Архитектурная смена: на пути к соучаствующему проектированию с подростками городской среды
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-309-316Ключевые слова:
соучаствующее проектирование, город, подростки, проектная работа, архитектурная сменаАннотация
В статье представлены результаты реализации соучаствующего проектирования в рамках архитектурной смены «Территория развития». На базе Всероссийского детского центра «Смена» 130 подростков из разных российских городов в течение 14 дней формировали навыки работы с территорией, развивали пространственное мышление и понимание устройства своего города, чувство сопричастности к его развитию. В ходе двух онлайн фокус-групп подросткам-участникам тематической смены и их кураторам задавались вопросы о результатах участия в архитектурной смене, отношении подростков к городу и изменениях в нем после участия в смене, самом проекте, подростковых местах в городе, возможностях участия в жизни города, в т. ч. через проектную работу. Параллельно через гугл-форму была запущена анкета.
Архитектурная смена продемонстрировала возможности приобщения подростков к жизни города через проектирование общественных пространств и малых архитектурных форм. Итогом смены стало не только профессиональное самоопределение подростков, приобретение ими навыков анализа территории, развитие пространственного мышления, но и осмысление собственного участия в жизни города. Другими формами включения подростков в жизнь города могут стать городские мастерские, фестивали, архитектурные десанты. Продвигать идеи соучаствующего проектирования, в т. ч. с детьми и подростками, могут лаборатории городского развития.
Важность включения подростков в жизнь города заключается как в формировании активной позиции, так и в формировании чувства сопричастности городскому развитию, возможному укоренению молодежи в городе, внесению новых идей для городского развития.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Детский клуб «Кони на балконе»: о клубе. (2021) [Электронный ресурс]. URL: https://www.koninabalkone.com/ (дата обращения 01.09.2021).
Купряшкина, Е. А. (2017) Подростки в соучаствующем проектировании. В кн.: А. Г. Филипова (ред.). Многомерные статистические модели и их применение в социологических исследованиях детства: материалы Всероссийской молодежной научной школы-конференции, Владивосток, 6–8 июня 2017 г. СПб.: Астерион, с. 140–145.
Лебедева, Е. В., Купряшкина, Е. А., Ракитина, Н. Э. (2019) Дети и города: на пути к соучаствующему проектированию. Комплексные исследования детства, т. 1, № 3, с. 189–199. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-3-189-199
Ле-ван, Т., Филатова, Б., Якшина, А. (2021) Как спроектировать школьный двор: соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом. Идеи для руководителей. М.: Экон-Информ, 58 с.
Устинова, М. (2019) Дружелюбный город: 10 общественных пространств, созданных вместе с детьми. Strelka Mag. [Электронный ресурс]. URL: https://strelkamag.com/ru/article/druzhelyubnyi-gorod-10-obshestvennykh-prostranstv-sozdannykh-vmeste-s-detmi (дата обращения 07.09.2021).
Юркевич, А. Ю., Соколова, М. В. (2020) Проектирование соучаствующее с подростками. В кн.: А. Г. Филипова (ред.). География детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик. Тематический словарь-справочник. СПб.: Астерион, с. 160–161.
REFERENCES
Detskij klub “Koni na balkone”: o klube [Children’s club “Horse on the balcony”: About the club]. [Online]. Available at: https://www.koninabalkone.com/ (accessed 01.09.2021). (In Russian)
Kupryashkina, E. A. (2017) Podrostki v souchastvuyushchem proektirovanii [Teenagers in co-participating design]. In: A. G. Filipova (ed.). Mnogomernye statisticheskie modeli i ikh primenenie v sotsiologicheskikh issledovaniyakh detstva: materialy Vserossijskoj molodezhnoj nauchnoj shkoly–konferentsii, Vladivostok, 6–8 iyunya 2017 g. [Multidimensional statistical models and their application in sociological research of childhood: Proceedings of the All-Russian youth scientific school-conference]. Saint Petersburg: Asterion Publ., pp. 140–145. (In Russian)
Lebedeva, E. V., Kupryashkina, E. A., Rakitina, N. E. (2019) Deti i goroda: na puti k souchastvuyushchemu proektirovaniyu [Children and the city: On the way to co-participating design]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 1., no. 3, pp. 189–199. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-3-189-199 (In Russian)
Le-van, T., Filatova, B., Yakshina, A. (2021) Kak sproektirovat’ shkol’nyj dvor: souchastvuyushchee proektirovanie s det’mi i shkol’nym soobshchestvom. Idei dlya rukovoditelej [How to design a schoolyard: A participatory design with children and the school community. Ideas for managers]. Moscow: Ekon-Inform Publ., 58 p. (In Russian)
Ustinova, M. (2019) Druzhelyubnyj gorod: 10 obshchestvennykh prostranstv, sozdannykh vmeste s det’mi [Friendly city: 10 public spaces created with children]. Strelka Mag. [Online]. Available at: https://strelkamag.com/ru/article/druzhelyubnyi-gorod-10-obshestvennykh-prostranstv-sozdannykh-vmeste-s-detmi (accessed 07.09.2021). (In Russian)
Yurkevich, A. Yu., Sokolova, M. V. (2020) Proektirovanie souchastvuyushchee s podrostkami [Participative designing with teens]. In.: A. G. Filipova (ed.). Geografiya detstva: mezhdistsiplinarnyj sintez issledovatel’skikh podkhodov i praktik. Tematicheskij slovar’-spravochnik [Children’s geographies: Cross-disciplinary synthesis of research approaches and practices. Thematic reference dictionary]. Saint Petersburg: Asterion Publ., pp. 160–161. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Александра Геннадьевна Филипова, Валерия Сергеевна Асафова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.