Подростково-молодежное волонтерство как путь к участию в решении социально значимых вопросов: обзор зарубежных работ

Авторы

  • Леонас Толвайшис Университет «Унион Никола Тесла»; Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
  • Александра Геннадьевна Филипова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-7475-1961

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-3-152-161

Ключевые слова:

волонтерство, добровольчество, молодые волонтеры, участие в решении социально значимых вопросов

Аннотация

В статье волонтерство анализируется с позиции участия волонтеров, в данном случае подростков и молодых людей, в решении социально значимых вопросов. Эмпирическим материалом стали англоязычные публикации на данную тему, обнаруженные в базе данных Web of Science. Поиск осуществлялся с использованием ключевых словосочетаний «волонтерство/добровольчество И подростки/молодежь», «волонтерство/добровольчество И участие в решении вопросов». Собранные статьи были разделены на пять тематических блоков: характеристики безвозмездной работы, мотивация (драйверы) безвозмездной работы, преимущества волонтерства, издержки волонтерства, регуляторные и структурные реакции на волонтерскую деятельность.

Отдельно анализировались статьи, связанные с волонтерской деятельностью подростков и молодых людей. Констатируется накопление определенного опыта в области подростково-молодежного волонтерства, начиная с правового регулирования, организационного сопровождения и заканчивая формированием баз данных, содержащих сведения о частоте и масштабе волонтерской деятельности.

Выявлено, что задачами подростково-молодежного волонтерства, помимо вовлечения в социально значимую работу, являются личностное и социальное развитие, становление активной гражданской позиции. Волонтерство интерпретируется исследователями как первичная развивающая среда для молодых людей. В первую очередь подчеркивается развитие молодых людей в трех сферах: чувства и установки, показатели поведенческой адаптации и успеваемость в школе. Формы и технологии участия подростков и молодежи в решении социально значимых вопросов не стали предметом отдельного изучения. Обращается внимание на то, что волонтеры в ходе социализации получают представление о социальных проблемах, а также мотивацию к преодолению этих проблем.

Вопросы участия вплетены в другие задачи — профилактики девиантного поведения, формирования социальных компетенций, приобретения необходимого социального опыта и пр.

Библиографические ссылки

Anghel, R. Grierson, J. (2020) Addressing needs in a liminal space: The citizen volunteer experience and decision-making in the unofficial Calais migrant camp — insights for social work. European Journal of Social Work, vol. 23, no. 3, pp. 486–499. DOI: 10.1080/13691457.2019.1709158 (In English)

Brookfield, K., Parry, J., Bolton, V. (2018) Getting the measure of prosocial behaviors: A comparison of participation and volunteering data in the national child development study and the linked social participation and identity study. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, vol. 47, no. 5, pp. 1081–1101. DOI: 10.1177/0899764018786470 (In English)

Brown, A. L., Meer, J., Forrest Williams, J. (2019) Why do people volunteer? An experimental analysis of preferences for time donations. Management Science, vol. 65, no. 4, pp. 1455–1468. DOI: 10.1287/mnsc.2017.2951 (In English)

Cheung, C.-k., Liu, E. S.-c. (2017) Enhancing the contribution of volunteering to career commitment with friendship among university students. Career Development International, vol. 22, no. 7, pp. 754–771. DOI: 10.1108/CDI-12-2016-0236 (In English)

Cruz, D., Meisenbach, R. (2018) Expanding role boundary management theory: How volunteering highlights contextually shifting strategies and collapsing work-life role boundaries. Human Relations, vol. 71, no. 2, pp. 182–205. DOI: 10.1177/0018726717718917 (In English)

De Wilde, L., Devlieghere, J., Vandenbroeck, M., Vanobbergen, B. (2019) Foster parents between voluntarism and professionalisation: Unpacking the backpack. Children and Youth Services Review, vol. 98, pp. 290–296. DOI: 10.1016/j.childyouth.2019.01.020 (In English)

Desai, N., Dalal, S., Rawal, S. (2018) The effects of volunteerism on self-deception and locus of control. Voluntas, vol. 29, no. 1, pp. 83–92. DOI: 10.1007/s11266-017-9857-x (In English)

Durlak, J. A., Weissberg, R. P., Pachan, M. (2010) A meta-analysis of after-school programs that seek to promote personal and social skills in children and adolescents. American Journal of Community Psychology, vol. 45, no. 3-4, pp. 294–309. DOI: 10.1007/s10464-010-9300-6 (In English)

Gallus, J. (2017) Fostering public good contributions with symbolic awards: A large-scale natural field experiment at Wikipedia. Management Science, vol. 63, no. 12, pp. 3999–4015. DOI: 10.1287/mnsc.2016.2540 (In English)

