Экранное время и речь детей раннего возраста

Авторы

  • Алина Олеговна Мустафаева Ассоциация логопедов и дефектологов «Развитие и Коррекция» https://orcid.org/0009-0007-2090-8453
  • Наталья Олеговна Николаева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Детская неврологическая клиника «Прогноз» https://orcid.org/0000-0002-2270-8320
  • Виктория Леонидовна Ефимова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Детская неврологическая клиника «Прогноз» https://orcid.org/0000-0001-7029-9317

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2025-7-1-14-22

Ключевые слова:

дети, развитие речи, экранное время, диалогическое чтение, чтение вслух, задержка речевого развития, когнитивные функции, речевая среда, развитие детей

Аннотация

В статье представлены экспериментальные данные о связи экранного времени детей 3 лет и их речевого развития. Было проведено логопедическое обследование детей, беседа с родителями и анкетирование. Оценивалось отношение в семье к чтению книг, просмотру мультфильмов, а также экранное время детей и родителей. Показано, что чем продолжительнее ежедневное экранное время ребенка, тем выше вероятность того, что у ребенка отсутствует фразовая речь. Полученные результаты анализируются в контексте роли семейной языковой среды в речевом развитии ребенка. По-видимому, в раннем возрасте негативное влияние цифровых технологий на развитие речи превышает позитивное влияние. Дети, которые в раннем возрасте погружены в цифровые развлечения, показывают более низкие результаты в когнитивном развитии и развитии речи в школе. В раннем возрасте повышенное экранное время ребенка приводит к снижению двигательной активности и уменьшению времени взаимодействия ребенка с родителями, что негативно сказывается на речевом развитии. Наиболее негативное влияние оказывает просмотр телевизора, так как это пассивный процесс. Приводятся литературные данные о том, что диалогическое чтение книг с ребенком может стать уникальным инструментом, помогающим родителям сопровождать речевое развитие ребенка и регулировать экранное время свое и ребенка. Чтение книг ребенку является уникальным опытом взаимодействия и расширения словарного запаса. Исследования с использованием гиперсканинга показывают нейронную синхронизацию мозга ребенка с мозгом мамы во время диалогического чтения. Необходимы просветительские проекты для родителей, помогающие оценить и освоить диалогическое чтение с детьми раннего возраста.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бычкова, Г. К. (2018) Проект «Радостное чтение» по приобщению детей к чтению и работе с книгой с раннего возраста. Запад-Россия-Восток, № 12, с. 188–191.

Вятлева, О. А. (2022) Замена книги экраном и ее последствия для обучения. Педагогика, т. 86, № 3, с. 55–62.

Герасименко, Ю. В. (2014) О роли чтения книг в речевом развитии детей раннего возраста. В кн.: Особый ребенок в поликультурном обществе. Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура: материалы XXI Международной конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 323–325.

Ефимова, В. Л., Николаева, Е. И., Огородникова, Е. А. (2018) Анализ возможных причин нарушений в развитии связной речи у первоклассников с помощью айтрекинга. Психология образования в поликультурном пространстве, № 2 (42), с. 18–23. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2018-42-2-18-23

Ефимова, В. Л., Николаев, И. В., Зартор, А. С. (2014) Использование постурографической оценки в процессе организации педагогической помощи детям с трудностями в обучении. Сенсорные системы, т. 28, № 3, с. 45–51.

Калабина, И. А., Никитина, Е. А., Николаева, Е. И. (2024) Исследование специфики действий ребенка дошкольного возраста с гаджетом и опосредование этого поведения родителями. Science for Education Today, т. 14, № 3, с. 7–23. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2403.01

Лисина, М. И. (1986) Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 144 c.

Никифорова, С. Н., Долженкова, К. Ю. (2018) Специфика детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего дошкольного возраста с риском возникновения игровой компьютерной зависимости. В кн.: В. Л. Ситников (ред.). Семья и дети в современном мире. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 87–91.

