Особенности читательских интересов детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях с различным социокультурным статусом
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-2-127-134Ключевые слова:
детская литература, дети младшего школьного возраста, социокультурный статус семьи, читательские интересы, чтениеАннотация
Сегодня можно встретить множество публикаций и опросов о проблемах детского чтения. Порой в них встречаются противоречивые данные. Одни из них констатируют снижение интереса к чтению со стороны детей, другие показывают ориентацию детей и подростков на новые книги, с актуальным для них сюжетом, о которых родители и многие педагоги просто не знают. Родители и педагоги заинтересованы в приобщении детей к чтению, но ориентируются на свои читательские предпочтения и книги своего детства. Именно поэтому в работе была поставлена задача изучить особенности читательских интересов детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях с разным социокультурным статусом. Читательские интересы рассматриваются в статье как психолого-педагогическая категория, включающая: отношение к процессу чтения; предпочтение конкретных книг; читательский кругозор; стремление поделиться с кем-нибудь о прочитанном, о книге. В многообразии факторов, влияющих на формирование и развитие читательских интересов, особое внимание уделено семье. Для дифференциации условий семейного воспитания, воспитательных и образовательных возможностей семьи используется категория «социокультурный статус семьи». В исследовании приняли участие 204 человека (102 ребенка и 102 родителя). Результаты исследования позволяют сделать вывод об особенностях читательских интересов детей, воспитывающихся в семьях с различным социокультурным статусом. Показаны отличия в отношении к процессу чтения, специфике читательского кругозора (от обязательных к прочтению книг по школьной программе до книг современных детских писателей), наличии и способности обосновать свои предпочтения. Выявленные особенности соотносятся с критериями исследования читательского интереса. В статье приводится перечень литературных произведений, популярных среди современных младших школьников.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бондаренко, А. А. (2010) Об индивидуальных особенностях в освоении морфологии детьми трех-пяти лет (по результатам эксперимента). Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 121, с. 187–197.
Губанова, А. Ю., Колосова, Е. А., Майорова-Щеглова, С. Н., Митрофанова, С. Ю. (2019) Влияние социальных характеристик семей на событийность детства. В кн.: Т. А. Басилова и др. (ред.). VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л. Ф. Обуховой). Возможности и риски цифровой среды. Сборник материалов конференции (тезисов). Т. 2. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, с. 260–264.
Доброва, Г. Р. (2018) Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянских культур, 264 с.
Колосова, Е. А., Чудинова, В. П. (2016) Появятся ли новые «золотые полки»? Родители о детской литературе. Знамя, № 11, с. 206–211.
Окаева, Е. И. (2020) Особенности читательских интересов детей, воспитывающихся в разных социальных условиях. Выпускная квалификационная работа (магистратура). СПб., РГПУ им. А. И. Герцена (на правах рукописи), 93 с. URL: https://e.lanbook.com/vkr/52305 (дата обращения 25.09.2020).
Оморокова, М. И. (2001) Совершенствование чтения младших школьников. М.: АРКТИ, 153 с.
Рощина, Я. М. (2005) Дифференциация доходов и образования в России. Вопросы образования, № 4. с. 274–296.
Светловская, С. С., Пиче-оол, Т. С. (2019) Методика обучения творческому чтению. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 305 с.
Щукина, Г. И. (1988) Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 208 с.
Sikora, J., Evans, M. D. R., Kelley, J. (2019) Scholarly culture: How books in adolescence enhance adult literacy, numeracy and technology skills in 31 societies. Social Science Research, vol. 77, pp. 1–15. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2018.10.003
REFERENCES
Bondarenko, A. A. (2010) Ob individual’nykh osobennostyakh v osvoenii morfologii det’mi trekh-pyati let (po rezul’tatam eksperimenta) [Individual speech features of children aged 3–5 in acquiring the morphology of the mother tongue]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 121, pp. 187–197. (In Russian)
Dobrova, G. R. (2018) Variativnost’ rechevogo razvitiya detej [Variable features of children’s language acquisition]. Moscow: LRC Publ., 264 p. (In Russian)
Gubanova, A. Yu., Kolosova, E. A., Majorova-Shcheglova, S. N., Mitrofanova, S. Yu. (2019) Vliyanie sotsal’nykh kharakteristik semej na sobytijnost’ detstva [Social characteristics of families as an impact factor of the eventfulness of childhood]. In: T. A. Basilova et al. (eds.). VII Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya po psikhologii razvitiya (chteniya pamyati L. F. Obukhovoj). Vozmozhnosti i riski tsifrovoj sredy. Sbornik materialov konferentsii (tezisov) [7th All-Russian scientific and practical conference on developmental psychology (readings in memory of L. F. Obukhova). Opportunities and risks of the digital environment. Proceedings of the conference]. Vol. 2. Moscow: Moscow State University of Psychology and Education Publ., pp. 260–264. (In Russian)
Kolosova, E. A., Chudinova, V. P. (2016) Poyavyatsya li novye “zolotye polki”? Roditeli o detskoj literature [Can we see new “golden shelves” in the nearest future? Parents about children’s literature]. Znamya, no. 11, pp. 206–211. (In Russian)
Okaeva, E. I. (2020) Osobennosti chitatel’skikh interesov detej, vospityvayushchikhsya v raznykh sotsial’nykh usloviyakh [Reading interest profiles in primary school students of different sociocultural background]. Master’s thesis. Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia (as a manuscript), 93 p. Available at: https://e.lanbook. com/vkr/52305 (accessed 25.09.2020). (In Russian)
Omorokova, M. I. (2001) Sovershenstvovanie chteniya mladshikh shkol’nikov [Developing reading skills of primary schoolers]. Moscow: ARKTI Publ., 153 p. (In Russian)
Roshchina, Ya. M. (2005) Differentsiatsiya dokhodov i obrazovaniya v Rossii [Income inequality and education in Russia]. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies, no. 4. pp. 274–296. (In Russian)
Shchukina, G. I. (1988) Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel’nykh interesov uchashchikhsya [Pedagogical problems of developing students’ cognitive interests]. Moscow: Pedagogika Publ., 208 p. (In Russian)
Sikora, J., Evans, M. D. R., Kelley, J. (2019) Scholarly culture: How books in adolescence enhance adult literacy, numeracy and technology skills in 31 societies. Social Science Research, vol. 77, pp. 1–15. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2018.10.003 (In English)
Svetlovskaya, S. S., Piche-ool, T. S. (2019) Metodika obucheniya tvorcheskomu chteniyu [Teaching methodlogy of creative reading]. 2nd ed., correct. and compl. Moscow: Yurajt Publ., 305 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Инна Александровна Калабина, Елена Викторовна Окаева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.