Дисфункции динамической остроты зрения у школьников с трудностями в обучении
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-1-28-33Ключевые слова:
трудности в обучении, динамическая острота зрения, вестибулярная система, вестибулярные дисфункции, чтениеАннотация
В статье приводятся результаты оценки динамической остроты зрения у детей 5–15 лет с трудностями в обучении. Динамическая острота зрения — это показатель, который отражает связь вестибулярной и глазодвигательной систем. Одной из функций вестибулярной системы является автоматическая стабилизация глазных яблок во время движений головой. Этот механизм позволяет сохранять стабильным изображение на сетчатке глаза, что необходимо для зрительного восприятия. Остроту зрения испытуемых во время нашего исследования проверяли по стандартной таблице Сивцева или по таблице LEA символов в двух условиях. Первое условие: испытуемый находился в положении сидя с неподвижной головой и называл буквы или символы, на которые указывал взрослый (статическая острота зрения). Второе условие: испытуемый совершал быстрые движения головой из стороны в сторону с частотой 2 Гц и называл элементы таблицы, на которые указывал взрослый (динамическая острота зрения). В норме благодаря вестибулоглазному рефлексу при быстрых движениях головы динамическая острота зрения мало отличается от статической. Разница в показателях составляет не более одной строчки по таблице оценки остроты зрения. В нашем исследовании приняли участие 174 ребенка с трудностями в обучении. Было выявлено, что у 37 % обследованных детей нарушена динамическая острота зрения. Вклад вестибулярной функции в развитие способности к обучению сейчас вызывает значительный интерес исследователей. Нарушение динамической остроты зрения связано с гипореактивностью полукружных каналов вестибулярного аппарата и возникающей по этой причине низкой эффективностью вестибулоглазного рефлекса. Эта дисфункция может быть причиной трудностей в автоматизации навыка чтения, так как чтение в этом случае требует от ребенка дополнительных затрат энергии для стабилизации глазных яблок и распознавания изображений. Этот простой тест доступен для проведения в любом образовательном учреждении. Он позволяет выявить детей группы риска, которым необходимо выполнять специальные упражнения для развития динамической остроты зрения.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Ефимова, В. Л., Николаева, Е. И. (2020) Роль вестибулярной системы в формировании специфических речевых расстройств у детей. Физиология человека, т. 46, № 3, с. 83–89.
Ефимова, В. Л., Резник, Е. Н., Николаев, И. В. (2019) Вестибулярные дисфункции у детей с симптомами СДВГ. Вестник психофизиологии, № 3, с. 38–43.
Bigelow, R. T., Agrawal, Y. (2015) Vestibular involvement in cognition: Visuospatial ability, attention, executive function, and memory. Journal of Vestibular Research, vol. 25, no. 2, pp. 73–89. DOI: 10.3233/ves-150544
Braswell, J., Rine, R. M. (2006) Evidence that vestibular hypofunction affects reading acuity in children. International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology, vol. 70, no. 11, pp. 1957–1965. DOI: 10.1016/j.ijporl.2006.07.013
Guinand, N., Pijnenburg, M., Janssen, Kingma, H. (2012) Visual acuity while walking and oscillopsia severity in healthy subjects and patients with unilateral and bilateral vestibular function loss. Archives of Otolaryngology — Head & Neck Surgery, vol. 138, no. 3, pp. 301–306. DOI: 10.1001/archoto.2012.4
Hall, C. D., Schubert, M. C., Herdman, S. J. (2004) Prediction of fall risk reduction as measured by dynamic gait index in individuals with unilateral vestibular hypofunction. Otology & Neurotology, vol. 25, no. 5, pp. 746–751. DOI: 10.1097/00129492-200409000-00017
Kasai, T., Zee, D. S. (1978) Eye-head coordination in labyrinthine-defective human beings. Brain Research, vol. 144, no. 1, pp. 123–141. DOI: 10.1016/0006-8993(78)90439-0
Lotfi, Y., Rezazadeh, N., Moossavi, A. et al. (2017) Rotational and collic vestibular-evoked myogenic potential testing in normal developing children and children with combined attention deficit/hyperactivity disorder. Ear and Hearing, vol. 38, no. 6, pp. 352–358. DOI: 10.1097/AUD.0000000000000451
Martin, W., Jelsma, J., Rogers, C. (2012) Motor proficiency and dynamic visual acuity in children with bilateral sensorineural hearing loss. International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology, vol. 76, no. 10, pp. 1520–1525. DOI: 10.1016/j.ijporl.2012.07.007
Rine, R. M., Braswell, J. (2003) A clinical test of dynamic visual acuity for children. International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology, vol. 67, no. 11, pp. 1195–1201. DOI: 10.1016/j.ijporl.2003.07.004
Rine, R. M., Wiener-Vacher, S. (2013) Evaluation and treatment of vestibular dysfunction in children. NeuroRehabilitation, vol. 32, no. 3, pp. 507–518. DOI: 10.3233/nre-130873
