Цель семейного воспитания: взгляд современных родителей

Авторы

  • Полина Александровна Антонова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-3094-8444
  • Максим Ефтимицэ Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-4072-7880
  • Евгения Владимировна Иванова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-4060-6248
  • Татьяна Константиновна Прогацкая Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-5592-9472
  • Инна Александровна Калабина Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-7634-4155

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-2-91-100

Ключевые слова:

воспитание, личностные качества ребенка, результат воспитания, родитель, семейное воспитание, цели воспитания

Аннотация

Статья посвящена исследованию взглядов современных родителей на цели семейного воспитания. В статье представлены данные опроса 108 родителей разных возрастных групп (от 20 до 60 лет). Родители отвечали на вопросы о цели семейного воспитания и личностных качествах, которые они считают необходимыми воспитать у своих детей. Полученные данные позволяют говорить о приоритете нравственной сферы личности как в формулировках целевых ориентиров, так  и в предпочитаемых личностных качествах ребенка. Благополучие ребенка относится к числу приоритетов родителей и может рассматриваться  и как желаемый результат воспитания, и как необходимое условие достижения воспитательных целей в семье. Выявлена разница в подходах к цели воспитания в разных возрастных группах родителей. Определены наиболее предпочитаемые качества, которые большинство родителей стремятся воспитать в своем ребенке: доброта, ответственность, честность, целеустремленность, самостоятельность. Всего родители называют 93 качества в различных комбинациях. Все названные качества проанализированы согласно пятифакторной модели личности. Показана разница в предпочитаемых качествах у родителей разных возрастных групп: ориентация родителей старших возрастных групп на фактор «Самоконтроль», на фактор «Привязанность (сотрудничество)» — родителей самой молодой возрастной группы.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Воронкова, Я. Ю., Радюк, О. М., Басинская, И. В. (2017) «Большая пятерка», или пятифакторная модель личности. В кн.: Е. Н. Ткач (ред.). Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе. Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета, с. 39–45.

Голованова, Н. Ф. (2007) Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике. Педагогика, № 10, с. 38–47.

Зимняя, И. А. (2006) Стратегия воспитания: возможности и реальность. Знание. Понимание. Умение, № 1, с. 67–74.

Каптерев, П. Ф. (1999) Детская и педагогическая психология. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 336 с.

Максимова, Ж. С. (2014) Цели воспитания в современной России: социальное содержание в социальном контексте. Вестник Томского государственного педагогического университета, № 5 (146), с. 18–24.

Мардахаев, Л. В. (2014) Семейное воспитание: проблемы и особенности. Вестник Челябинского государственного университета, № 13 (342), с. 173–178.

Мухатаева, Ж. А. (2012) Психолого-педагогические основы семейного воспитания. В кн.: Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, с. 180–182.

Орлова, К. М. (2015) Цели воспитания и образ ребенка у современных родителей: кросс-культурное исследование. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Московский городской психолого-педагогический университет, 22 с.

Собкин, В. С., Марич, Е. М. (2002) Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. М.: Центр социологии образования РАО, 247 с. (Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII).

Собкин, В. С., Халутина, Ю. А. (2017) Ценностно-целевые установки родителей по воспитанию детей старшего дошкольного возраста и их связь со стилями воспитания. Современное дошкольное образование. Теория и практика, № 7 (79), c. 4–16.

Тонков, Е. В. (2010) К проблеме цели воспитания и его сущности. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, № 6 (77), с. 39–44.

Хоменко, И. А. (2012) К вопросу об определении понятия «семейное воспитание». Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, т. 17, № 1, с. 88–92.

REFERENCES

Golovanova, N. F. (2007) Podkhody k vospitaniyu v sovremennoj otechestvennoj pedagogike [Approaches to upbringing in modern Russian pedagogy]. Pedagogika, no. 10, pp. 38–47. (In Russian)

Kapterev, P. F. (1999) Detskaya i pedagogicheskaya psikhologiya [Child and educational psychology]. Moscow: MPSU Publ.; Voronezh: MODEK Publ., 336 p. (In Russian)

Khomenko, I. A. (2012) K voprosu ob opredelenii ponyatiya “semejnoe vospitanie” [The problem of the “family education” definition]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsial’noj raboty — Scientific Notes Journal of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, vol. 1, no. 17, pp. 88–92. (In Russian)

Maksimova, Zh. S. (2014) Tseli vospitaniya v sovremennoj Rossii: sotsial’noe soderzhanie v sotsial’nom kontekste [The goals of upbringing in contemporary Russia: Social content in social context]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 5 (146), pp. 18–24. (In Russian)

Mardahaev, L. V. (2014) Semejnoe vospitanie: problemy i osobennosti [Family education: Problems and features]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Chelyabinsk State University, no. 13 (342), pp. 173–178. (In Russian)

Mukhataeva, Zh. A. (2012) Psikhologo-pedagogicheskie osnovy semejnogo vospitaniya [Psychological and pedagogical foundations of family education]. In: Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy II Mezhdunarodnoj nauchoj konferentsii [Problems and prospects of education development: Proceedings of the II International Scientific Conference]. Perm’: Merkurij Publ., pp. 180–182. (In Russian)

Orlova, K. M. (2015) Tseli vospitaniya i obraz rebenka u sovremennykh roditelej: kross-kul’turnoe issledovanie [The goals of family education and image of the child: Cross-cultural study of parental opinion]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Moscow State University of Psychology and Education, 22 p. (In Russian)

Sobkin, V. S., Khalutina, Yu. A. (2017) Tsennostno-tselevye ustanovki roditelej po vospitaniyu detej starshego doshkol’nogo vozrasta i ikh svyaz’ so stilyami vospitaniya [Value-goal orientations of senior preschool aged children’s parents and their connection with parenting styles]. Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie. Teoriya i praktika — Preschool Education Today: Theory & Practice, no. 7 (79), pp. 4–16. (In Russian)

Sobkin, V. S., Marich, E. M. (2002) Sotsiologiya semejnogo vospitaniya: doshkol’nyj vozrast [Sociology of family education: Pre-school age]. Moscow: Tsentr sotsiologii obrazovaniya RAO, 247 p. (Trudy po sotsiologii obrazovaniya [Proceedings on sociology of education]. Vol. VII. Iss. XII). (In Russian)

Tonkov, E. V. (2010) K probleme tseli vospitaniya i ego sushchnosti [The problem of educational goal and its essence]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki — Scientific Bulletin of Belgorod State University. Humanities Sciences, no. 6 (77), pp. 39–44. (In Russian)

Voronkova, Ya. Yu., Radyuk, O. M., Basinskaya, I. V. (2017) “Bol’shaya pyaterka”, ili pyatifaktornaya model’ lichnosti [The “Big five” or five-factor model of personality]. In: E. N. Tkach (ed.). Smysl, funktsii i znachenie raznykh otraslej prakticheskoj psikhologii v sovremennom obshchestve [Meaning, functions and significance of different branches of practical psychology in the modern society]. Khabarovsk: Pacific National University Publ., pp. 39–45. (In Russian)

Zimnyaya, I. A. (2006) Strategiya vospitaniya: vozmozhnosti i real’nost’ [Upbringing strategy: Opportunities and reality]. Znanie. Ponimanie. Umenie — Knowledge. Understanding. Skill, no. 1, pp. 67–74. (In Russian)

Опубликован

2021-08-23

Выпуск

Раздел

Статьи