Подростки в городе: методы и технологии вовлечения в принятие решений (на примере исследования «Лестница детского участия: право детей на город, в котором они живут»)

Авторы

  • Александра Геннадьевна Филипова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-7475-1961
  • Екатерина Михайловна Скрыпникова Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0003-2627-570X

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-329-338

Ключевые слова:

подросток, возрастные особенности, городское пространство, участие подростков в принятии решений, методы и технологии вовлечения в принятие решений

Аннотация

Движение в сторону соучаствующего проектирования городских пространств в нашей стране вызвало ряд законодательных инициатив в данной области, обращение к мнению разных групп горожан, в т. ч. через создание общественных советов, общественные слушания и пр.

Дети и подростки являются такими же горожанами, как и взрослые, поэтому они должны иметь возможность высказывать свое мнение по поводу разных городских процессов, а также быть вовлеченными в планирование, благоустройство, оценку городской среды. Cоциально-психологические особенности подросткового возраста, такие как ориентир на общественно-полезную деятельность, формирование устойчивых интересов, расширение освоенной городской территории, самоидентификация, заставляют взрослых искать новые методы и технологии вовлечения молодых горожан в решение вопросов, связанных с городом.

Партисипаторный подход предполагает обращение к знаниям и опыту детей как важному ресурсу городского развития. В этой области необходим качественный отбор методов и технологий исследования, а также опора на возрастные особенности детей.

В статье представлен обзор методов исследования мнения подростков о городе и технологий их вовлечения в городские процессы, формирования позиции активного горожанина. Материалом для обобщения стали данные, полученные в ходе исследования «Лестница детского участия: право детей на город, в котором они живут».

Условно выделены и описаны три группы методов и технологий: исследовательские методы (задача — выявление мнения подростка о городе, его проблемах рисках и ресурсах), методы выражения мнения (задача — стимулирование социальной активности подростка и выработка аргументированной позиции по отношению к городским процессам), обучающие технологии (задача — усиление субъектной позиции подростка, тренировка соответствующих навыков).

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Васильева, Н. В., Кочнев, С. В. (2012) Участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы: опыт измерения. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, № 20 (139), с. 71–75.

Город как ресурсная среда для детей [Электронный ресурс]. URL: https://www.prostranstvo.media/horod-kak-resursnaia-sreda-dlia-detej/ (дата обращения 05.07.2021).

Калабихина, И. Е., Ионцева, С. В., Козлов, В. А. (2010) Анализ моделей участия детей в процессах принятия решений по вопросам, затрагивающим интересы ребенка (на примере российских городов, присоединившихся к инициативе ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям»). [Электронный ресурс]. URL: http://perm-deti.ru/wp-content/uploads/2016/08/Анализ-моделей-участия-детей-в-процессах-принятия-решений-по-вопросам-затрагивающим-интересы-ребенка.pdf (дата обращения 27.08.2021).

Калабихина, И. Е., Кучмаева, О. В. (2016) Проблемы и перспективы мониторинга участия детей в реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.». Журнал исследований социальной политики, т. 14, № 4, с. 507–520.

Калинина, Н. В. (2008) Социальная компетентность младшего школьника: формирование конструктивных поведенческих стратегий. Ученые записки педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика, т. 1, № 3-4, с. 7–13.

Лебедева, Е. В., Купряшкина, Е. А., Ракитина, Н. Э. (2019) Дети и город: на пути к соучаствующему проектированию. Комплексные исследования детства, т. 1, № 3, с. 189–199. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-3-189-199

Петровский А. В. (ред.). (1987) Хрестоматия по психологии. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 447 с.

Филипова, А. Г. (2017) От общественных пространств к «своим» местам в городе (по материалам детских городских карт). Научный журнал «Дискурс», № 12 (14), с. 204–213.

Хабитат III: исследовательские доклады. 11 — Общественное пространство. (2015) Нью-Йорк: [б. и.]. [Электронный ресурс]. URL: https://uploads.habitat3.org/hb3/11-Habitat-III-Issue-Paper-11_Public-Space_rus-AI_fin.pdf (дата обращения 18.08.2021).

Horelli, L. (1994) Children as urban planners. Architecture & Comportement / Architecture & Behaviour, vol. 10, no. 4, pp. 371–377.

Kelleher, C., Seymour, M., Halpenny, A. M. (2014) Promoting the participation of seldom heard young people: A review of the literature on best practice principles. research funded under the research development initiative scheme of the Irish research council in partnership with the department of children and youth affairs. Dublin: Dublin Institute of Technology Publ., 71 р.

