Акустические стволовые вызванные потенциалы у детей с аутизмом и расстройствами речевого развития до и после тренинга по методу А. Томатиса

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-2-98-106

Ключевые слова:

аутизм, нарушения речевого развития, метод А. Томатиса, акустические стволовые вызванные потенциалы, центральные нарушения обработки слуховой информации

Аннотация

В статье приводятся результаты оценки влияния аудио-психо-фонологического тренинга по методу Альфреда Томатиса на скорость проведения слуховой информации структурами ствола головного мозга у двух групп детей. В первую группу вошли дети с аутизмом, во вторую — дети с расстройствами речевого развития и аутистическими проявлениями в поведении. Диагнозы были установлены психиатром, неврологом и логопедом до проведения тренинга.

Для проведения тренинга по методу Томатиса использовалась аппаратура компании Besson of Switzerland (Швейцария). Дети слушали акустически модифицированную музыку Моцарта, григорианские хоралы, запись голоса своей матери и собственный голос во время активных сессий с микрофоном. Программа создавалась индивидуально после проведения теста слухового внимания с помощью аудиометра.

Вопрос об эффективности использования метода Томатиса для детей с аутизмом и нарушениями речи актуален, так как метод широко применяется во всем мире, но количество исследований с использованием аппаратных методов оценки эффективности этого воздействия недостаточно.

Для анализа эффективности тренинга мы использовали электрофизио-логическую диагностику — оценку акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП). Обследование назначалось неврологом в качестве диагностической процедуры и проводилось в детской неврологической клинике. Кроме классического варианта АСВП проводился модифицированный вариант исследования, который позволяет оценить время проведения слухового сигнала от улитки внутреннего уха до медиального коленчатого тела таламуса — регистрация шестого пика. Обследование детей проводилось до тренинга по методу Томатиса, после первого и второго циклов тренировок.

У всех детей, которые принимали участие в исследовании, по результатам АСВП до тренинга была выраженно снижена скорость проведения слуховой информации структурами ствола мозга. Это могло быть причиной центральных нарушений обработки слуховой информации. Статистически значимое улучшение показателей АСВП было выявлено с помощью модифицированной методики уже после первого курса тренинга. После второго курса показатели не только сохранились, но и улучшились. Полученные результаты позволяют высказать предположение, что нейроакустические тренировки по методу Томатиса способствуют ускорению темпов морфофункционального созревания слуховых центров и трактов в стволе головного мозга как у детей с аутизмом, так и у детей с нарушениями речи.

Библиографические ссылки

Abadi, S., Khanbabaee, G., Sheibani, K. (2016) Auditory brainstem response wave amplitude characteristics as a diagnostic tool in children with speech delay with unknown causes. Iranian Journal of Medical Sciences, vol. 41, no. 5, pp. 415–421. PMID: 27582591. (In English)

Basu, M., Krishnan, A., Weber‐Fox, C. (2010) Brainstem correlates of temporal auditory processing in children with specific language impairment. Developmental Science, vol. 13, no. 1, pp. 77–91. PMID: 20121865. DOI: 10.1111/j.1467-7687.2009.00849.x (In English)

Choudhury, N., Benasich, A. A. (2011) Maturation of auditory evoked potentials from 6 to 48 months: Prediction to 3 and 4 year language and cognitive abilities. Clinical Neurophysiology, vol. 122, no. 2, pp. 320–338. PMID: 20685161. DOI: 10.1016/j.clinph.2010.05.035 (In English)

Corbett, B. A., Shickman, K., Ferrer, E. (2008) Brief report: The effects of Tomatis sound therapy on language in children with autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, vol. 38, no. 3, pp. 562–566. PMID: 17610057. DOI: 10.1007/s10803-007-0413-1 (In English)

Davis, D. S. (2006) A review of various abilities improved after the basic Tomatis Method Program for autistic, Williams syndrome, and ADHD children. Medical Veritas: The Journal of Medical Truth, vol. 3, no. 2, pp. 1154–1158. (In English)

Efimov, O. I., Efimova, V. L., Rozhkov, V. P. (2014) Narushenie skorosti provedeniya slukhovoj informatsii v strukturakh stvola mozga u detej s rasstrojstvami razvitiya rechi i trudnostyami v obuchenii [Delayed auditory brainstem transmission in children with developmental speech and language disorders and learning difficulties]. Sensornye sistemy — Sensory Systems, vol. 28, no. 3, pp. 36–44. (In Russian)

Efimov, O. I., Efimova, V. L., Rozhkov, V. P., Ryabchikova, N. A. (2017) Diagnosticheskoe znachenie akusticheskikh stvolovykh vyzvannykh potentsialov mozga u detej s rasstroijstvami autisticheskogo spectra [Impairments of conduction and processing of acoustic stimuli with children with autism spectrum disorder]. Nejrokomp’yutery: razrabotka, primenenie — Neurocomputers, no. 8, pp. 31–37. (In Russian)

