Петербург для подростков: пространства повседневности
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-297-308Ключевые слова:
городская среда, болтливость, подростки, дружественная среда, повседневностьАннотация
Статья посвящена исследованию Санкт-Петербурга как пространства повседневной жизни подростков. Внимание урбанистов, архитекторов, социологов, педагогов, психологов и других специалистов сегодня обращено к чувствам, настроениям и коммуникациям горожан, в том числе юных. В статье рассматриваются самостоятельные перемещения и взаимодействия подростков, выбор ими определенных локаций в районе проживания и в городе в целом. Какое-либо место подростки признают «своим», если там они чувствуют себя комфортно (могут удобно устроиться, согреться, поесть), безопасно (как в физическом, так и эмоциональном плане), если им там интересно (есть на что посмотреть, есть чем заняться). Главное, чем привлекает подростков «свое» место — возможность свободно общаться. «Своим» местом не всегда является специально спроектированная территория, подростки часто адаптируют имеющиеся городские решения под свои нужды. Однако создание разнообразных общественных и культурных пространств для молодежи необходимо. Сравнение опыта петербургских подростков и ребят из других городов показывает, что отсутствие таких пространств приводит к конкуренции и конфликтам с другими группами горожан, дефициту возможностей молодых людей. Особенностью г. Санкт-Петербурга в сравнении с другими российскими городами является наличие насыщенной среды, дающей подросткам возможность выбирать места для своего времяпрепровождения как в центре, так и в периферийных районах города. Тем не менее, в Санкт-Петербурге интересы других групп горожан превалируют над интересами подростков, а «голос» подростков не влияет на процессы создания и благоустройства городских территорий. Вовлечение подростков в соучаствующее проектирование городской среды поможет учесть интересы этой группы горожан, сделать городское пространство более дружественным для молодежи.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бредникова, О., Запорожец, О. (ред.). (2014) Микроурбанизм: Город в деталях. М.: Новое литературное обозрение, 352 с.
Воронкова, Л., Паченков, О. (ред.). (2014) SAGA о городе. Трансформация общественных пространств. СПб.: НП-Принт, 189 с.
Краткая справка о культурно-историческом и экономическом потенциале Московского административного района города Санкт-Петербурга. (2021) Администрация Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_moscow/information/ (дата обращения 30.08.2021).
Лебедева, Е. В., Филипова, А. Г., Березецкая, М. И. и др. (2020) Дружественность городской среды: возможности интерпретации и измерения, опыт создания. Минск: Белорусский государственный университет, 207 с.
Ле-ван, Т., Филатова, Б., Якшина, А. (2021) Как спроектировать школьный двор: соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом. Идеи для руководителей. М.: Экон-Информ, 58 с.
Наберушкина, Э. К. (2012) Инвалиды в большом городе: Проблемы социального гражданства. М.: Вариант, 334 с.
Ненько, А. (2018) Какие районы Петербурга вызывают у горожан радость и грусть и как исследование эмоций поможет улучшить город? Рассказывает социолог. Бумага, 11 июля. [Электронный ресурс]. URL: https://paperpaper.ru/campus/nenko/ (дата обращения 15.07.2021).
Ульянова, Е. В. (2016) Развитие общественных пространств: инвестиционный потенциал и модели реализации. Администрация Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/mediact/materials/2016/12/01/Презентация_общественные_пространства_24112016_pdf (дата обращения 30.08.2021).
Филипова, А. Г., Купряшкина, Е. А., Бухтиярова, И. Н. и др. (2020) Детство на Дальнем Востоке: воспроизводство, миграция и мобильности. Социопространственный анализ. Санкт-Петербург: Астерион, 236 с.
Филипова, А. Г., Ракитина, Н. Э. (2017) Городская «доброжелательность» к детям: от неравенства к соучаствующему проектированию городской среды (на материалах городов юга Дальнего Востока). Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального института, 188 с.
REFERENCES
Brednikova, O., Zaporozhets, O. (eds.). (2014) Mikrourbanizm: Gorod v detalyakh [Microurbanism. The city in details]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 352 p. (In Russian)
Filipova, A. G., Kupryashkina, E. A., Buhtiyarova, I. N. et al. (2020) Detstvo na Dal’nem Vostoke: vosproizvodstvo, migratsiya i mobil’nosti. Sotsioprostranstvennyj analiz [Childhood in the Far East: Reproduction, migration and mobility. Sociospatial analysis]. Saint Petersburg: Asterion Publ., 236 p. (In Russian)
Filipova, A. G., Rakitina, N. E. (2017) Gorodskaya “dobrozhelatel’nost’” k detyam: ot neravenstva k souchastvuyushchemu proektirovaniyu gorodskoj sredy (na materialakh gorodov yuga Dal’nego Vostoka) [Urban “goodwill” to children: From inequality to collaborative design of the urban environment (based on the materials of cities in the South of the Far East)]. Vladivostok: Far Eastern Federal University Publ., 188 p. (In Russian)
Kratkaya spravka o kul’turno-istoricheskom i ekonomicheskom potentsiale Moskovskogo administrativnogo rajona goroda Sankt-Peterburga [Brief information about the cultural, historical and economic potential of the Moscow administrative district of Saint Petersburg]. (2021). Administratsiya Sankt-Peterburga [Saint Petersburg administration]. [Online]. Available at: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_moscow/information/ (accessed 30.08.2021). (In Russian)
Lebedeva, E. V., Filipova, A. G., Berezetskaya, M. I. et al. (2020) Druzhestvennost’ gorodskoj sredy: vozmozhnosti interpretatsii i izmereniya, opyt sozdaniya [The friendliness of the urban environment: The possibilities of interpretation and measurement, the experience of creating]. Minsk: Belarusian State University Publ., 207 p. (In Russian)
Le-van, T., Filatova, B., Yakshina, A. (2021) Kak sproektirovat’ shkol’nyj dvor: souchastvuyushchee proektirovanie s det’mi i shkol’nym soobshchestvom. Idei dlya rukovoditelej [How to design a schoolyard: A participatory design with children and the school community. Ideas for managers]. Moscow: Ekon-Inform Publ., 58 p. (In Russian)
Naberushkina, E. K. (2012) Invalidy v bol’shom gorode: Problemy sotscial’nogo grazhdanstva [The disabled in a big city: Problems of social citizenship]. Moscow: Variant Publ., 334 p. (In Russian)
Nen’ko, A. (2018) Kakie rajony Peterburga vyzyvayut u gorozhan radost’ i grust’ i kak issledovanie emotsij pomozhet uluchshit’ gorod? Rasskazyvaet sotsiolog [Which areas of Saint Petersburg cause joy and sadness among citizens and how will the study of emotions help to improve the city? The opinion of the sociologist]. Bumaga, 11 July. [Online]. Available at: https://paperpaper.ru/campus/nenko/ (accessed 15.07.2021). (In Russian)
Ul’yanova, E. V. (2016) Razvitie obshchestvennykh prostranstv: investitsionnyj potentsial i modeli realizatsii [Development of public spaces: Investment potential and implementation models]. Administratsiya Sankt-Peterburga [Saint Petersburg administration]. [Online]. Available at: https://www.gov.spb.ru/static/writable/mediact/materials/2016/12/01/Презентация_общественные_пространства_24112016_.pdf (accessed 30.08.2021). (In Russian)
Voronkova, L., Pachenkov, O. (eds.). (2014) SAGA o gorode. Transformatsiya obshchestvennykh prostranstv [The City SAGA. Public spaces in transformation]. Saint Petersburg: NP-Print Publ., 189 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Ирина Алексеевна Крылова, Александра Геннадьевна Филипова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.