisted activities on execution function in children aged 7–8 years: A randomized controlled trial. Brain and Behavior, vol. 13, no. 9, article e3148. https://doi.org/10.1002/brb3.3148 (In English)
Friedman, N. P., Miyake, A. (2017) Unity and diversity of executive functions: Individual differences as a window on cognitive structure. Cortex, vol. 86, pp. 186–204. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2016.04.023 (In English)
Gathercole, S. E., Pickering, S. J, Ambridge, B., Wearing, H. (2004) The structure of working memory from 4 to 15 years of age. Developmental Psychology, vol. 40, no. 2, pp. 177–190. https://doi.org/10.1037/0012-1649.40.2.177 (In English)
Goode, J. A., Fomby, P., Mollborn, S., Limburg, A. (2020) Children’s technology time in two U.S. cohorts. Child Indicators Research, vol. 13, pp. 1107-1132. https://doi.org/10.1007/s12187-019-09675-x (In English)
Göpfert, D., Traub, J., Sell, R. et al. (2023) Profiles of cognitive impairment in chronic heart failure—A cluster analytic approach. Frontiers in Human Neuroscience, vol. 17. https://doi.org/10.3389/fnhum.2023.1126553 (In English)
Hasher, L., Lustig, C., Zacks, R. (2012) Inhibitory mechanisms and the control of attention. In: A. Conway (ed.). Variation in Working Memory. New York: Oxford Academic Publ., pp. 227–249. http://dx.doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195168648.003.0009 (In English)
Isachenkova, M. L., Nikolaeva, E. I. (2023) Analiz samootsenki detej ot pyati do odinnadtsati let sobstvennoj vklyuchennosti v tsifrovuyu sredu [Analysis of self-assessment of children from 5–11 years old for independent inclusion in the digital environment]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 11, no. 5. (In Russian)
Kalabina, I. A., Nikitina, E. A., Nikolaeva, E. I. (2024) Issledovanie spetsifiki dejstvij rebenka doshkol’nogo vozrasta s gadzhetom i oposredovanie etogo povedeniya roditelyami [Peculiarities of a preschool children’s usage of digital gadgets determined by adults]. Science for Education Today, vol. 14, no. 3, pp. 7–23. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2403.01 (In Russian)
Khachatryan, K., Otten, D., Beutel, M. E. et al. (2023) Mental resources, mental health and sociodemography: A cluster analysis based on a representative population survey in a large German city. BMC Public Health, vol. 23, article 1827. https://doi.org/10.1186/s12889-023-16714-4 (In English)
Kumari, J. A. P. (2020) The role of products of microfinance for reducing the poverty of the borrowers: Exploratory factor analysis. International Journal of Management Excellence, vol. 15, no. 3, pp. 2244–2251. https://doi.org/10.17722/ijme.v15i3.1172 (In English)
Nikolaeva, E. I., Isaiko, A. А., Soboleva, N. А. (2020) Relationship between intelligence and executive functions in preschoolers. Lurian Journal, vol. 1, no.2, pp. 30–43. http://dx.doi.org/10.15826/Lurian.2020.1.2.3 (In English)
Nikolaeva, E. I., Kalabina, I. A., Progackaya, T. K., Ivanova, E. V. (2023) Ground rules for preschooler exposure to the digital environment: A review of studies. Psychology in Russia, vol. 16, no. 4, pp. 37–54. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0403 (In English)
Nikolaeva, E. I., Kalabina, I. A., Sutormina, N. V. (2024) Sovremennyj doshkol’nik v tsifrovom prostranstve [Modern preschooler in digital space]. In: D. V. Ushakov, A. L. Zhuravlev, A. V. Makhnach et al. (ed.). Psikhologiya lichnosti: metodologiya, teoriya, praktika [Psychology of personality: Methodology, theory, practice]. Moscow: Institute of Psychology RAN Publ., pp. 715–720. (In Russian)
Nikolaeva, E. I., Vergunov, E. G. (2017) Chto takoe “executive functions” i ikh razvitie v ontogeneze [Executive functions and their development in ontogenesis]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya — Theoretical and Experimental Psychology, vol. 10, no. 2, pp. 62–81. (In Russian)
Pedregosa, F., Varoquaux, G., Gramfort, A. et al. (2011) Scikit-learn: Machine learning in Python. Journal of Machine Learning Research, vol. 12, pp. 2825–2830. https://doi.org/10.48550/arXiv.1201.0490 (In English)