Grant-Smith, D., McDonald, P. (2018) Ubiquitous yet ambiguous: An integrative review of unpaid work. International Journal of Management Reviews, vol. 20, no. 2, pp. 559–578. DOI: 10.1111/ijmr.12153 (In English)

Greenleaf, S., Ries, P. D. (2020) Citizen advisory boards in urban forestry: Who are members and why do they serve? Urban Forestry & Urban Greening, vol. 47, article 126553. DOI: 10.1016/j.ufug.2019.126553 (In English)

Hallmann, K., Dickson, G. (2017) Non-profit sport club members: What makes them volunteer? Voluntary Sector Review, vol. 8, no. 2, pp. 187–204. DOI: 10.1332/204080517X14975367943041 (In English)

Harper, R. W., Huff, E. S., Bloniarz, D. V. et al. (2018) Exploring the characteristics of successful volunteer-led urban forest tree committees in Massachusetts. Urban Forestry & Urban Greening, vol. 34, pp. 311–317. DOI: 10.1016/j. ufug.2018.07.006 (In English)

Komenská, K. (2017) Moral motivation in humanitarian action. Human Affairs — Postdisciplinary Humanities & Social Sciences Quarterly, vol. 27, no. 2, pp. 145–154. DOI: 10.1515/humaff-2017-0013 (In English)

Mayorga, M. E. Lodree, E. J. Wolczynski, J. (2017) The optimal assignment of spontaneous volunteers. Journal of the Operational Research Society, vol. 68, no. 9, pp. 1106–1116. DOI: 10.1057/s41274-017-0219-2 (In English)

McCormick, L., Donohue, R. (2019) Antecedents of affective and normative commitment of organisational volunteers. International Journal of Human Resource Management, vol. 30, no. 18, pp. 2581–2604. DOI: 10.1080/09585192.2016.1166388 (In English)

Moore, E., Vallejo, C. (2018) Practices of conformity and transgression in an out-of-school reading programme for “at risk” children. Linguistics and Education, vol. 43, pp. 25–38. DOI: 10.1016/j.linged.2017.09.003 (In English)

Nesbit, R., Christensen, R. K., Brudney, J. L. (2018) The limits and possibilities of volunteering: A framework for explaining the scope of volunteer involvement in public and nonprofit organizations. Public Administration Review, vol. 78, no. 4, pp. 502–513. DOI: 10.1111/puar.12894 (In English)

Sopha, B. M., Achsan, R. E. D., Sri Asih, A. M. (2019) Mount Merapi eruption Simulating dynamic evacuation and volunteer coordination using agent-based modeling approach. Journal of Humanitarian Logistics and Supply Chain Management, vol. 9, no. 2, pp. 292–322. DOI: 10.1108/JHLSCM-05-2018-0035 (In English)

Taylor, R. D., Oberle, E., Durlak, J. A., Weissberg, R. P. (2017) Promoting positive youth development through school-based social and emotional learning interventions: A meta-analysis of follow-up effects. Child Development, vol. 88, no. 4, pp. 1156–1171. DOI: 10.1111/cdev.12864 (In English)

Tolan, P., Ross, K., Arkin, N. et al. (2016) Toward an integrated approach to positive development. Applied Developmental Science, vol. 20, no. 3, pp. 214–236. DOI: 10.1080/10888691.2016.1146080 (In English)

Vallejo Rubinstein, C. (2020) Child-volunteer socialisation in an afterschool programme: A case study about transcaring and transformation. Language and Intercultural Communication. DOI: 10.1080/14708477.2020.1763378 (In English)

Vasconcelos, T. C., von Borell de Araujo, B. F. (2017) Compreendendo os resultados de aprendizagem em intercâmbios voluntários internacionais [Understanding the learning results from international volunteer placements]. Revista Gestao & Technologia — Journal of Management and Technology, vol. 17, no. 1, pp. 154–180. DOI: 10.20397/2177-6652/2017.v17i1.915 (In Portuguese)

Weisinger, J. Y., Borges-Mendez, R., Milofsky, C. (2016) Diversity in the nonprofit and voluntary sector. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, vol. 45, no. 1, pp. 3–27. DOI: 10.1177/0899764015613568 (In English)

White, K. M., Poulsen, B. E., Hyde, M. K. (2017) Identity and personality influences on donating money, time, and blood. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, vol. 46, no. 2, pp. 372–394. DOI: 10.1177/0899764016654280 (In English)

Zhang, W., Chen, F., Liu, X. (2018) Analysis upon the youth’s absence from CVS: Based on a survey of a community in Beijing. The China Nonprofit Review, vol. 10, no. 1, pp. 191–213. DOI: 10.1163/18765149-12341345 (In English)

Опубликован

2020-12-28

Выпуск

Раздел

Статьи