El Shennawy, A. M., El Khosht, M., Ghannoum, H., Abd El Meguid, N. (2014) Electrophysiologic assessment of auditory function in children with autism and attentiondeficit and hyperactivity disorder. Journal of Hearing Science, vol. 4, no. 3, pp. 26–34. (In English)

Gerritsen, J. (2008) Response to “Brief report: The effects of Tomatis sound therapy on language in children with autism”, July 3, 2007, Journal of Autism and Developmental Disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders, vol. 38, no. 3, p. 567. PMID: 17972170. DOI: 10.1007/s10803-007-0471-4 (In English)

Gilmor, T. (1999) The efficacy of the Tomatis Method for children with learning and communication disorders: A meta analysis. International Journal of Listening, vol. 13, no. 1, pp. 12–23. DOI: 10.1080/10904018.1999.10499024 (In English)

Hitoglou, M., Ververi, A., Antoniadis, A., Zafeiriou, D. I. (2010) Childhood autism and auditory system abnormalities. Pediatric Neurology, vol. 42, no. 5, pp. 309–314. DOI: 10.1016/j.pediatrneurol.2009.10.009 (In English)

Kershner, J. R. (1986) Evaluation of the Tomatis listening training program with learning disabled children. Canadian Journal of Special Education, vol. 2, no. 1, pp. 1–32. (In English)

Kulesza Jr., R. J., Lukose, R., Stevens, L. V. (2011) Malformation of the human superior olive in autistic spectrum disorders. Brain Research, vol. 1367, pp. 360–371. PMID: 20946889. DOI: 10.1016/j.brainres.2010.10.015 (In English)

Miron, O., Beam, A. L., Kohane, I. S. (2018) Auditory brainstem response in infants and children with autism spectrum disorder: A meta-analysis of wave V. Autism Research, vol. 11, no. 2, pp. 355–363. PMID: 29087045. DOI: 10.1002/aur.1886 (In English)

Neysmith-Roy, J. M. (2001) The Tomatis Method with severely autistic boys: Individual case studies of behavioral changes. South African Journal of Psychology, vol. 31, no. 1, pp. 19–28. DOI: 10.1177/008124630103100105 (In English)

Nicoloff, F. (2004) Case studies of children with dyspraxia following intervention with a Tomatis Method program. International Journal of Tomatis Method Research, vol. 1, no. 1, pp. 30–36. (In English)

Roberts, T. P. L., Khan, S. Y., Rey, M. et al. (2010) MEG detection of delayed auditory evoked responses in autism spectrum disorders: Towards an imaging biomarker for autism. Autism Research, vol. 3, no. 1, pp. 8–18. PMID: 20063319. DOI: 10.1002/aur.111 (In English)

Ross-Swain, D. (2007) The effects of auditory stimulation on auditory processing disorder: A summary of the findings. International Journal of Listening, vol. 21, no. 2, pp. 140–155. DOI: 10.1080/10904010701302022 (In English)

Roth, D. A.-E., Muchnik, C., Shabtai, E. et al. (2012) Evidence for atypical auditory brainstem responses in young children with suspected autism spectrum disorders. Developmental Medicine & Child Neurology, vol. 54, no. 1, pp. 23–29. DOI: 10.1111/j.1469-8749.2011.04149.x (In English)

Schiedeck, D. E. (2000) Die Auswirkungen des Tomatis Gehörtrainings auf Motorik, visuelle Wahrnehmungsfähigkeit und Lautbildung leicht autistischer Kinder und Jugendlicher im Alter von 4–18 Jahren mit IQ-Minderung (IQ=50%–80%) und mit Sprache [The effects of Tomatis hearing training on motor skills, visual perception and sound formation of slightly autistic children and adolescents aged 4–18 years with IQ reduction (IQ=50%–80%) and with speech]. Regensburg: Roderer Verlag, 156 S. (In German)

Sollier, P. (2005) Listening for wellness: An introduction to the Tomatis Method. Walnut Creek, CA: The Mozart Center Press, 397 p. (In English)

Tomatis, A. A. (1983) Vers l’écoute humaine. Vol. 2. Qu’est-ce que l’oreille humaine? [Towards human listening. Vol. 2. What is the human ear?]. 2nd ed. Paris: ESF Éditeur, 184 p. (In French)

Vervoort, J., de Voigt, M. J. A., Van den Bergh, W. (2008) The improvement of severe psychomotor and neurological dysfunctions treated with the Tomatis audio-psycho-phonology method measured with EEG brain map and auditory evoked potentials. Journal of Neurotherapy, vol. 11, no. 4, pp. 37–49. DOI: 10.1080/10874200802169621 (In English)

Weiss, W. (1985) Long‐term average spectra of continuous speech before and after Tomatis audio‐vocal training. The Journal of the Acoustical Society of America, vol. 78, no. S1, p. S56. DOI: 10.1121/1.2022882 (In English)

Опубликован

21.10.2019

Выпуск

Раздел

Статьи