А где же ребенок?

Авторы

  • Александра Геннадьевна Филипова Дальневосточный федеральный университет; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-7475-1961
  • Маргарита Рафаильевна Хуснутдинова Московский государственный психолого-педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-7688-0230

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-3-203-209

Ключевые слова:

детство, исследования детства, участвующий подход, социология детства, видеоблогинг

Аннотация

Мир детства представлен уже в довольно большом количестве социологических и междисциплинарных исследований. Но мы до сих пор не можем ответить на вопрос — что делает детей детьми? Понятие «детского» продолжает оставаться «невидимым», как и до эры новой социологии детства.

Экспертное знание формируется из интерпретаций взрослых о мире детей. Детскость стирается в наборе эмпирических переменных, абстрактных выводов, требованиях объективности и стандартизации, списке закавыченных цитат. В итоге мы видим взрослого, которого интересует он сам. Важный этап рефлексии в современных исследованиях — понимание, что взрослый хотел бы понять прежде всего самого себя.

Мы начинаем рассказывать историю поиска ребенка с выступления на конференции (ноябрь 2021 года), где были представлены результаты социологического исследования детей, выполненного в методологической рамке участвующего подхода. Соисследователи-подростки проводили интервью с ровесниками по теме видеоблогинга. В ходе работы ребята спонтанно подбирали респондентов, творчески преобразовывали вопросы, и даже сама беседа часто переносилась в мессенджер.

В итоге многие аспекты работы были реализованы совсем иначе, нежели это делают профессиональные социологи. И в анализе этого «иначе» проявляется самое интересное. С одной стороны, проступает экспертная оценка правильности и неправильности соблюдения стандартных процедур. С другой — оказывается, что подход детей открыл новую перспективу, которую исследователи не закладывали в первоначальный план.

В статье представлена рефлексия о причинах, по которым от нас ускользает «детскость» и попытках найти способы дать ей проявиться. Авторы предлагают сместить фокус внимания на деятельность как «процесс», тем самым уйти от нацеленности на получение определенного результата, предоставить ребенку свободу выбора принимать решение на каждом этапе исследования. Вместо готовых интерпретаций предлагать инструмент и сопровождение, реагировать по запросу.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Дуденкова, И. (2014) «Детский вопрос» в социологии: между нормативностью и автономией. Социология власти, № 3, с. 47–59.

Хуснутдинова, М. Р. (2019) Исследование дошкольников: опыт реализации участвующего подхода студентами. В кн.: А. Г. Филипова (ред.). Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: современное состояние, проблемы и перспективы: материалы Международной научной конференции. СПб.: Астерион, с. 118–123.

Corsaro, W. A. (2005) Collective action and agency in young children’s peer cultures. In: J. Qvortrup (ed.). Studies in modern childhood: Society, agency, culture. London: Palgrave Macmillan Publ., pp. 231–247. https://doi.org/10.1057/9780230504929_14

Frønes, I. (2005) Structuration of childhood: An essay on the structuring of childhood and anticipatory socialization. In: J. Qvortrup (ed.). Studies in modern childhood: Society, agency, culture. London: Palgrave Macmillan Publ., pp. 267–282. https://doi.org/10.1057/9780230504929_16

Gallagher, M. (2008) ‘Power is not an evil’: Rethinking power in participatory methods. Children’s Geographies, vol. 6, no. 2, pp. 137–150. https://doi.org/10.1080/14733280801963045

Hunleth, J. (2011) Beyond on or with: Questioning power dynamics and knowledge production in ‘child-oriented’ research methodology. Childhood, vol. 18, no. 1, pp. 81–93. https://doi.org/10.1177/0907568210371234

Punch, S. (2002) Research with children: The same or different from research with adults? Childhood, vol. 9, no. 3, pp. 321–341. https://doi.org/10.1177/0907568202009003005

Spyrou, S. (2018) Disclosing childhoods. Research and knowledge production for a critical childhood studies. London: Palgrave Macmillan Publ., 241 p.

Taylor, A. (2011) Reconceptualizing the ‘nature’ of childhood. Childhood, vol. 18, no. 4, pp. 420–433. https://doi.org/10.1177/0907568211404951

Woodhead, M. (2009) Child development and the development of childhood. In: J. Qvortrup, W. A. Corsaro, M.-S. Honig (eds.). The Palgrave handbook of childhood studies. London: Palgrave Macmillan Publ., pp. 46–61.

REFERENCES

Corsaro, W. A. (2005) Collective action and agency in young children’s peer cultures. In: J. Qvortrup (ed.). Studies in modern childhood: Society, agency, culture. London: Palgrave Macmillan Publ., pp. 231–247. https://doi.org/10.1057/9780230504929_14 (In English)

Dudenkova, I. (2014) “Detskij vopros” v sotsiologii: mezhdu normativnost’yu i avtonomiej [“Children’s question” in sociology: Between a normativity and an autonomy]. Sotsiologiya vlasti — Sociology of Power, vol. 3, pp. 47–59. (In Russian)

Frønes, I. (2005) Structuration of childhood: An essay on the structuring of childhood and anticipatory socialization. In: J. Qvortrup (ed.). Studies in modern childhood: Society, agency, culture. London: Palgrave Macmillan Publ., pp. 267–282. https://doi.org/10.1057/9780230504929_16 (In English)

Gallagher, M. (2008) ‘Power is not an evil’: Rethinking power in participatory methods. Children’s Geographies, vol. 6, no. 2, pp. 137–150. https://doi.org/10.1080/14733280801963045 (In English)

Hunleth, J. (2011). Beyond on or with: Questioning power dynamics and knowledge production in ‘child-oriented’ research methodology. Childhood, vol. 18, no. 1, pp. 81–93. https://doi.org/10.1177/0907568210371234 (In English)

Husnutdinova, M. R. (2019) Issledovanie doshkol’nikov: opyt realizatsii uchastvuyushchego podkhoda studentami [Preschoolers study: Student experience of participating approach]. In: A. G. Filipova (ed.). Uchastie detej v reshenii voprosov, zatragivayushchikh ikh interesy: sovremennoe sostoyanie, problemy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii [Participation of children in solving issues affecting their interests: Current state, problems and prospects: Proceedings of the International scientific conference]. Saint Petersburg: Asterion Publ., pp. 118–123. (In Russian)

Punch, S. (2002) Research with children: The same or different from research with adults? Childhood, vol. 9, no. 3, pp. 321–341. https://doi.org/10.1177/0907568202009003005 (In English)

Spyrou, S. (2018) Disclosing childhoods. Research and knowledge production for a critical childhood studies. London: Palgrave Macmillan Publ., 241 p. (In English)

Taylor, A. (2011) Reconceptualizing the ‘nature’ of childhood. Childhood, vol. 18, no. 4, pp. 420–433. https://doi.org/10.1177/0907568211404951 (In English)

Woodhead, M. (2009) Child development and the development of childhood. In: J. Qvortrup, W. A. Corsaro, M.-S. Honig (eds.). The Palgrave handbook of childhood studies. London: Palgrave Macmillan Publ., pp. 46–61. https://doi.org/10.1007/978-0-230-27468-6_4

Опубликован

30.11.2022

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>