Тихомирова, О. Б. (2020) Педагогические условия формирования у детей раннего возраста интереса к книге. Научный альманах, № 7-1 (69), с. 91–93.

Хайлова, Е. Г. (2022) О чтении детям раннего возраста в цифровую эпоху. Дошкольное воспитание, № 11, с. 8–14.

Щелованов, Н. М., Аксарина, Н. М. (1955) Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М.: Медгиз, 330 c.

Capone Singleton, N. (2018) Late talkers: Why the Wait-and-See approach is outdated. Pediatric Clinics North America, vol. 65, no. 1, pp. 13–29. https://doi.org/10.1016/j.pcl.2017.08.018

Chita-Tegmark, M., Arunachalam, S., Nelson, C. A., Tager-Flusberg, H. (2015) Eye-tracking measurements of language processing: Developmental differences in children at high risk for ASD. Journal of Autism and Developmental Disorders, vol. 45, no. 10, pp. 3327–3338. https://doi.org/10.1007/s10803-015-2495-5

Daniels, D., Salley, B., Walker, C., Bridges, M. (2021) Parent book choices: How do parents select books to share with infants and toddlers with language impairment? Journal of Early Childhood Literacy, vol. 22, no. 2, pp. 279–307. https://doi.org/10.1177/1468798420985668

Korres, G., Kourklidou, M., Sideris, G. et al. (2024) Unsupervised screen exposure and poor language development: A scoping review to assess current evidence and suggest priorities for research. Cureus, vol. 16, no. 3, article e56483. https://doi.org/10.7759/cureus.56483

Nikolaeva, E. I., Kalabina, I. A., Progackaya, T. K., Ivanova, E. V. (2023) Ground rules for preschooler exposure to the digital environment: A review of studies. Psychology in Russia: State of the Art, vol. 16, no. 4, pp. 37–54. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0403

Logan, J. A. R., Justice, L. M., Yumuş, M., Chaparro-Moreno, L. J. (2019) When children are not read to at home: The million word gap. Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics, vol. 40, no. 5, pp. 383–386. https://doi.org/10.1097/dbp.0000000000000657

Massaroni, V., Delle Donne, V., Marra, C. et al. (2023) The relationship between language and technology: How screen time affects language development in early life — a systematic review. Brain Sciences, vol. 14, no. 1, pp. 27. https://doi.org/10.3390/brainsci14010027

Nouraey, P., Ayatollahi, M. A., Moghadas, M. (2021) Late language emergence: A literature review. Sultan Qaboos University Medical Journal, vol. 21, no. 2, pp. e182–e190. https://doi.org/10.18295/squmj.2021.21.02.005

Piccolo, L. R., Batista Araujo, O. J., Hirata, G. et al. (2022) Supporting reading aloud beginning prenatally and in early infancy: A randomized trial in Brazil. Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics, vol. 43, no. 9, pp. e590–e597. https://doi.org/10.1097/dbp.0000000000001118

Sajedi, F., Habibi, E., Hatamizadeh, N. et al. (2018) Early storybook reading and childhood development: A cross-sectional study in Iran. F1000Research, vol. 7, article 411. https://doi.org/10.12688/f1000research.14078.1

Shahaeian, A., Wang, C., Tucker-Drob, E. et al. (2018) Early shared reading, socioeconomic status, and children’s cognitive and school competencies: Six years of longitudinal evidence. Scientific Studies of Reading, vol. 22, no. 6, pp. 485–502. https://doi.org/10.1080/10888438.2018.1482901

Sundqvist, A., Koch, F. S., Birberg Thornberg, U. et al. (2021) Growing up in a digital world-digital media and the association with the child’s language development at two years of age. Frontiers in Psychology, vol. 12, article 569920. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.569920

Zivan, M., Gashri, C., Habuba, N., Horowitz-Kraus, T. (2022) Reduced mother-child brain-to-brain synchrony during joint storytelling interaction interrupted by a media usage. Child Neuropsychology, vol. 28, no. 7, pp. 918–937. https://doi.org/10.1080/09297049.2022.2034774

