Образовательные видеоблоги: специфика контента для детско-подростковой аудитории

Авторы

  • Евгения Евгеньевна Абросимова Владивостокский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-8893-4550
  • Екатерина Михайловна Скрыпникова Владивостокский государственный университет; Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0003-2627-570X
  • Александра Геннадьевна Филипова Владивостокский государственный университет; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-7475-1961

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-3-217-227

Ключевые слова:

видеоблог, образовательный блог, интернет, учитель-блогер, образовательный контент

Аннотация

Представлены результаты изучения контента образовательных видеоблогов. Эмпирическую основу исследования составили 236 образовательных видео, которые были отобраны ранее в ходе интервью с учителями, экспертами и фокус-групп со школьниками. Видео анализировались по разработанной схеме, включающей фон видео, анимацию, коммуникативные приемы блогера, цифровые педагогические средства и пр. В числе выделенных характеристик были обозначены виды образовательного контента: «объяснение темы», «воспитательное событие», «ответы на вопросы», «личный контент». Также образовалась большая группа «другое». К собранным данным применялись методы статистического и качественного анализа. Были выявлены особенности образовательного контента для детско- подростковой аудитории — описаны особенности четырех видов образовательного контента, определено доминирование вида «объяснение темы». Вид «объяснение темы» исследовался в разрезе отнесения блогеров к категории учителей, распределения последних по направлениям специализации и ступеням обучения.

Видео таких форматов, как «объяснение темы» и «ответы на вопросы», характеризуются большей структурированностью, специфической терминологией, а также высокой сложностью и глубиной материала. В отличие от них контент «воспитательное событие» и «личный контент» представлен более просто, эмоционально и креативно. Он легче воспринимается и не перегружен сложной терминологией и избыточной информацией.

Для характеристики образовательного контента с учетом целевой аудитории был использован метод направленных ассоциаций. После просмотра видео эксперты описывали его тремя прилагательными. На основе анализа прилагательных выделены основные черты образовательного видеоконтента для детско-подростковой аудитории — полезность, краткость, доступность и простота.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

ЕГЭ на 100 баллов? Как проходит экзамен? Сдаю впервые. Комиссия в шоке. (2019) Математик МГУ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qlZMNryduHU (дата обращения 20.09.2024).

Задача № 716. Математика 6 класс Виленкин. (2014) ANDREY ANDREEV. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fqOa66sWsa0 (дата обращения 20.09.2024).

Исследование Tele2: VK догнала по численности аудитории YouTube в России. (2023) Хабр. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/news/771744/ (дата обращения 20.09.2024).

Как решить 19 задачу на изичах? (никак). (2020) 100балльный репетитор. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=-ggUq_cpTo4 (дата обращения 20.09.2024).

Совет учителей-блогеров при Общественном совете при Министерстве просвещения Российской Федерации. (2024) Министерство просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/blogsovet/ (дата обращения 20.09.2024).

99 BALLOV — ПУТЬ. (2021) 99 баллов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=W7gAaaM79d0 (дата обращения 20.09.2024).

ЛИТЕРАТУРА

Белорукова, М. В., Золотова, М. В. (2023) Видеоблогинг в преподавании английского языка в неязыковом вузе. Вестник Майкопского государственного технологического университета, т. 15, № 4, с. 54–63. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-54-63

Волкова, И. С. (2022) Видеоблогинг как средство географического образования студентов и школьников. Ойкумена. Регионоведческие исследования, № 4, с. 27–34.

Сипко, Е. С. (2016) Популярность влогов в информационном пространстве России. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки, т. 2 (68), № 4, с. 22–28.

Усманов, Ш. Н. (2022) Использование интернет-технологий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики. Вестник ТОГИРРО, № 2 (49), с. 54–55.

Хованова, С. Ю., Захарова, К. В. (2022) Совершенствование фонетических навыков обучающихся через использование видеоматериалов образовательных сайтов (английский язык, основная общеобразовательная школа). Сибирский учитель, № 2 (141), с. 72–77.

Храмова, Т. Ю (2023) Особенности использования интернет-блогов в обучении школьников иностранному языку. Материалы Ивановских чтений, № 4 (43), с. 64–67.

