Причины школьной тревожности в псевдолонгитюдном исследовании пятиклассников

Авторы

  • Ирина Ивановна Зиновьева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Елена Ивановна Николаева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-8363-8496

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-2-76-82

Ключевые слова:

школа, тревожность, пятиклассники, пандемия, буллинг

Аннотация

Оценка школьной тревожности — типичная задача школьного психолога, поскольку она является индикатором каких-либо явных или подспудных процессов, происходящих в школе или конкретном классе. Психологи, работающие в школе многие годы, накопили значительные базы данных, что позволяет изучить изменения результатов одних и тех же тестов из года в год. Переломным моментом является пятый. И наиболее сложная ситуация может возникнуть, когда ребенок встречается с новыми учителями не непосредственно, а онлайн вследствие пандемии. Все это и определило цель исследования: сравнить уровни тревожности на протяжении 7 лет (с 2015 г. по 2021 г.) в одной школе у учеников пятых классов.

Был использован тест школьной тревожности (School Anxiety Scale, SAS) Б. Н. Филлипса (B. N. Phillips 1978). Этот тест широко применяется школьными психологами, тогда как у специалистов вызывает сомнение его эффективность. В данном случае нам важен не столько уровень тревожности детей, сколько сравнение изменения результатов применения одного и того же теста одним и тем же психологом в одной и той же школе. В данной работе мы будем анализировать не абсолютные результаты тестирования в конкретный год, но изменение этих результатов от года к году.

Были проанализированы результаты 189 пятиклассников в одной из школ в городе центральной России с 2015 г. по 2021 г.

Анализ результатов обнаружил два всплеска тревожности, один из которых пришелся на период перехода на дистанционное обучение вследствие пандемии, а другой, более выраженный, был связан с появлением буллинга при поступлении в класс нового ученика. Данные свидетельствуют о важности оценки тревожности, поскольку тест позволяет достаточно точно предсказать значимые изменения в психологической обстановке в школе.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Быховец, Ю. В., Падун, М. А. (2019) Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса. Клиническая и специальная психология, т. 8, № 1, с. 78–89. https://doi.org/10.17759/cpse.2019080105

Истратова, О. Н., Эскуато, Т. В. (2004) Справочник психолога средней школы. М.: Феникс, 512 с.

Кашапов, М. М., Кудрявцева, А. А. (2021) Тревожность и тревога как личностный ресурс. Ярославский психологический вестник, № 1 (49), с. 22–26.

Меркин, А. Г., Акинфиева, С. С., Мартюшев-Поклад, А. В. и др. (2021) Тревожность: феноменология, эпидемиология и факторы риска на фоне пандемии, вызванной новым коронавирусом SARS-CoV-2 (COVID-19). Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, т. 13, № 1, с. 107–112. https://www.doi.org/10.14412/2074-2711-2021-1-107-112

Микляева, А. В., Румянцева, П. В. (2004) Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 248 с.

Николаева, Е. И., Гаджибабаева, Д. Р. (2011) Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, проживающих в семье и в интернате (на примере Дагестана). Психология образования в поликультурном пространстве, т. 2, № 14, с. 70–73.

Николаева, Е. И., Дунаевская, Э. Б., Калабина, И. А. (2020) Факторы, влияющие на успешность поддержки родителями детей при дистанционном обучении. Комплексные исследования детства, т. 2, № 4, с. 235–245. https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-235-245

Соловьева, С. Л. (2012) Тревога и тревожность: теория и практика. Медицинская психология в России, № 6 (17). [Электронный ресурс]. http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer14.php

Сорокопуд, Ю. В., Матвеева, О. А. (2021). Влияние семейного воспитания на подростковую тревожность. Мир науки, культуры, образования, № 2 (87), с. 66–68. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-66-68

Щербатых, Ю. В. (2001) Методики диагностики тревоги и тревожности — сравнительная оценка. Вестник по педагогике и психологии южной Сибири, № 2, с. 85–104. https://doi.org/10.24412/2303-9744-2021-2-85-104

Brooks, S. K., Webster, R. K., Smith, L. E. et al. (2020) The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. The Lancet, vol. 395, no. 10227, pp. 912–920. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8

Mappa, I., Distefano, F. A., Rizzo, G. (2021) Effects of COVID-19 on maternal anxiety and depressve disease: A literature review. Sechenov Medical Journal, vol. 12, no. 2, pp. 35–43. https://doi.org/10.47093/2218-7332.2021.12.2.35-43