REFERENCES

Bychkova, G. K. (2018) Proekt “Radostnoe chtenie” po priobshcheniyu detej k chteniyu i rabote s knigoj s rannego vozrasta [Project “Joyful Reading” to introduce children to reading and working with books from an early age]. Zapad-Rossiya-Vostok — West-Russia-East, no. 12, pp. 188–191. (In Russian)

Capone Singleton, N. (2018) Late talkers: Why the Wait-and-See approach is outdated. Pediatric Clinics of North America, vol. 65, no. 1, pp. 13–29. https://doi.org/10.1016/j.pcl.2017.08.018 (In English)

Chita-Tegmark, M., Arunachalam, S., Nelson, C. A., Tager-Flusberg, H. (2015) Eye-tracking measurements of language processing: Developmental differences in children at high risk for ASD. Journal of Autism and Developmental Disorders, vol. 45, no. 10, pp. 3327–3338. https://doi.org/10.1007/s10803-015-2495-5 (In English)

Daniels, D., Salley, B., Walker, C., Bridges, M. (2021) Parent book choices: How do parents select books to share with infants and toddlers with language impairment? Journal of Early Childhood Literacy, vol. 22, no. 2, pp. 279–307. https://doi.org/10.1177/1468798420985668 (In English)

Efimova, V. L., Nikolaev, I. V., Zartor, A. S. (2014) Ispol’zovanie posturograficheskoj otsenki v protsesse organizatsii pedagogicheskoj pomoshchi detyam s trudnostyami v obuchenii [The use of posturographic assessment in organization of pedagogical help for children with learning disabilities]. Sensornye sistemy — Sensory Systems, vol. 28, no. 3, pp. 45–51. (In Russian)

Efimova, V. L., Nikolaeva, E. I., Ogorodnikova, E. A. (2018) Analiz vozmozhnykh prichin narushenij v razvitii svyaznoj rechi u pervoklassnikov s pomoshch’yu ajtrekinga [The analysis of possible reasons of disorders of coherent speech development in first-year schoolchildren with the help of eye tracking] Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve — Psychology of Education in Multicultural Space, no. 2 (42), pp. 18–23. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2018-42-2-18-23 (In Russian)

Gerasimenko, Yu. V. (2014) O roli chteniya knig v rechevom razvitii detej rannego vozrasta [On the role of reading books in the speech development of young children]. In: Osobyj rebenok v polikul’turnom obshchestve. Rebenok v sovremennom mire. Detstvo i massovaya kul’tura: materialy XXI Mezhdunarodnoj konferentsii [A special child in a multicultural society. A child in the modern world. Childhood and mass culture: Proceedings of the XXI International Conference]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 323–325. (In Russian)

Kalabina, I. A., Nikitina, E. A., Nikolaeva, E. I. (2024) Issledovanie spetsifiki dejstvij rebenka doshkol’nogo vozrasta s gadzhetom i oposredovanie etogo povedeniya roditelyami [Peculiarities of preschool children’s usage of digital gadgets determined by adults]. Science for Education Today, vol. 14, no. 3, pp. 7–23. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2403.01 (In Russian)

Khajlova, E. G. (2022) O chtenii detyam rannego vozrasta v tsifrovuyu epokhu [On reading to young children in the digital age]. Doshkol’noe vospitanie — Preschool Education, no. 11, pp. 8–14. (In Russian)

Korres, G., Kourklidou, M., Sideris, G. et al. (2024) Unsupervised screen exposure and poor language development: A scoping review to assess current evidence and suggest priorities for research. Cureus, vol. 16, no. 3, article e56483. https://doi.org/10.7759/cureus.56483 (In English)

Lisina, M. I. (1986) Problemy ontogeneza obshcheniya [Problems of the ontogeny of communication]. Moscow: Pedagogika Publ., 144 p. (In Russian)

