Эффективность процессов регуляции у первокурсников и физиологические, эмоциональные и когнитивные нагрузки в условиях пандемии

Авторы

  • Евгений Геннадьевич Вергунов Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины https://orcid.org/0000-0002-8352-5368
  • Елена Ивановна Николаева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-8363-8496

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-2-101-108

Ключевые слова:

пандемия, сердечный ритм, парасимпатические влияния, центральные и симпатические влияния, тормозные процессы, поощрение, наказание, задача go/go, задача go/no-go, ортостаз

Аннотация

Цель работы — сравнительный анализ качества тóрмозного контроля (задача go/no-go) и эффективности регуляторных процессов при ортостазе и при припоминании методов наказания и поощрения, применяемых к испытуемому в его детстве в семье. В исследовании участвовали 16 добровольцев (девушки, 1-й курс). Все испытуемые имели нормативный уровень развития, были здоровы, систематически никогда не занимались спортом. В исследовании использовались показатели функционального состояния (по A. Riftine, ортостаз), тóрмозного контроля (методика РеБОС, сложная сенсомоторная реакция), соотношение HF/LF спектра сердечного ритма в эмоциональных состояниях различной валентности (припоминание ситуаций наказания и поощрения в семье в детстве) для сравнения динамики отношения парасимпатических влияний на сердечный ритм к центральным и симпатическим влияниям. Для прецизионной регистрации сердечного ритма (частота дискретизации 2 кГц) использовался аппаратно-программный комплекс Nerve-Express. Взаимосвязи между функциональным состоянием организма испытуемых (который определяется на основе интегральных показателей ортостаза) и эффективностью тóрмозного контроля (торможение реакций на no-go стимулы и, наоборот, безошибочное реагирование на go-стимулы) носят сложный и нелинейный характер. Выделена граница, ниже которой возможности функциональных состояний не могут обеспечить высокую эффективность тóрмозных процессов. Диапазон соотношений HF/LF при припоминании наказаний в три раза меньше, чем таковой при припоминании поощрений, что свидетельствует о более ригидном сердечном ритме в первом случае. Эффективность тóрмозного контроля в задаче go/no-go и регуляция сердечного ритма в эмоциональных состояниях различной валентности находятся в сложных нелинейных соотношениях. Для этих эмоциональных состояний описаны три диапазона показателей HF/LF, соответствующих низкой эффективности тóрмозных процессов в задаче go/no-go, и три диапазона показателей HF/LF, которые соответствуют эффективности тóрмозных процессов в задаче go/no-go на уровне среднего значения (и выше) по выборке.

Библиографические ссылки

Akdeniz, G., Kavakci, M., Gozugok, M. et al. (2020) A survey of attitudes, anxiety status, and protective behaviors of the university students during the COVID-19 outbreak in Turkey. Frontiers in Psychiatry, vol. 11, article 695. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.00695 (In English)

Berna, G., Ott, L., Nandrino, J.-L. (2014) Effects of emotion regulation difficulties on the tonic and phasic cardiac autonomic response. PLoS ONE, vol. 9, no. 7, article e102971. https://www.doi.org/10.1371/journal.pone.0102971 (In English)

Bertsch, K., Hagemann, D., Naumann, E. et al. (2012) Stability of heart rate variability indices reflecting parasympathetic activity. Psychophysiology, vol. 49, no. 5, pp. 672–682. https://www.doi.org/10.1111/j.1469-8986.2011.01341.x (In English)

Burkova, S. A., Nikolaeva, E. I. (2008) Svyaz’ samootsenki s izmeneniem variatsii serdechnogo ritma pri pripominanii nakazaniya i pooshchreniya u mladshikh shkolnikov [Relationship between self-estimation and a change in the heart rate variation in primary school children when they recollect punishments and rewards]. Uchenye zapiski SPBGMU im. akad. I. P. Pavlova — The Scientific Notes of the Pavlov University, vol. 15, no. 4, pp. 45–48. (In Russian)

Critchley, H. D., Eccles, J., Garfinkel, S. N. (2013) Interaction between cognition, emotion, and the autonomic nervous system. In: R. M. Buijs, D. F. Swaab (eds.). Autonomic nervous system. S. l.: Elsevier, pp. 59–77. (Handbook of Clinical Neurology. Vol. 117. 3rd series). https://www.doi.org/10.1016/b978-0-444-53491-0.00006-7 (In English)

