Время сенсомоторной реакции и когнитивные способности
Обзор зарубежных исследований
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-1-58-63Ключевые слова:
исполнительные функции, дети, успеваемость, тормозный контроль, когнитивная гибкость, время реакции, зрительно-моторные реакции, слухомоторные реакцииАннотация
Обзор посвящен англоязычным исследованиям результативности тестов, оценивающих время моторной реакции на зрительные и слуховые стимулы. Показано, что время реакции (ВР) является показателем скорости и эффективности психических процессов. Сенсомоторные тесты используются в спорте, профессиональном отборе, оценке мобильности пожилых людей, а также для предсказания успешности в обучении. Сейчас сенсомоторные тесты широко используются для оценки исполнительной функции у детей и взрослых. Результаты тестов с использованием парадигмы stop-go позволяют оценивать тормозный контроль и способствуют лучшему пониманию того, насколько гибко человек способен контролировать свое поведение. Обсуждается возможность сопоставлять данные, полученные в разных условиях: на аналоговой аппаратуре и с помощью программного обеспечения в режиме онлайн. Показано, что данные, полученные в режиме онлайн более надежны, чем считалось ранее. Нейроанатомические основы межиндивидальной разницы во времени реакции по-прежнему остаются недостаточно изученными. Показана связь между межиндивидуальными различиями ВР и избирательными микроструктурными свойствами трактов белого вещества. Дальнейшие исследования позволят уточнить нейроанатомические и функциональные основы различий в выполнении сенсомоторных тестов. Новые технологии и онлайн-сервисы сделают оценку исполнительных функций доступной большему количеству детей и взрослых. Это особенно актуально для развивающихся стран, где услуги психологов недоступны многим людям. Результаты сенсомоторных тестов важны для разработки тренингов, улучшающих когнитивные функции, и для оценки эффективности таких тренингов.
Библиографические ссылки
Anwyl-Irvine, A. L., Massonnié, J., Flitton, A. et al. (2020) Gorilla in our midst: An online behavioral experiment builder. Behavior Research Methods, vol. 52, pp. 388–407. https://doi.org/10.3758/s13428-019-01237-x (In English)
Badau, D., Baydil, B., Badau, A. (2018) Differences among three measures of reaction time based on hand laterality in individual sports. Sports, vol. 6, no. 2, article 45. https://doi.org/10.3390/sports6020045 (In English)
Barnhoorn, J. S., Haasnoot, E., Bocanegra, B. R., van Steenbergen, H. (2015) QRTEngine: An easy solution for running online reaction time experiments using Qualtrics. Behavior Research Methods, vol. 47, pp. 918–929. https://doi.org/10.3758/s13428-014-0530-7 (In English)
Cai, Y., Hausdorff, J. M., Bean, J. F. et al. (2021) Participation in cognitive activities is associated with foot reaction time and gait speed in older adults. Aging Clinical and Experimental Research, vol. 33, no. 12, pp. 3191–3198. https://doi.org/10.1007/s40520-020-01583-3 (In English)
Camerota, M., Willoughby, M. T., Magnus, B. E., Blair, C. B. (2020) Leveraging item accuracy and reaction time to improve measurement of child executive function ability. Psychological Assessment, vol. 32, no. 12, pp. 1118–1132. https://doi.org/10.1037/pas0000953 (In English)
De Leeuw, J. R., Motz, B. A. (2016) Psychophysics in a Web browser? Comparing response times collected with JavaScript and Psychophysics Toolbox in a visual search task. Behavior Research Methods, vol. 48. [Online]. URL: https://doi.org/10.3758/s13428-015-0567-2 (accessed 11.02.2023). (In English)
Deng, C., Cao, S., Wu, C., Lyu, N. (2019) Predicting drivers’ direction sign reading reaction time using an integrated cognitive architecture. IET Intelligent Transport Systems, vol. 13, no. 4, pp. 622–627. https://doi.org/10.1049/iet-its.2018.5160 (In English)
Dumont, É., Castellanos-Ryan, N., Parent, S. et al. (2022) Transactional longitudinal relations between accuracy and reaction time on a measure of cognitive flexibility at 5, 6, and 7 years of age. Developmental Science, vol. 25, no. 5, article e13254. https://doi.org/10.1111/desc.13254 (In English)
Epstein, J. N., Karalunas, S. L., Tamm, L. et al. (2022) Examining reaction time variability on the stop-signal task in the ABCD study. Journal of the International Neuropsychological Society. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1017/S1355617722000431 (accessed 11.02.2023). (In English)
Hilbig, B. E. (2016) Reaction time effects in lab-versus Web-based research: Experimental evidence. Behavior Research Methods, vol. 48, no. 4, pp. 1718–1724. https://doi.org/10.3758/s13428-015-0678-9 (In English)