Logan, J. A. R., Justice, L. M., Yumuş, M., Chaparro-Moreno, L. J. (2019) When children are not read to at home: The million word gap. Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics, vol. 40, no. 5, pp. 383–386. https://doi.org/10.1097/dbp.0000000000000657 (In English)

Massaroni, V., Delle Donne, V., Marra, C. et al. (2023) The relationship between language and technology: How screen time affects language development in early life — a systematic review. Brain Sciences, vol. 14, no. 1, pp. 27. https://doi.org/10.3390/brainsci14010027 (In English)

Nikiforova, S. N., Dolzhenkova, K. Yu. (2018) Spetsifika detsko-roditel’skikh otnoshenij v sem’yakh s det’mi starshego doshkol’nogo vozrasta s riskom vozniknoveniya igrovoj komp’yuternoj zavisimosti [Specifics of parent-child relationships in families with children of older preschool age with the risk of developing computer game addiction]. In: V. L. Sitnikov (ed.). Sem’ya i deti v sovremennom mire [Family and children in the modern world]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 87–91. (In Russian)

Nikolaeva, E. I., Kalabina, I. A., Progackaya, T. K., Ivanova, E. V. (2023) Ground rules for preschooler exposure to the digital environment: A review of studies. Psychology in Russia: State of the Art, vol. 16, no. 4, pp. 37–54. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0403 (in English)

Nouraey, P., Ayatollahi, M. A., Moghadas. M. (2021) Late language emergence: A literature review. Sultan Qaboos University Medical Journal, vol. 21, no. 2, pp. e182–e190. https://doi.org/10.18295/squmj.2021.21.02.005 (In English)

Piccolo, L. R., Batista Araujo, O. J, Hirata, G. et al. (2022) Supporting reading aloud beginning prenatally and in early infancy: A randomized trial in Brazil. Jouranl of Developmental & Behavioral Pediatrics, vol. 43, no. 9, pp. e590– e597. https://doi.org/10.1097/dbp.0000000000001118 (In English)

Sajedi, F., Habibi, E., Hatamizadeh, N. et al. (2018) Early storybook reading and childhood development: A cross-sectional study in Iran. F1000Research, vol. 7, article 411. https://doi.org/10.12688/f1000research.14078.1 (In English)

Shahaeian, A., Wang, C., Tucker-Drob, E. et al. (2018) Early shared reading, socioeconomic status, and children’s cognitive and school competencies: Six years of longitudinal evidence. Scientific Studies of Reading, vol. 22, no. 6, pp. 485–502. https://doi.org/10.1080/10888438.2018.1482901 (In English)

Shchelovanov, N. M., Aksarina, N. M. (1955) Vospitanie detej rannego vozrasta v detskikh uchrezhdeniyakh [Early childhood education in children’s institutions]. Moscow: Medgiz Publ., 330 p. (In Russian)

Sundqvist, A., Koch, F. S., Birberg Thornberg, U. et al. (2021) Growing up in a digital world-digital media and the association with the child’s language development at two years of age. Frontiers in Psychology, vol. 12, article 569920. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.569920 (In English)

Tikhomirova, O. B. (2020) Pedagogicheskie usloviya formirovaniya u detej rannego vozrasta interesa k knige [Pedagogical conditions for the formation of early children’s interest in the book]. Nauchnyj al’manakh — Science Almanac, no. 7-1 (69), pp. 91–93. (In Russian)

Vyatleva, O. A. (2022) Zamena knigi ekranom i ee posledstviya dlya obucheniya [Replacing a book with a screen and its implications for learning] Pedagogika, vol. 86, no. 3, pp. 55–62. (In Russian)

Zivan, M., Gashri, C., Habuba, N., Horowitz-Kraus, T. (2022) Reduced mother-child brain-to-brain synchrony during joint storytelling interaction interrupted by a media usage. Child Neuropsychology, vol. 28, no. 7, pp. 918–937. https://doi.org/10.1080/09297049.2022.2034774 (In English)

Опубликован

24.03.2025

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)