География детства как новое исследовательское направление

Авторы

  • Александра Геннадьевна Филипова Дальневосточный федеральный университет https://orcid.org/0000-0002-7475-1961
  • Леонас Толвайшис Университет «Унион — Никола Тесла»

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-3-167-173

Ключевые слова:

география, география детства, методология географии детства, эмоциональная рефлексивность, методы исследования

Аннотация

В статье раскрываются исторические и методологические основы становления и развития географии детства за рубежом. Это направление сформировалось на стыке гуманитарной географии и новых социальных исследований детства. Оно зародилось в начале 70-х гг. ХХ в. под влиянием психологии развития и психологии среды в рамках географической науки в Соединенных Штатах Америки. Следующая фаза развития географии детства связана с принятием Конвенции ООН «О правах ребенка», признанием субъектности ребенка, политизацией темы прав ребенка. Современный этап географии детства характеризуется формированием междисциплинарных исследовательских направлений. В фокусе — понимание современной жизни детей через изучение пространства, места и масштаба.

География детства тесно соприкасается с географией молодежи, хотя последняя имеет больший выход на макроуровень, а географию детства часто обвиняют в излишнем внимании к микроуровню.

Перспективными областями исследований географии детства являются:

  • память, эмоции, аффекты, близость и уязвимость, которые подразумевают автоэтнографический и творческий подход;
  • игра, забава и забота (методологически могут выражаться во внедрении игровых методов исследования);
  • материальная и популярная культура — значимые предметы повседневной жизни детей.

Для методологии географии детства характерно вовлечение детей в исследовательский процесс в качестве со-исследователей. В географии детства наряду с количественными (анкетирование и тесты достижений) и качественными методами (интервью, детские рисунки, фокус-группы, включенное наблюдение, этнографическое исследование) используется метод картирования. От исследователя требуется эмоциональная рефлексивность, которая помогает ему настраиваться на ребенка-респондента, улавливать его настроение, а впоследствии понимать, как дети воспринимают исследователей в своих мирах и почему они делятся с ними информацией, а также интерпретировать полученные данные и конструировать смыслы.

Пространственный взгляд на детство стимулирует обращение к новой исследовательской оптике, а также междисциплинарное сближение исследователей, в первую очередь, географов, социологов и педагогов.

Библиографические ссылки

Aitken, C. S. (2018) Children’s geographies: Tracing the evolution and involution of a concept. Geographical Review, vol. 108, no. 1, pp. 3–23. DOI: 10.1111/gere.12289 (In English)

Allerton, C. (ed.). (2016) Children: Ethnographic encounters. London; New York: Bloomsbury Academic, 200 p. (In English)

Fay, F. (2018) The impact of the school space on research methodology, child participation and safety: Views from children in Zanzibar. Children’s Geographies, vol. 16, no. 4, pp. 405–417. DOI: 10.1080/14733285.2017.1344770 (In English)

Hackett, A., MacRae, C., McCall, K. et al. (2018) Coda: Posthumous conversations. A reading group to discuss the work of Dr Elee Kirk. Children’s Geographies, vol. 16, no. 5, pp. 571–577. DOI: 10.1080/14733285.2018.1497142 (In English)

Harju, A. (2018) Children practising politics through spatial narratives. Children’s Geographies, vol. 16, no. 2, pp. 196–207. DOI: 10.1080/14733285.2017.1350635 (In English)

Hart, R. (1979) Children’s experience of place. New York: Irvington Publishers, 518 p. (In English)

Hashemi, M., Sánchez-Jankowski, M. (eds.). (2013) Children in crisis: Ethnographic studies in international contexts. New York: Routledge, 140 p. DOI: 10.4324/9780203387764 (In English)

Honkanen, K., Poikolainen, J., Karlsson, L. (2018) Children and young people as co-researchers — Researching subjective well-being in residential area with visual and verbal methods. Children’s Geographies, vol. 16, no. 2, pp. 184–195. DOI: 10.1080/14733285.2017.1344769 (In English)

Huijsmans, R. (2018) “Knowledge that moves”: Emotions and affect in policy and research with young migrants. Children’s Geographies, vol. 16, no. 6, pp. 628–641. DOI: 10.1080/14733285.2018.1468869 (In English)

Irvine, R. D. G., Lee, E. (2018) Over and under: Children navigating terrain in the East Anglian fenlands. Children’s Geographies, vol. 16, no. 4, pp. 380–392. DOI: 10.1080/14733285.2017.1344768 (In English)

James, S. (1990) Is there a “place” for children in geography? Area, vol. 22, no. 3, pp. 278–283. (In English)

Khan, A. A. (2018) From the peaks and back: Mapping the emotions of trans-Himalayan children education migration journeys in Kathmandu, Nepal. Children’s Geographies, vol. 16, no. 6, pp. 616–627. DOI: 10.1080/14733285.2018.1479732 (In English)

Konventsiya o pravakh rebenka. Prinyata rezolyutsiej 44/25 General’noj Assamblei ot 20 noyabrya 1989 goda [Convention on the Rights of the Child: adopted by UN General Assembly resolution 44/25 of 20 November 1989]. (1989) [Online]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (accessed 02.10.2019). (In Russian)

Kraftl, P., Horton, J. (2019) Neon bright: Cool Places, youth cultures and hopeful political-theoretical futures. Children’s Geographies, vol. 17, no. 1, pp. 17–23. DOI: 10.1080/14733285.2018.1536255 (In English)

McNamee, S. (2016) The social study of childhood. London; New York: Palgrave, 224 p. (In English)

Monk, J. (2019) Mapping the soft city: Using cognitive mapping to respond to London-based literature and explore the construction of teenage place-related identity. Children’s Geographies, vol. 17, no. 2, pp. 162–176. DOI: 10.1080/14733285.2018.1471448 (In English)

Naafs, S., Skelton, T. (2018) “Youthful futures? Aspirations, education and employment in Asia”. Children’s Geographies, vol. 16, no. 1, pp. 1–14. DOI: 10.1080/14733285.2018.1402164 (In English)

Roerig, S., Evers, S. J. T. M. (2019) Theatre Elicitation: Developing a potentially child-friendly method with children aged 8–12. Children’s Geographies, vol. 17, no. 2, pp. 133–147. DOI: 10.1080/14733285.2017.1407404 (In English)

Skelton, T. (2018) FOREWORD. Playfulness in geography: Respite from neo-liberalism in the academy? Children’s Geographies, vol. 16, no. 4, pp. 444–445. DOI: 10.1080/14733285.2018.1457707 (In English)

Skelton, T. (2019) Youthful geographies: From Cool Places to hyperdynamic Asia. Children’s Geographies, vol. 17, no. 1, pp. 24–27. DOI: 10.1080/14733285.2018.1535696 (In English)

Valentine, G. (2019) Geographies of youth — a generational perspective. Children’s Geographies, vol. 17, no. 1, pp. 28–31. DOI: 10.1080/14733285.2018.1535697 (In English)

van Blerk, L. (2019) Where in the world are youth geographies going? Reflections on the journey and directions for the future. Children’s Geographies, vol. 17, no. 1, pp. 32–35. DOI: 10.1080/14733285.2018.1535695 (In English)

Опубликован

2019-11-21

Выпуск

Раздел

Статьи