Участие детей в решении городских вопросов: анализ зарубежного опыта (на примере европейских стран и Австралии)

Авторы

  • Владимир Александрович Козлов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0003-1788-1484
  • Александра Геннадьевна Филипова Дальневосточный федеральный университет https://orcid.org/0000-0002-7475-1961

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-3-141-151

Ключевые слова:

дети, город, городское планирование и благоустройство, городские процессы, дети, участие детей, интересы детей

Аннотация

Вследствие стремительной урбанизации город стал повседневной средой большинства современных детей. Именно в городских взаимодействиях дети накапливают необходимый социальный опыт, тренируют свои социальные навыки, в т. ч. навыки принятия решений, выражения своего мнения.

Зарубежными исследователями фиксируется усиление внимания профессионального сообщества в лице архитекторов, урбанистов, дизайнеров к вовлечению детей в процессы городского планирования и благоустройства. Чаще всего подобное внимание определяется вопросами безопасности детей на городских дорогах и созданием открытых пространств для игр и социализации детей и подростков. Однако на деле городская среда для детей часто конструируется взрослыми без участия детей. Подобное исключение детей, с одной стороны, затрудняет создание благоприятных условий для развития ребенка в городской среде, а с другой, осложняет реализацию субъектности ребенка через участие в городских процессах, формирование чувства сопричастности городскому сообществу.

В статье анализируется опыт включения детей в процессы городского планирования и благоустройства на примере кейсов городов трех европейских стран (Великобритании, Швеции, Нидерландов) и Австралии. В планах развития городской среды редко фигурируют дети как целевая группа, хотя отдельные города прилагают усилия на пути создания условий для учета мнения детей в городском планировании и благоустройстве.

Также в статье обозначены основные проблемы учета мнения детей в городском планировании — стигматизация отдельных городских районов, недостаточность просветительских мероприятий, личностный фактор в виде разного уровня понимания важности учета мнения детей и владения технологиями вовлечения детей в городские процессы со стороны представителей муниципальной власти.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. (1989) Организация Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 22.07.2020).

Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Принята резолюцией A/70/L.1 Генеральной Ассамблей ООН от 25 сентября 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/A/70/L.1 (дата обращения 22.07.2020).

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». (2012) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz6dg9GU25S (дата обращения 22.07.2020).

Филипова, А. Г., Абросимова, Е. Е., Бухтиярова, И. Н. (2020) Участие детей в решении семейных вопросов: анализ материалов родительских форумов. Социология, № 3, с. 222–233.

Филипова, А. Г., Скрыпникова, Е. М. (2019) Особенности участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: по материалам экспертных интервью. Социальная педагогика, № 4, с. 89–96.

Barnard, J. (1980) Children in the built environment: Guidelines for planning and Design. Melbourne: Georgian House, 63 p.

Berglund, U., Nordin, K. (2007) Using GIS to make young people’s voices heard in urban planning. Built Environment, vol. 33, no. 4, pp. 469–481. DOI: 10.2148/benv.33.4.469

Birch, J., Parnell, R., Patsarika, M., Šorn, M. (2017) Participating together: dialogic space for children and architects in the design process. Children’s Geographies, vol. 15, no. 2, pp. 224–236. DOI: 10.1080/14733285.2016.1238039

Cele, S., van der Burgt, D. (2015) Participation, consultation, confusion: Professionals’ understandings of children’s participation in physical planning. Children’s Geographies, vol. 13, no. 1, pp. 14–29. DOI: 10.1080/14733285.2013.827873

Fielding, M. (2001) Students as radical agents of change. Journal of Educational Change, vol. 2, no. 1, pp. 123–141. DOI: 10.1023/A:1017949213447

Gilbert, R., O’Brien, C. (2010) Child- and youth-friendly land-use and transport planning guidelines for Nova Scotia. Manitoba. Canada: The Centre for Sustainable Transportation. University of Winnipeg, 88 p. [Online]. Available at: https://www.nsfm.ca/members-only-content/1168-child-and-youth-friendly-planning-guidelines/file.html (accessed 22.07.2020).

Hart, J., Newman, J., Ackermann, L., Feeny, T. (2004) Children changing their world: Understanding and evaluating children’s participation in development. London: Plan Publ., 65 p.

Hinton, R., Tisdall, K. M., Gallagher, M., Elsley, S. (2008) Children’s and young people’s participation in public decision-making. The International Journal of Children’s Rights, vol. 16, no. 3, pp. 281–284. DOI: 10.1163/157181808X311132

Horton, J., Hadfield-Hill, S., Kraftl, P. (2015) Children living with “sustainable” urban architectures. Environment and Planning A: Economy and Space, vol. 47, no. 4, pp. 903–921. DOI: 10.1068/a140401p

Karsten, L. (2010) A view from the Netherlands: The status of children in local government spatial planning. Early Childhood Matters, no. 114, pp. 33–36.

Landry, C., Bianchini, F. (1995) The creative city. London: Demos, 60 p.

Percy-Smith, B. (2010) Councils, consultations and community: Rethinking the spaces for children and young people’s participation. Children’s Geographies, vol. 8, no. 2, pp. 107–122. DOI: 10.1080/14733281003691368

Simpson, B. (1997) Towards the participation of children and young people in urban planning and design. Urban Studies, vol. 34, no. 5-6, pp. 907–925. DOI: 10.1080/0042098975880

Strathclyde Regional Council. (1991) Strathclyde Structure Plan. Glasgow: Strathclyde Department of Physical Planning.