Martin, S., Forde, C., Galvin, A. D., O’Connell, A. (2015) An examination of young people’s views on the impact of their participation in decision-making. Dublin: Department of Children and Youth Affairs Publ., 142 р.

REFERENCES

Filipova, A. G. (2017) Ot obshchestvennykh prostranstv k “svoim” mestam v gorode (po materialam detskikh gorodskikh kart) [From public spaces to “the own” places in the city (on materials of children’s city maps)]. Nauchnyj zhurnal “Diskurs”, no. 12 (14), pp. 204–213. (In Russian)

Gorod kak resursnaya sreda dlya detej. [City as a resource environment for children]. (2015) [Online]. Available at: https://www.prostranstvo.media/horod-kak-resursnaia-sreda-dlia-detej/ (accessed 05.07.2021). (In Russian)

Horelli, L. (1994) Children as urban planners. Architecture & Comportement / Architecture & Behaviour, vol. 10, no. 4, pp. 371–377. (In English)

Kalabikhina, I. E., Iontseva, S. V., Kozlov, V. A. (2010) Analiz modelej uchastiya detej v protsessakh prinyatiya reshenij po voprosam, zatragivayushchim interesy rebenka (na primere rossijskikh gorodov, prisoedinivshikhsya k initsiative YUNISEF “Goroda, dobrozhelatel’nye k detyam”) [Analysis of models of child’s participation in decision making processes on the matters, related to child’s interests (on the example of Russian cities, joined the UNICEF “Cities Fit for Children” initiative]. [Online]. Available at: http://perm-deti.ru/wp-content/uploads/2016/08/Анализ-моделей-участия-детей-в-процессах-принятия-решений-по-вопросам-затрагивающим-интересы-ребенка.pdf (accessed 27.08.2021). (In Russian)

Kalabikhina, I. E., Kuchmaeva, O. V. (2016) Problemy i perspektivy monitoringa uchastiya detej v realizatsii “Natsional’noj strategii dejstvij v interesakh detej na 2012–2017 gg.” [The challenges and future prospects for monitoring children’s participation in “the national strategy for action in the interests of children 2012–2017”]. Zhurnal issledovanij sotsial’noj politiki — The Journal of Social Policy Studies, vol. 14, no. 4, pp. 507–520. (In Russian)

Kalinina, N. V. (2008) Sotsial’naya kompetentnost’ mladshego shkol’nika: formirovanie konstruktivnykh povedencheskikh strategij [Social competence of an elementary school pupils: Developing constructive behavior strategies]. Uchenye zapiski pedagogicheskogo instituta Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo. Seriya: Psikhologiya. Pedagogika, vol. 2, no. 3-4, pp. 7–13. (In Russian)

Kelleher, C., Seymour, M., Halpenny, A. M. (2014) Promoting the participation of seldom heard young people: A review of the literature on best practice principles. research funded under the research development initiative scheme of the Irish research council in partnership with the department of children and youth affairs. Dublin: Dublin Institute of Technology Publ., 71 р. (In English)

Khabitat III: issledovatel’skie doklady. 11 — Obshchestvennoe prostranstvo [Habitat III: Research reports. 11 — Public space]. (2015) New York: [s. n.]. [Online]. Available at: https://uploads.habitat3.org/hb3/11-Habitat-III-Issue-Paper-11_Public-Space_rus-AI_fin.pdf (accessed 18.08.2021). (In Russian)

Lebedeva, E. V., Kupryashkina, E. A., Rakitina, N. E. (2019) Deti i gorod: na puti k souchastvuyushchemu proektirovaniyu [Children and the city: On the way to co-participating design]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Studies of Childhood, vol. 1, no. 3, pp. 189–199. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-3-189-199 (In Russian)

Martin, S., Forde, C., Galvin, A. D., O’Connell, A. (2015) An examination of young people’s views on the impact of their participation in decision-making. Dublin: Department of Children and Youth Affairs Publ., 142 р. (In English)

Petrovskij A. V. (ed.). (1987) Khrestomatiya po psikhologii [Psychology сhrestomathy]. 2nd ed., rev. and compl. Moscow: Prosveshchenie Publ., 447 p. (In Russian)

Vasil’eva, N. V., Kochnev, S. V. (2012) Uchastie detej v prinyatii reshenij, zatragivayushchikh ikh interesy: opyt izmereniya. [Children’s participation in decision-making on their interests: Experience evaluation]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo, no. 20 (139), pp. 71–75. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

07.02.2022

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)