Домики и шалаши: «свои» места у современных петербургских детей
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-3-183-194Ключевые слова:
детские места, география детства, детские домики, детские шалаши, институционализация детстваАннотация
В географии детства традиционно места для детей противопоставляются детским местам. Первые создаются взрослыми, вторые — самими детьми. Для первых главным ориентиром является безопасность детей, для вторых — тайна, творчество, детское сообщество. В статье мы обращаемся к «своим» местам детей и подростков — домикам и шалашам. Выборка представлена восемью детскими местами, их авторы в возрасте от 8 до 11 лет — жители г. Санкт-Петербурга. Эмпирическими материалами для исследования стали транскрипты интервью с детьми и фотографии детских мест. Критериями анализа представленных домиков и шалашей стали взаимодействия детей и взрослых в процессе создания детских мест, предназначение мест, виды мест по степени их мобильности. Отмечено, что современные дети довольно часто прибегают к помощи взрослых в строительстве «своих» мест, а сами взрослые стремятся сделать детские места комфортными и безопасными.
Среди функций домиков и шалашей выделены функция эмансипации от взрослых, защитная и образовательная функции, функция уединения, индивидуального отдыха, общения и игры.
Изучение домиков и шалашей юных петербуржцев позволило обозначить (пока весьма контурно) их особенности и возможные влияния города-миллионника. Благоустроенные дворы, парки, скверы не дают детям свободно строить и в дальнейшем использовать постройки для собственных игр в черте города, домикостроительство вытесняется либо за пределы города на дачи, либо в квартиры. Семьи детей, принявших участие в исследовании, обладают образовательно-культурным потенциалом, позволяющим юным строителям и творцам использовать архитектурные идеи, идеи вальдорфской педагогики и др.
В статье делается вывод, что большинство описанных кейсов нельзя отнести к типу детских мест, создаваемых или переустраиваемых детьми для себя, нет секретности мест, меньше возможностей для проявления самостоятельности, велико участие взрослых, которые могут придать этим местам определенное функциональное значение.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Осорина, М. В. (2008) Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд., доп. СПб.: Питер, 304 с.
Филипова, А. Г., Толвайшис, Л. Л. (2020) Места детские и места для детей. В кн.: А. Г. Филипова (ред.). География детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик. Тематический словарь-справочник. СПб.: Астерион, с. 100–103.
Hackett, A., Procter, L., Seymour, J. (eds.). (2015) Children’s Spatialities: Embodiment, emotion and agency. Basingstoke: Palgrave Macmillan Publ., 204 p.
Hart, R. (1979) Children’s experience of place. New York: Irvington Publ., 518 p.
Holloway, S. L., Valentine, G. (2000) Spatiality and the new social studies of childhood. Sociology, vol. 34, no. 4, pp. 763–783. https://doi.org/10.1177/S0038038500000468
James, A., Jenks, C., Prout, A. (1998) Theorizing childhood. Cambridge: Polity Press Publ., 256 p.
Matthews, H., Limb, M., Taylor, M. (2005) The “Street” as Third space. In: C. Jenks (ed.). Childhood: Critical concepts in sociology. In 3 vols. Vol. 1. London; New York: Routledge Publ., pp. 253–269.
O’Brien, M. (2003) Regenerating children’s neighbourhoods. What do children want? In: P. Christensen, M. O’Brien (eds.). Children in the city. Home, neighbourhood and community. London; New York: Routledge Publ., pp. 142–161. https://doi.org/10.4324/9780203167236-13
Olwig, K. F., Gulløv, E. (2003) Towards an anthropology of children and place. In: K. F. Olwig, E. Gulløv (eds.). Children’s Places: Cross-cultural perspectives. London: Routledge Publ., pp. 1–19.
Rasmussen, K. (2004) Places for children—children’s places. Childhood, vol. 11, no. 2, pp. 155–173. https://doi.org/10.1177/0907568204043053
REFERENCES
Filipova, A. G., Tolvajshis, L. L. (2020) Mesta detskie i mesta dlya detej [Places for children and children’s places]. In: A. G. Filipova (ed.). Geografiya detstva: mezhdistsiplinarnyj sintez issledovatel’skikh podkhodov i praktik. Tematicheskij slovar’-spravochnik [Geography of childhood: The interdisciplinary synthesis of research approaches and practices. Thematic dictionary-reference]. Saint Petersburg: Asterion Publ., pp. 100–103. (In Russian)
Hackett, A., Procter, L., Seymour, J. (eds.). (2015) Children’s Spatialities: Embodiment, emotion and agency. Basingstoke: Palgrave Macmillan Publ., 204 p. (In English)
Hart, R. (1979) Children’s experience of place. New York: Irvington Publ., 518 p. (In English)
Holloway, S. L., Valentine, G. (2000) Spatiality and the new social studies of childhood. Sociology, vol. 34, no. 4, pp. 763–783. https://doi.org/10.1177/S0038038500000468 (In English)
James, A., Jenks, C., Prout, A. (1998) Theorizing childhood. Cambridge: Polity Press Publ., 256 p. (In English)
Matthews, H., Limb, M., Taylor, M. (2005) The “Street” as Third space. In: C. Jenks (ed.). Childhood: Critical concepts in sociology. In 3 vols. Vol. 1. London; New York: Routledge Publ., pp. 253–269. (In English)
O’Brien, M. (2003) Regenerating children’s neighbourhoods. What do children want? In: P. Christensen, M. O’Brien (eds.). Children in the city. Home, neighbourhood and community. London; New York: Routledge Publ., pp. 142–161. https://doi.org/10.4324/9780203167236-13 (In English)
Olwig, K. F., Gulløv, E. (2003) Towards an anthropology of children and place. In: K. F. Olwig, E. Gulløv (eds.). Children’s Places: Cross-cultural perspectives. London: Routledge Publ., pp. 1–19. (In English)
Osorina, M. V. (2008) Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslykh [The secret world of children in the space of the adult world]. 4th ed., comp. Saint Petersburg: Piter Publ., 304 p. (In Russian)
Rasmussen, K. (2004) Places for children—children’s places. Childhood, vol. 11, no. 2, pp. 155–173. https://doi.org/10.1177/0907568204043053 (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Ирина Алексеевна Крылова, Александра Геннадьевна Филипова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.