Postanovlenie glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federatsii ot 28 sentyabrya 2020 g. No. 8 “Ob utverzhdenii sanitarnykh pravil SP 2.4. 3648-20 ‘Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k organizatsiyam vospitaniya i obucheniya, otdykha i ozdorovleniya detej i molodezhi’ ” [Resolution of the chief state sanitary doctor of the Russian Federation dated September 28, 2020 No. 28. “On approval of sanitary rules SP 2.4. 3648- 20 ‘Sanitary and epidemiological requirements to organizations of education and training, recreation and health improvement of children and youth’ ”]. (2020) [Online]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/view/0001202012210122 (accessed 16.01.2020). (In Russian)
Razumnikova, O. M., Nikolaeva, E. I. (2019) Vozrastnye osobennosti tormoznogo kontrolya i proaktivnaya interferentsiya pri zapominanii zritel’noj informatsii [Age characteristics inhibitory control in the model of proactive interference]. Voprosy psikhologii, no. 2, pp. 124–132. (In Russian)
Razumnikova, O. M., Nikolaeva, E. I. (2021) Ontogenez tormoznogo kontrolya kognitivnyлh funkеыij i povedeniya [Ontogenesis of inhibitory control of cognitive functions and behavior]. Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University Publ., 159 p. (In Russian)
Razumnikova, O. M., Nikolaeva, E. I. (2023) Ontogenez effekta proaktivnoj interferentsii v zritel’noj kratkovremennoj pamyati [Ontogeny of the proactive interference in visual short-term memory]. Rossijskij psikhologicheskij zhurnal — Russian Psychological Journal, vol. 20, no. 4, pp. 101–115. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.6 (In Russian)
Rodríguez, C. (2022) The construction of executive function in early development: The pragmatics of action and gestures. Human Development, vol. 66, no. 4–5, pp. 239–259. https://doi.org/10.1159/000526340 (In English)
Smita, M. (2021) Logistic regression model for predicting performance of S&P BSE30 company using IBM SPSS. International Journal of Mathematics Trends and Technology, vol. 67, no. 7, pp. 118–134. https://doi.org/10.14445/22315373/IJMTT-V67I7P515 (In English)
Sutormina, N. V., Nikolaeva, E. I., Kalabina, I. A. (2024) Sravnitel’nyj analiz strategij, primenyaemykh v rabochej pamyati doshkol’nikami i podrostkami [Comparative analysis of strategies used in working memory by preschoolers and adolescents]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve — Psychology of Education in a Multicultural Space, no. 4 (68), pp. 30–42. (In Russian)
Unsworth, N., Robison, M. (2020) Working memory capacity and sustained attention: A cognitive-energetic perspective. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, vol. 46, no. 1, pp. 77–103. https://doi.org/10.1037/xlm0000712 (In English)
Velichkovskij, B. B. (2015) Rabochaya pamyat’ cheloveka. Struktura i mekhanizmy [Human working memory. Structure and mechanisms]. Moscow: Lomonosov Moscow State University Publ., 247 p. (In Russian)
Veraksa, A. N., Kadurina, D. A., Martynenko, M. N., Yakupova, V. A. (2016) NEPSY-II kak instrument izucheniya regulyatornykh funktsij doshkol’nikov v Rossii [NEPSY-II as a tool for studying the regulatory functions of preschoolers in Russia]. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta, no. 5, pp. 81–82. (In Russian)
Vergunov, E. G., Nikolaeva, E. I., Bobrova, Yu. V. (2019) K voprosu o psikhometricheskoj nadezhnosti nekotorykh psikhologicheskikh metodik [On the issue of psychometric reliability of some psychological methods]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya — Theoretical and Experimental Psychology, vol. 12, no. 1, pp. 61–68. (In Russian)
Vilenskaya, G. A. (2016) Ispolnitel’nye funktsii: priroda i razvitie [Executive functions: Nature and development]. Psikhologicheskij zhurnal, vol. 37, no. 4, pp. 21–31. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Надежда Владимировна Сутормина, Инна Александровна Калабина, Елена Ивановна Николаева

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.