Nikolaeva, E. I., Dunaevskaya, E. B., Kalabina, I. A. (2021) Factors that impact parental success in supporting childern’s distance learning. In: Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Vol. 5. Rezekne: Rezekne Academy of Technologies Publ., pp. 188–198. https://doi.org/10.17770/sie2021vol5.6185

REFERENCES

Bykhovets, J. V., Padun, M. A. (2019) Lichnostnaya trevozhnost’ i regulyatsiya emotsij v kontekste izucheniya posttravmaticheskogo stressa [Personal anxiety and emotion regulation in the context of study of post-traumatic stress]. Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya — Clinical Psychology and Special Education, vol. 8, no. 1, pp. 78–89. https://doi.org/10.17759/cpse.2019080105 (In Russian)

Brooks, S. K., Webster, R. K., Smith, L. E. et al. (2020) The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. The Lancet, vol. 395, no. 10227, pp. 912–920. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8 (In English)

Istratova, O. N., Escuato, T. V. (2004) Spravochnik psikhologa srednej shkoly [Handbook of a secondary school psychologist]. Moscow: Phoenix Publ., 512 p. (In Russian)

Kashapov, M. M., Kudryavtseva, A. A. (2021) Trevozhnost’ i trevoga kak lichnostnyj resurs [Anxiety and anxiety as a personal resource]. Yaroslavskij psikhologicheskij vestnik, no. 1 (49), pp. 22–26. (In Russian)

Mappa, I., Distefano, F. A., Rizzo, G. (2021) Effects of COVID-19 on maternal anxiety and depressve disease: A literature review. Sechenov Medical Journal, vol. 12, no. 2, pp. 35–43. https://doi.org/10.47093/2218-7332.2021.12.2.35-43 (In English)

Merkin, A. G., Akinfieva, S. S., Martyushev-Poklad, A. V et al. (2021) Trevozhnost’: fenomenologiya, epidemiologiya i faktory riska na fone pandemii, vyzvannoj novym koronavirusom SARS-CoV-2 (COVID-19) [Anxiety: phenomenology, epidemiology, and risk factors during the novel coronavirus SARS-CoV-2 (COVID-19) pandemic]. Nevrologiya, nejropsikhiatriya, psikhosomatika — Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics, vol. 13, no. 1, pp. 107–112. https://www.doi.org/10.14412/2074-2711-2021-1-107-112 (In Russian)

Miklyaeva, A. V., Rumyantseva, P. V. (2004) Shkol’naya trevozhnost’: diagnostika, profilaktika, korrektsiya [School anxiety: Diagnosis, prevention, correction]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 248 p. (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Gadzhibabaeva, D. R. (2011) Sravnitel’nyj analiz lichnostnykh osobennostej podrostkov, prozhivayushchikh v sem’e i v internate (na primere Dagestana) [Comparative analysis of personal characteristics of adolescents living in a family and in a boarding school (on the example of Dagestan)]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve — Educational Psychology in Polycultural Space, vol. 2, no. 14. pp. 70–73. (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Dunaevskaya, E. B., Kalabina, I. A. (2020) Faktory, vliyayushchie na uspeshnost’ podderzhki roditelyami detej pri distantsionnom obuchenii [Factors affecting the success of parent support for children in distance learning]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Childhood Studies, vol. 2, no. 4, pp. 235–245. https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-235-245 (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Dunaevskaya, E. B., Kalabina, I. A. (2021) Factors that impact parental success in supporting childern’s distance learning. In: Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Vol. 5. Rezekne: Rezekne Academy of Technologies Publ., pp. 188–198. https://doi.org/10.17770/sie2021vol5.6185 (In English)

Soloveva, S. L. (2012) Trevoga i trevozhnost’: teoriya i praktika [Anxiety and anxiety: Theory and practice]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii — Medicinskaâ psihologiâ v Rossii, no. 6 (17). [Online]. Available at: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer14.php (accessed 27.03.2022). (In Russian)

Sorokopud, Yu. V., Matveeva, O. A. (2021) Vliyanie semejnogo vospitaniya na podrostkovuyu trevozhnost’ [The impact of parenting on adolescent anxiety]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, no. 2 (87), pp. 66–68. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-66-68 (In Russian)

Schcerbatykh, Yu. V. (2001) Metodiki diagnostiki trevogi i trevozhnosti — sravnitel’naya otsenka [Comparative assessment of methods for diagnosing anxiety]. Vestnik po pedagogike i psikhologii yuzhnoj Sibiri — The bulletin on pedagogics and psychology of Southern Siberia, no. 2, pp. 85–104. https://doi.org/10.24412/2303-9744-2021-2-85-104 (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.07.2022

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)