Игровые предпочтения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-1-56-66Ключевые слова:
игра, игровые предпочтения, игрушки, стиль семейного воспитания, старший дошкольный возрастАннотация
Статья посвящена исследованию особенностей игровых предпочтения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания. Представлены данные, полученные из ответов на вопросы о предпочитаемых играх, игрушках, игровых ролях, местах для игр и участии родителей в совместной игровой деятельности с детьми. В опросе принимали участие 34 родителя и 36 детей старшего дошкольного возраста. Ответы были проанализированы с учетом стиля семейного воспитания. В группе семей с гармоничным стилем воспитания отмечается активное взаимодействие родителей с детьми, что сказывается на многообразии предпочитаемых игр, разнообразии сюжетов и на широком ролевом репертуаре. При этом предпочитаемым местом игр большинство детей называют дом. В группе семей с минимальностью санкций родители практически не выдвигают никаких ограничений и условий к своим детям, вследствие чего игровые предпочтения детей зачастую сводятся к выбору компьютерных игр с использованием гаджетов, игровых приставок, что также проявляется и в выборе игровых ролей. В семьях с гиперпротекцией в выборе наблюдается акцент на настольные и развивающие игры, что можно связать с чрезмерным вниманием родителей к обучению и развитию своих детей. В качестве предпочитаемого места для игр большинство детей данной группы выбирают детский сад. Совпадение ответов детей и родителей о вовлеченности в совместную игровую деятельность, предпочитаемые игры и игрушки в большей степени характерно для семей с гармоничным стилем семейного воспитания.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Толковый словарь живаго великорусскаго языка Владимiра Даля. (2022) [Электронный ресурс]. URL: https://slovardalja.net/word.php?wordid=32416 (дата обращения 15.01.2024).
Яхонтова, Н. В. (2017) Игровые предпочтения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Образовательная социальная сеть nsportal. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/04/18/igrovye-predpochteniya-malchikov-i-devochek-starshego (дата обращения 15.01.2024).
ЛИТЕРАТУРА
Андросова, Ю. В. (2018) Игровые предпочтения детей дошкольного возраста в билингвальной среде. Современные исследования социальных проблем, т. 9, № 12, с. 6–18. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-12-6-18
Бабаева, Т. И. (2004) Игра в социокультурном развитии дошкольника. В кн.: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова (ред.). Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб.: Детство-пресс, с. 3–15.
Горбунова, О. Ф. (2015) Игры и игрушки дошкольников в современной детской субкультуре. В кн.: Воспитание и обучение детей младшего возраста. № 3–4. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, с. 84.
Смирнова, Е. О., Гударева, О. В. (2005) Состояние игровой деятельности современных дошкольников. Психологическая наука и образование, т. 10, № 2, c. 76–86.
Собкин, В. С., Скобельцина, К. Н. (2011) Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей). Психологическая наука и образование, т. 16, № 2, c. 56–67.
Чикова, И. В, Мантрова, М. С. (2021) Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 10, № 4 (37), с. 248–251.
Шереметьева, М. А. (2016) Изменения игровых предпочтений детей в контексте социокультурных проблем современности. Международный научно-исследовательский журнал, № 4-7 (46), c. 80–85. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.095
Kalabina, I. A., Progackaya, T. K. (2021) Defining digital competence for older preschool children. Psychology in Russia: State of the Art, vol. 14, no. 4, pp. 169–185. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0411
SOURCES
Tolkovyj slovar’ zhivago velikorusskago yazyka Vladimira Dalya [The Explanatory dictionary of the living great Russian language by Vladimir Dahl]. (2022) [Online]. Available at: https://slovardalja.net/word.php?wordid=32416 (accessed 15.01.2024). (In Russian)
Yakhontova, N. V. (2017) Igrovye predpochteniya mal’chikov i devochek starshego doshkol’nogo vozrasta v syuzhetno-rolevoj igre [Game preferences of boys and girls of the senior preschool age in story-role play]. Obrazovatel’naya sotsial’naya set’ nsportal [Educational social network nsportal]. [Online]. Available at: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/04/18/igrovye-predpochteniya-malchikov-i-devochek-starshego (accessed 15.01.2024). (In Russian)
REFERENCES
Androsova, Yu. V. (2018) Igrovye predpochteniya detej doshkol’nogo vozrasta v bilingval’noj srede [Game preferences of pre-school children in a bilingual environment]. Sovremennye Issledovaniya Sotsial’nykh Problem — Russian Journal of Education and Psychology, vol. 9, no. 12, pp. 6–18. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-12-6-18 (In Russian)
Babaeva, T. I. (2004) Igra v sotsiokul’turnom razvitii doshkol’nika [Game in the sociocultural development of preschoolers]. In: T. I. Babaeva, Z. A. Mikhajlova (eds.). Igra i doshkol’nik. Razvitie detej starshego doshkol’nogo vozrasta v igrovoj deyatel’nosti [Game and the preschooler. Development of senior preschool children in play activities]. Saint Petersburg: Detstvo-Press Publ., pp. 3–15. (In Russian)
Chikova, I. V, Mantrova, M. S. (2021) Psikhologicheskie osobennosti igrovoj deyatel’nosti sovremennykh doshkol’nikov [The psychological peculiarities of the game activity of modern preschoolers]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 10, no. 4 (37), pp. 248–251. (In Russian)
Gorbunova, O. F. (2015) Igry i igrushki doshkol’nikov v sovremennoj detskoj subkul’ture [Games and toys of preschoolers in modern children’s subculture]. In: Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta [Early childhood care and education]. Iss. 3–4. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ Publ., p. 84. (In Russian)
Kalabina, I. A., Progackaya, T. K. (2021) Defining digital competence for older preschool children. Psychology in Russia: State of the Art, vol. 14, no. 4, pp. 169–185. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0411 (In English)
Sheremet’eva, М. А. (2016) Izmeneniya igrovykh predpochtenij detej v kontekste sotsiokul’turnykh problem sovremennosti [Changes of children’s gaming interests in the context of the present socio-cultural issues]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal — International Research Journal, no. 4-7 (46), pp. 80–85. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.095 (In Russian)
Smirnova, E. O., Gudareva, O. V. (2005) Sostoyanie igrovoj deyatel’nosti sovremennykh doshkol’nikov [The game activity state of modern preschool children]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 10, no. 2, рр. 76–86. (In Russian)
Sobkin, V. S., Skobeltsyna, K. N. (2011) Igrovye predpochteniya sovremennykh doshkol’nikov (po materialam oprosa roditelej) [Game preferences of modern preschoolers (based on survey among parents)]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 16, no. 2, рр. 56–67. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Красавина Елена Аркадьевна, Калабина Инна Александровна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.