Flinn, M. V., England, B. G. (1995) Childhood stress and family environment. Current Anthropology, vol. 36, no. 5, p. 854–866. https://www.doi.org/10.1086/204444 (In English)

Giusti, L., Salza, A., Mammarella, S. et al. (2020) Everything will be fine. Duration of home confinement and “all-or-nothing” cognitive thinking style as predictors of traumatic distress in young university students on a digital platform during the COVID-19 Italian lockdown. Frontiers in Psychiatry, vol. 11, article 574812. https://www.doi.org/10.3389/fpsyt.2020.574812 (In English)

Krivoshchekov, S. G., Belisheva, N. K., Nikolaeva, E. I. et al. (2016) Kontseptsiya allostaza i adaptatsiya cheloveka na Severe [The concept of allostasis and adaptation of man in the North]. Ekologiya cheloveka — Human Ecology, no. 7, pp. 17–25. (In Russian)

Laborde, S., Mosley, E., Thayer, J. F. (2017) Heart rate variability and cardiac vagal tone in psychophysiological research — recommendations for experiment planning, data analysis, and data reporting. Frontiers in Psychology, vol. 8, article 213. https://www.doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00213 (In English)

Lane, R. D., McRae, K., Reiman, E. et al. (2009) Neural correlates of heart rate variability during emotion. NeuroImage, vol. 44, no. 1, pp. 213–222. https://www.doi.org/10.1016/j.neuroimage.2008.07.056 (In English)

Luo, Y., Chua, C. R., Xiong, Z. et al. (2020) A systematic review of the impact of viral respiratory epidemics on mental health: An implication on the coronavirus disease 2019 pandemic. Frontiers in Psychiatry, vol. 11, article 565098. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.565098 (In English)

Paus, T., Koski, L., Caramanos, Z., Westbury, C. (1998) Regional differences in the effects of task difficulty and motor output on blood flow response in the human anterior cingulate cortex: A review of 107 PET activation studies. NeuroReport, vol. 9, no. 9, pp. R37–R47. https://www.doi.org/10.1097/00001756-199806220-00001 (In English)

Riftine, A. (2014) Fitness score assessment based on heart rate variability analysis during orthostatic intervention. Patent: US8,682,421. (In English)

Steinmetz, L. C. L., Leyes, C. A., Florio, M. A. D. et al. (2021) Mental health impacts in Argentinean college students during COVID-19 quarantine. Frontiers in Psychiatry, vol. 12, article 557880. https://www.doi.org/10.3389/ fpsyt.2021.557880 (In English)

Van Der Feltz-Cornelis, C. M., Varley, D., Allgar, V. L., de Beurs, E. (2020) Workplace stress, presenteeism, absenteeism, and resilience amongst university staff and students in the COVID-19 lockdown. Frontiers in Psychiatry, vol. 11, article 588803. https://www.doi.org/10.3389/fpsyt.2020.588803 (In English)

Vergunov, E. G., Nikolaeva, E. I., Balioz, N. V., Krivoshchekov, S. G. (2018) Lateral’nye predpochteniya kak vozmozhnye fenotipicheskie prediktory rezervov serdechno-sosudistoj sistemy i osobennosti sensomotornoj integratsii u al’pinistov [Lateral preferences as the possible phenotypic predictors of the reserves of the cardiovascular system and the features of sensorimotor integration in climbers]. Fiziologiya cheloveka, vol. 44, no. 3, pp. 97–108. https://doi.org/10.7868/S0131164618030116 (In Russian)

Vergunov, E. G., Nikolaeva, E. I. (2009) Opyt primeneniya metodov vizualizatsii v kachestvennom analize tajm-testa [The application visualization methods experience in the qualitative time-test results analysis]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya — The World of Science, Culture and Education, no. 7-2 (19), pp. 128–131. (In Russian)

Yerkes, R. M., Dodson, J. D. (1908) The relation of strength of muscles to rapidity of habit-formation. Journal of Comparative and Neurological Psychology, vol. 18, no. 5, pp. 459–482. https://www.doi.org/10.1002/cne.920180503 (In English)

Опубликован

2021-08-23

Выпуск

Раздел

Статьи