Thomas, N. (2007) Towards a theory of children’s participation. International Journal of Children’s Rights, vol. 15, no. 2, pp. 199–218. DOI: 10.1163/092755607X206489

van der Burgt, D. (2008) How children place themselves and others in local space. Geografiska Annaler: Series B, Human Geography, vol. 90, no. 3, pp. 257–269.

REFERENCES

Barnard, J. (1980) Children in the built environment: Guidelines for planning and Design. Melbourne: Georgian House, 63 p. (In English)

Berglund, U., Nordin, K. (2007) Using GIS to make young people’s voices heard in urban planning. Built Environment, vol. 33, no. 4, pp. 469–481. DOI: 10.2148/benv.33.4.469 (In English)

Birch, J., Parnell, R., Patsarika, M., Šorn, M. (2017) Participating together: Dialogic space for children and architects in the design process. Children’s Geographies, vol. 15, no. 2, pp. 224–236. DOI: 10.1080/14733285.2016.1238039 (In English)

Cele, S., van der Burgt, D. (2015) Participation, consultation, confusion: Professionals’ understandings of children’s participation in physical planning. Children’s Geographies, vol. 13, no. 1, pp. 14–29. DOI: 10.1080/14733285.2013.827873 (In English)

Fielding, M. (2001) Students as radical agents of change. Journal of Educational Change, vol. 2, no. 1, pp. 123–141. DOI: 10.1023/A:1017949213447 (In English)

Filipova, A. G., Abrosimova, E. E., Bukhtiyarova, I. N. (2020) Uchastie detej v reshenii semejnykh voprosov: analiz materialov roditel’skikh forumov [Participation of children in solving family issues: Analysis of materials of parent forums]. Sotsiologiya — Sociology, no. 3, pp. 222–233. (In Russian)

Filipova, A. G., Skrypnikova, E. M. (2019) Osobennosti uchastiya detej v reshenii voprosov, zatragivayushchikh ikh interesy: po materialam ekspertnykh interv’yu [Features of children’s participation in issues affecting them: Based on expert interviews]. Sotsial’naya pedagogika, no. 4, pp. 89–96. (In Russian)

Gilbert, R., O’Brien, C. (2010) Child- and youth-friendly land-use and transport planning guidelines for Nova Scotia. Canada: The Centre for Sustainable Transportation. University of Winnipeg, 88 p. [Online]. Available at: https:// www.nsfm.ca/members-only-content/1168-child-and-youth-friendly-planning-guidelines/file.html (accessed 22.07.2020). (In English)

Hart, J., Newman, J., Ackermann, L., Feeny, T. (2004). Children changing their world: Understanding and evaluating children’s participation in development. London: Plan Publ., 65 p. (In English)

Hinton, R., Tisdall, K. M., Gallagher, M., Elsley, S. (2008) Children’s and young people’s participation in public decision-making. The International Journal of Children’s Rights, vol. 16, no. 3, pp. 281–284. DOI: 10.1163/157181808X311132 (In English)

Horton, J., Hadfield-Hill, S., Kraftl, P. (2015) Children living with “sustainable” urban architectures. Environment and Planning A: Economy and Space, vol. 47, no. 4, pp. 903–921. DOI: 10.1068/a140401p (In English)

Karsten, L. (2010) A view from the Netherlands: The status of children in local government spatial planning. Early Childhood Matters, no. 114, pp. 33–36. (In English)

Konventsiya o pravakh rebenka. Prinyata rezolyutsiej 44/25 General’noj Assamblei ot 20 noyabrya 1989 g. [Convention on the rights of the child. Adopted and opened for signature, ratification and accession by General Assembly resolution 44/25 of 20 November 1989]. (1989) Organizatsiya Ob’edinennykh Natsij [United Nations]. [Online]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (accessed 22.07.2020). (In Russian)

Landry, C., Bianchini, F. (1995) The creative city. London: Demos, 60 p. (In English)

Percy-Smith, B. (2010) Councils, consultations and community: Rethinking the spaces for children and young people’s participation. Children’s Geographies, vol. 8, no. 2, pp. 107–122. DOI: 10.1080/14733281003691368 (In English)

Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda. Prinyata rezolyutsiej A/70/L.1 General’noj Assamblej OON ot 25 sentyabrya 2015 g. [Transforming our world: THe 2030 Agenda for Sustainable Development. Adopted by UN General Assembly resolution A/70/L.1 of 25 September 2015]. [Online]. Available at: https://undocs.org/en/A/70/L.1 (accessed 22.07.2020). (In English)

Simpson, B. (1997) Towards the participation of children and young people in urban planning and design. Urban Studies, vol. 34, no. 5-6, pp. 907–925. DOI: 10.1080/0042098975880 (In English)

Strathclyde Regional Council. (1991) Strathclyde Structure Plan. Glasgow: Strathclyde Department of Physical Planning. (In English)

Thomas, N. (2007) Towards a theory of children’s participation. International Journal of Children’s Rights, vol. 15, no. 2, pp. 199–218. DOI: 10.1163/092755607X206489 (In English)

Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. № 761 “O Nacional’noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012–2017 gody” [Decree of the President of the Russian Federation of 1 June 2012 No. 761 “On the National strategy of action for children for 2012–2017”]. (2012) [Online]. Available at: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz6dg9GU25S (accessed 22.07.2020). (In Russian)

van der Burgt, D. (2008) How children place themselves and others in local space. Geografiska Annaler: Series B, Human Geography, vol. 90, no. 3, pp. 257–269. (In English)

Опубликован

2020-12-28

Выпуск

Раздел

Статьи