Игровые предпочтения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-1-56-66

Ключевые слова:

игра, игровые предпочтения, игрушки, стиль семейного воспитания, старший дошкольный возраст

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей игровых предпочтения детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разным стилем семейного воспитания. Представлены данные, полученные из ответов на вопросы о предпочитаемых играх, игрушках, игровых ролях, местах для игр и участии родителей в совместной игровой деятельности с детьми. В опросе принимали участие 34 родителя и 36 детей старшего дошкольного возраста. Ответы были проанализированы с учетом стиля семейного воспитания. В группе семей с гармоничным стилем воспитания отмечается активное взаимодействие родителей с детьми, что сказывается на многообразии предпочитаемых игр, разнообразии сюжетов и на широком ролевом репертуаре. При этом предпочитаемым местом игр большинство детей называют дом. В группе семей с минимальностью санкций родители практически не выдвигают никаких ограничений и условий к своим детям, вследствие чего игровые предпочтения детей зачастую сводятся к выбору компьютерных игр с использованием гаджетов, игровых приставок, что также проявляется и в выборе игровых ролей. В семьях с гиперпротекцией в выборе наблюдается акцент на настольные и развивающие игры, что можно связать с чрезмерным вниманием родителей к обучению и развитию своих детей. В качестве предпочитаемого места для игр большинство детей данной группы выбирают детский сад. Совпадение ответов детей и родителей о вовлеченности в совместную игровую деятельность, предпочитаемые игры и игрушки в большей степени характерно для семей с гармоничным стилем семейного воспитания.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Толковый словарь живаго великорусскаго языка Владимiра Даля. (2022) [Электронный ресурс]. URL: https://slovardalja.net/word.php?wordid=32416 (дата обращения 15.01.2024).

Яхонтова, Н. В. (2017) Игровые предпочтения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Образовательная социальная сеть nsportal. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/04/18/igrovye-predpochteniya-malchikov-i-devochek-starshego (дата обращения 15.01.2024).

ЛИТЕРАТУРА

Андросова, Ю. В. (2018) Игровые предпочтения детей дошкольного возраста в билингвальной среде. Современные исследования социальных проблем, т. 9, № 12, с. 6–18. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-12-6-18

Бабаева, Т. И. (2004) Игра в социокультурном развитии дошкольника. В кн.: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова (ред.). Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб.: Детство-пресс, с. 3–15.

Горбунова, О. Ф. (2015) Игры и игрушки дошкольников в современной детской субкультуре. В кн.: Воспитание и обучение детей младшего возраста. № 3–4. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, с. 84.

Смирнова, Е. О., Гударева, О. В. (2005) Состояние игровой деятельности современных дошкольников. Психологическая наука и образование, т. 10, № 2, c. 76–86.

Собкин, В. С., Скобельцина, К. Н. (2011) Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей). Психологическая наука и образование, т. 16, № 2, c. 56–67.

Чикова, И. В, Мантрова, М. С. (2021) Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 10, № 4 (37), с. 248–251.

Шереметьева, М. А. (2016) Изменения игровых предпочтений детей в контексте социокультурных проблем современности. Международный научно-исследовательский журнал, № 4-7 (46), c. 80–85. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.095

Kalabina, I. A., Progackaya, T. K. (2021) Defining digital competence for older preschool children. Psychology in Russia: State of the Art, vol. 14, no. 4, pp. 169–185. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0411

SOURCES

Tolkovyj slovar’ zhivago velikorusskago yazyka Vladimira Dalya [The Explanatory dictionary of the living great Russian language by Vladimir Dahl]. (2022) [Online]. Available at: https://slovardalja.net/word.php?wordid=32416 (accessed 15.01.2024). (In Russian)

Yakhontova, N. V. (2017) Igrovye predpochteniya mal’chikov i devochek starshego doshkol’nogo vozrasta v syuzhetno-rolevoj igre [Game preferences of boys and girls of the senior preschool age in story-role play]. Obrazovatel’naya sotsial’naya set’ nsportal [Educational social network nsportal]. [Online]. Available at: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/04/18/igrovye-predpochteniya-malchikov-i-devochek-starshego (accessed 15.01.2024). (In Russian)

REFERENCES

Androsova, Yu. V. (2018) Igrovye predpochteniya detej doshkol’nogo vozrasta v bilingval’noj srede [Game preferences of pre-school children in a bilingual environment]. Sovremennye Issledovaniya Sotsial’nykh Problem — Russian Journal of Education and Psychology, vol. 9, no. 12, pp. 6–18. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-12-6-18 (In Russian)

Babaeva, T. I. (2004) Igra v sotsiokul’turnom razvitii doshkol’nika [Game in the sociocultural development of preschoolers]. In: T. I. Babaeva, Z. A. Mikhajlova (eds.). Igra i doshkol’nik. Razvitie detej starshego doshkol’nogo vozrasta v igrovoj deyatel’nosti [Game and the preschooler. Development of senior preschool children in play activities]. Saint Petersburg: Detstvo-Press Publ., pp. 3–15. (In Russian)

Chikova, I. V, Mantrova, M. S. (2021) Psikhologicheskie osobennosti igrovoj deyatel’nosti sovremennykh doshkol’nikov [The psychological peculiarities of the game activity of modern preschoolers]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 10, no. 4 (37), pp. 248–251. (In Russian)

Gorbunova, O. F. (2015) Igry i igrushki doshkol’nikov v sovremennoj detskoj subkul’ture [Games and toys of preschoolers in modern children’s subculture]. In: Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta [Early childhood care and education]. Iss. 3–4. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ Publ., p. 84. (In Russian)

Kalabina, I. A., Progackaya, T. K. (2021) Defining digital competence for older preschool children. Psychology in Russia: State of the Art, vol. 14, no. 4, pp. 169–185. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0411 (In English)

Sheremet’eva, М. А. (2016) Izmeneniya igrovykh predpochtenij detej v kontekste sotsiokul’turnykh problem sovremennosti [Changes of children’s gaming interests in the context of the present socio-cultural issues]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal — International Research Journal, no. 4-7 (46), pp. 80–85. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.095 (In Russian)

Smirnova, E. O., Gudareva, O. V. (2005) Sostoyanie igrovoj deyatel’nosti sovremennykh doshkol’nikov [The game activity state of modern preschool children]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 10, no. 2, рр. 76–86. (In Russian)

Sobkin, V. S., Skobeltsyna, K. N. (2011) Igrovye predpochteniya sovremennykh doshkol’nikov (po materialam oprosa roditelej) [Game preferences of modern preschoolers (based on survey among parents)]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 16, no. 2, рр. 56–67. (In Russian)

Опубликован

30.04.2024

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)