Costa, C., Alvelos, H., Teixeira, L. (2016) The use of Web 2.0 tools by students in learning and leisure contexts: A study in a Portuguese institution of higher education. Technology, Pedagogy and Education, vol. 25, no. 3, рр. 377–394. https://doi.org/10.1080/1475939X.2015.1057611

SOURCES

EGE na 100 ballov? Kak prokhodit ekzamen? Sdayu vpervye. Komissiya v shoke [Unified State Exam for 100 points? How is the exam going? I am taking it for the first time. The commission is shocked]. (2019) Matematik MGU. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=qlZMNryduHU (accessed 20.09.2024). (In Russian)

Issledovanie Tele2: VK dognala po chislennosti auditorii YouTube v Rossii [Tele2 study: VK has caught up with YouTube in terms of audience size in Russia]. Khabr. [Online]. Available at: https://habr.com/ru/news/771744/ (accessed 20.09.2024). (In Russian)

Kak reshit’ 19 zadachu na izichakh? (nikak) [How to solve task 19 easy-peasy? (no way)]. (2020) 100ball’ny’j repetitor. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=-ggUq_cpTo4 (accessed 20.09.2024). (In Russian)

Sovet uchitelej-blogerov pri Obshchestvennom sovete pri Ministerstve prosveshcheniya Rossijskoj Federatsii [Council of teachers-bloggers under the Public Council under the Ministry of Education of the Russian Federation]. (2024) Ministerstvo prosveshcheniya Rossijskoj Federatsii [Ministry of Education of the Russian Federation]. [Online]. Available at: https://edu.gov.ru/blogsovet/ (accessed 20.09.2024). (In Russian)

Zadacha no. 716. Matematika 6 klass Vilenkin [Task no. 716. Mathematics 6th grade Vilenkin]. (2014) ANDREY ANDREEV. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=fqOa66sWsa0 (accessed 20.09.2024). (In Russian)

99 BALLOV — PUT’ [99 points — path]. 99 ballov. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=W7gAaaM79d0 (accessed 20.09.2024). (In Russian)

REFERENCES

Belorukova, M. V., Zolotova, M. V. (2023) Videobloging v prepodavanii anglijskogo yazyka v neyazykovom vuze [Video blogging in teaching English at a non-linguistic university]. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta — The Bulletin of Maikop State Technological University, vol. 15, no. 4, pp. 54– 63. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-4-54-63 (In Russian)

Costa, C., Alvelos, H., Teixeira, L. (2016) The use of Web 2.0 tools by students in learning and leisure contexts: A study in a Portuguese institution of higher education. Technology, Pedagogy and Education, vol. 25, no. 3, рр. 377–394. https://doi.org/10.1080/1475939X.2015.1057611 (In English)

Khovanova, S. Yu., Zakharova, K. V. (2022) Sovershenstvovanie foneticheskikh navykov obuchayushchikhsya cherez ispol’zovanie videomaterialov obrazovatel’nykh sajtov (anglijskij yazyk, osnovnaya obshcheobrazovatel’naya shkola) [Students’ phonetic skills perfection using video materials of educational sites: English, secondary school]. Sibirskij uchitel’ — Siberian Teacher, no. 2 (141), pp. 72–77. (In Russian)

Khramova, T. Yu. (2023) Osobennosti ispol’zovaniya internet-blogov v obuchenii shkol’nikov inostrannomu yazyku [Specifics of using Internet blogs in teaching school children foreign language]. Materialy Ivanovskikh chtenij — Materials of the Ivanovo Readings, no. 4 (43), pp. 64–67. (In Russian)

Sipko, E. S. (2016) Populyarnost’ vlogov v informatsionnom prostranstve Rossii [Vlogs popularity in the information Russian space]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki — Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philological Sciences, vol. 2 (68), no. 4, pp. 22–28. (In Russian)

Usmanov, S. N. (2022) Ispol’zovanie internet-tekhnologij dlya aktivizatsii poznavatel’noj deyatel’nosti uchashchikhsya na urokakh fiziki [The use of Internet technologies to activate the cognitive activity of students in physics lessons]. Vestnik TOGIRRO — Bulletin of TOGIRRO, no. 2 (49), pp. 54–55. (In Russian)

Volkova, I. S. (2022) Videobloging kak sredstvo geograficheskogo obrazovaniya studentov i shkol’nikov [Video blogging as a means of geographical education of students and schoolchildren]. Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya — Ojkumena. Regional Researches, no. 4, pp. 27–34. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2022-4/27-34 (In Russian)

Опубликован

30.10.2024

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>