Tian, J., Shubayev, I., Demer, J. L. (2001) Dynamic visual acuity during transient and sinusoidal yaw rotation in normal and unilaterally vestibulopathic humans. Experimental Brain Research, vol. 137, no. 1, pp. 12–25. DOI: 10.1007/s002210000640
Verbecque, E., De Belder, N., Marijnissen, T. et al. (2018) Feasibility of the clinical dynamic visual acuity test in typically developing preschoolers. European Archives of Oto-Rhino-Laryngology, vol. 275, no. 5, pp. 1343–1348. DOI: 10.1007/s00405-018-4919-2
Whitney, S. L., Marchetti, G. F., Pritcher, M., Joseph, F. M. (2009) Gaze stabilization and gait performance in vestibular dysfunction. Gait & Posture, vol. 29, no. 2, pp. 194–198. DOI: 10.1016/j.gaitpost.2008.08.002
Wiener-Vacher, S.R., Hamilton, D. A., Wiener, S. I. (2013) Vestibular activity and cognitive development in children: Perspectives. Frontiers in Integrative Neuroscience, vol. 7, article 92. DOI: 10.3389/fnint.2013.00092
REFERENCES
Bigelow, R. T., Agrawal, Y. (2015) Vestibular involvement in cognition: Visuospatial ability, attention, executive function, and memory. Journal of Vestibular Research, vol. 25, no. 2, pp. 73–89. DOI: 10.3233/ves-150544 (In English) Braswell, J., Rine, R. M. (2006) Evidence that vestibular hypofunction affects reading acuity in children. International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology, vol. 70, no. 11, pp. 1957–1965. DOI: 10.1016/j.ijporl.2006.07.013 (In English) Efimova, V. L., Nikolaeva, E. I. (2020) Rol’ vestibulyarnoj sistemy v formirovanii spetsificheskikh rechevykh rasstrojstv u detej [The role of the vestibular system in the development of specific language disorders in children]. Fiziologiya cheloveka — Human Physiology, vol. 46, no. 3, pp. 83–89. (In Russian) Efimova, V. L., Reznik, E. N., Nikolaev, I. V. (2019) Vestibulyarnye disfunktsii u detej s simptomami SDVG [Vestibular dysfunctions in children with a symptom of attention and hyperactivity deficiency]. Vestnik psikhofiziologii — Psychophysiology News, no. 3, pp. 38–43. (In Russian) Guinand, N., Pijnenburg, M., Janssen, Kingma, H. (2012) Visual acuity while walking and oscillopsia severity in healthy subjects and patients with unilateral and bilateral vestibular function loss. Archives of Otolaryngology — Head & Neck Surgery, vol. 138, no. 3, pp. 301–306. DOI: 10.1001/archoto.2012.4
(In English)
Hall, C. D., Schubert, M. C., Herdman, S. J. (2004) Prediction of fall risk reduction as measured by dynamic gait index in individuals with unilateral vestibular hypofunction. Otology & Neurotology, vol. 25, no. 5, pp. 746–751. DOI: 10.1097/00129492-200409000-00017 (In English)
Kasai, T., Zee, D. S. (1978) Eye-head coordination in labyrinthine-defective human beings. Brain Research, vol. 144, no. 1, pp. 123–141. DOI: 10.1016/0006-8993(78)90439-0 (In English)
Lotfi, Y., Rezazadeh, N., Moossavi, A. et al. (2017) Rotational and collic vestibular-evoked myogenic potential testing in normal developing children and children with combined attention deficit/hyperactivity disorder. Ear and Hearing, vol. 38, no. 6, pp. 352–358. DOI: 10.1097/AUD.0000000000000451 (In English)
Martin, W., Jelsma, J., Rogers, C. (2012) Motor proficiency and dynamic visual acuity in children with bilateral sensorineural hearing loss. International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology, vol. 76, no. 10, pp. 1520–1525. DOI: 10.1016/j.ijporl.2012.07.007 (In English)
Rine, R. M., Braswell, J. (2003) A clinical test of dynamic visual acuity for children. International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology, vol. 67, no. 11, pp. 1195–1201. DOI: 10.1016/j.ijporl.2003.07.004 (In English)
Rine, R. M., Wiener-Vacher, S. (2013) Evaluation and treatment of vestibular dysfunction in children. NeuroRehabilitation, vol. 32, no. 3, pp. 507–518. DOI: 10.3233/nre-130873 (In English)
Tian, J., Shubayev, I., Demer, J. L. (2001) Dynamic visual acuity during transient and sinusoidal yaw rotation in normal and unilaterally vestibulopathic humans. Experimental Brain Research, vol. 137, no. 1, pp. 12–25. DOI: 10.1007/s002210000640 (In English)
Verbecque, E., De Belder, N., Marijnissen, T. et al. (2018) Feasibility of the clinical dynamic visual acuity test in typically developing preschoolers. European Archives of Oto-Rhino-Laryngology, vol. 275, no. 5, pp. 1343–1348. DOI: 10.1007/s00405-018-4919-2 (In English)
Whitney, S. L., Marchetti, G. F., Pritcher, M., Joseph, F. M. (2009) Gaze stabilization and gait performance in vestibular dysfunction. Gait & Posture, vol. 29, no. 2, pp. 194–198. DOI: 10.1016/j.gaitpost.2008.08.002 (In English)
Wiener-Vacher, S. R., Hamilton, D. A., Wiener, S. I. (2013) Vestibular activity and cognitive development in children: Perspectives. Frontiers in Integrative Neuroscience, vol. 7, article 92. DOI: 10.3389/fnint.2013.00092 (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Victoria L. Efimova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.