Holden, J., Francisco, E., Lensch, R. et al. (2019) Accuracy of different modalities of reaction time testing: Implications for online cognitive assessment tools. bioRxiv. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1101/726364 (accessed 11.02.2023). (In English)
Horinouchi, T., Watanabe, T., Matsumoto, T. et al. (2022) The effect of prior knowledge of color on reaction time depends on visual modality. Heliyon, vol. 8, no. 5, article e09469. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e09469 (In English)
Janicijevic, D., Garcia-Ramos, A. (2022) Feasibility of volitional reaction time tests in athletes: A systematic review. Motor Control, vol. 26, no. 2, pp. 291–314. https://doi.org/10.1123/mc.2021-0139 (In English)
Karahan, E., Costigan, A. G., Graham, K. S. et al. (2019) Cognitive and white-matter compartment models reveal selective relations between corticospinal tract microstructure and simple reaction time. The Journal of neuroscience, vol. 39, no. 30, pp. 5910–5921. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.2954-18.2019 (In English)
Lee, J. H., Lee, T. L., Kang, N. (2021) Transcranial direct current stimulation decreased cognition-related reaction time in older adults: A systematic review and meta-analysis. Ageing Research Reviews, vol. 70, article 101377. https://doi.org/10.1016/j.arr.2021.101377 (In English)
Milic, M., Nedeljkovic, A., Cuk, I. et al. (2019). Comparison of reaction time between beginners and experienced fencers during quasi-realistic fencing situations. European Journal of Sport Science, vol. 20, no. 7, pp. 896–905. https://doi.org/10.1080/17461391.2019.1671498 (In English)
O’Hagan, A. D., Behan, S., Peers, C. et al. (2022) Do our movement skills impact our cognitive skills? Exploring the relationship between cognitive function and fundamental movement skills in primary school children. Journal of Science and Medicine in Sport, vol. 25, no. 11, pp. 871–877. https://doi.org/10.1016/j.jsams.2022.08.001 (In English)
Peirce, J., Gray, J. R., Simpson, S. et al. (2019) PsychoPy2: Experiments in behavior made easy. Behavior Research Methods, vol. 51, no. 1, pp. 195–203. https://doi.org/10.3758/s13428-018-01193-y (In English)
Rahman, H., Islam, M. S. (2021) Investigation of audio-visual simple reaction time of university athletes and non-athletes. Journal of Advances in Sports and Physical Education, vol. 4, no. 3, pp. 24–29. http://doi.org/10.36348/jaspe.2021.v04i03.002 (In English)
Reid, B., Schreiber, K., Shawhan, J. et al. (2020) Reaction time assessment for coaching defensive players in NCAA division 1 American football: A comprehensive literature review. International Journal of Industrial Ergonomics, vol. 77, article 102942. https://doi.org/10.1016/j.ergon.2020.102942 (In English)
Reigal, R. E., Barrero, S., Martín, I. et al. (2019) Relationships between reaction time, selective attention, physical activity, and physical fitness in children. Frontiers in Psychology, vol. 10, article 2278. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02278 (In English)
Samad, A. G. A., Azizan, M. A., Khairuddin, H., Johari, M. K. (2022) Significance of aircraft maintenance personnel’s reaction time during physical workload and mental workload. In: Human-centered technology for a better tomorrow. Lecture notes in mechanical engineering. Singapore: Springer Publ., pp. 637–643. https://doi.org/10.1007/978-981-16-4115-2_52 (In English)
Scharfen, H.-E., Lehmann, T., Büchel, D., Baumeister, J. (2022) Cortical responses to sport-specific stimuli in a standing stop signal task. Psychology of Sport and Exercise, vol. 63, article 102250. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2022.102250 (In English)
Stoet, G. (2010) PsyToolkit: A software package for programming psychological experiments using Linux. Behavior Research Methods, vol. 42, no. 4, pp. 1096–1104. https://doi.org/10.3758/BRM.42.4.1096 (In English)
Trecroci, A., Duca, M., Cavaggioni, L. et al. (2021) Relationship between cognitive functions and sport-specific physical performance in youth volleyball players. Brain Sciences, vol. 11, no. 2, article 227. https://doi.org/10.3390/brainsci11020227 (In English)
Willoughby, M., Hong, Y., Hudson, K., Wylie, A. (2020) Between- and within-person contributions of simple reaction time to executive function skills in early childhood. Journal of Experimental Child Psychology, vol. 192, article 104779. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2019.104779 (In English)
Willoughby, M. T., Piper, B., Kwayumba, D., McCune, M. (2019) Measuring executive function skills in young children in Kenya. Child Neuropsychology, vol. 25, no. 4, pp. 425–444. https://doi.org/10.1080/09297049.2018.1486395 (In English)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Ефимова Виктория Леонидовна, Дружинин Олег Александрович
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.