К проблеме социально-коммуникативного развития детей-дошкольников в процессе обучения английскому языку

Авторы

  • Ирина Владимировна Вронская Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-0292-7259

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-292-300

Ключевые слова:

социально-коммуникативное развитие, раннее обучение иностранным языкам, морально-нравственные ценности, ценностные ориентации, интеллект, социальный интеллект, эмоциональный интеллект, отношения, установки

Аннотация

Статья посвящена проблемам реализации задач образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» в методике раннего обучения иностранным языкам. Несмотря на то, что обучение иностранным языкам не выделено в государственном стандарте в качестве обязательного компонента, иностранный язык повсеместно включен в образовательный процесс дошкольных учреждений, а практика обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста стала повседневной реальностью. В методике раннего обучения иностранным языкам приоритетное значение всегда придавалось поиску эффективных методов и приемов работы с детьми. Реализация образовательных и развивающих задач происходила во многом благодаря особенностям самого иностранного языка, позволяющего познакомить ребенка дошкольника с новым средством выражения мысли, традициями и обычаями страны изучаемого языка. Воспитательные цели, скорее, декларировались в науке, нежели реализовывались на практике. Анализ содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» позволил установить ее основные компоненты и направления для разработки содержания воспитательной работы с дошкольниками в процессе обучения иностранному языку. Данная область включает морально-нравственные ценности, лежащие в основе нравственного сознания в целом, формирование социального и эмоционального интеллекта, обеспечивающих успешное функционирование субьекта в обществе благодаря способностям распознавать, различать, понимать чувства и эмоции свои и у других и на этой основе осознанно и целенаправленно осуществлять социальное взаимодействие. Также речь идет о формировании социально значимых отношений и оценок — уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формировании позитивных установок к различным видам труда и творчества. Отношения субъекта, составляя одну из сторон сознания, включают ряд аспектов: когнитивный, выраженный в знаниях, представлениях, образах, значениях и т. д.; эмоционально-оценочный, являющийся неотъемлемым атрибутом отношений и обусловливающий выбор ценности и ее дальнейшую фиксацию в установке, а также поведенческий, определяющий готовность индивида к деятельности в соответствии с вышеуказанными компонентами. Тесная взаимосвязь всех компонентов, в большей степени — взаимосвязь интеллекта (социального и эмоционального) и эмоционально-оценочного компонента отношений, а также ценностных ориентаций и установок позволяет определить направления для обеспечения нравственного воспитания личности ребенка в процессе обучения иностранным языкам.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Карташова, В. Н., Амбеталь, А. В. (2014) К вопросу о формировании ценностно-смысловой сферы личности в дошкольном возрасте. Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки, № 18 (37), с. 61–68.

Кокурина, И. Г. (2012) «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, № 1, с. 29–40.

Ломов, Б. Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 444 с.

Манойлова, М. А. (2004) Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков: ПГПИ, 60 с.

Мясищев, В. Н. (1957) Проблема отношений человека и ее место в психологии. Вопросы психологии, № 5, с. 142–155.

Позняков, В. П. (2013) Психологические отношения субъектов совместной жизнедеятельности. Знание. Понимание. Умение, № 1, с. 167–174.

Поликанова, Е. П. (2014) Моральные ценности и их роль в современном обществе. Философия и общество, № 3 (75), с. 131–140.

Савинова, Л. Ю. (2019) Трудности диагностики эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений младших школьников. Комплексные исследования детства, т. 1, № 1, с. 57–64. DOI: 10.33910/2687-0223- 2019-1-1-57-64

Стрижов, Е. Ю. (2009) Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надежности личности. Вестник ТГПУ, вып. 1 (79), с. 84–88.

Трубайчук, Л. В. (2015) Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, № 6, с. 85–91.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 20.09.2019).

Яновская, М. Г. (2009) Эмоционально-ценностный подход в образовательном процессе. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, № 4-1, с. 117–126.

REFERENCES

Kartashova, V. N., Ambetal’, A. V. (2014) K voprosu o formirovanii tsennostno-smyslovoj sfery lichnosti v doshkol’nom vozraste [To the question of value-semantic sphere formation of the preschool age individual]. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor’evicha i Nikolaya Grigor’evicha Stoletovykh — Bulletin of Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological Sciences, no. 18 (37), pp. 61–68. (In Russian)

Kokurina, I. G. (2012) “Otnoshenie” kak fundamental’naya kategoriya sotsial’noj psihologii v analize motivatsii sovmestnoj deyatel’nosti [“Attitude” as a fundamental category of social psychology in the analysis of motivation for joint activities]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya — Moscow University Psychology Bulletin, no. 1, pp. 29–40. [Online]. Available at: http://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=2273 (accessed 19.09.2019). (In Russian)

Lomov, B. F. (1984) Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow: Nauka Publ., 444 p. (In Russian)

Manojlova, M. A. (2004) Razvitie emotsional’nogo intellekta budushchikh pedagogov [The development of emotional intelligence of future teachers]. Pskov: Pskov State Pedagogical Institute Publ., 60 p. (In Russian)

Myasishchev, V. N. (1957) Problema otnoshenij cheloveka i ee mesto v psikhologii [The problem of human relations and its place in psychology]. Voprosy psikhologii, no. 5, pp. 142–155. (In Russian)

Poznyakov, V. P. (2013) Psikhologicheskie otnosheniya sub’ektov sovmestnoj zhiznedeyatel’nosti [The psychological attitudes of the subjects of joint activity]. Znanie. Ponimanie. Umenie — Knowledge. Understanding. Skill, no. 1, pp. 167–174. (In Russian)

Polikanova, E. P. (2014) Moral’nye tsennosti i ikh rol’ v sovremennom obshchestve [Moral values and their role in modern society]. Filosofiya i obshchestvo — Philosophy and Society, no. 3 (75), pp. 131–140. (In Russian)

Savinova, L. Yu. (2019) Trudnosti diagnostiki emotsional’no-otsenochnogo komponenta tsennostnykh otnoshenij mladshikh shkol’nikov [Difficulties in diagnosing the emotional-evaluative component of primary schoolchildren’s value-based attitudes]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 1, no. 1, pp. 57–64. DOI: 10.33910/2687-0223-2019-1-1-57-64 (In Russian)

Strizhov, E. Yu. (2009) Moral’nye i universal’nye tsennosti v sisteme nravstvennoj nadezhnosti lichnosti [Moral and universal values in the system of moral reliability of an individual]. Vestnik TGPU — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 1 (79), pp. 84–88. (In Russian)

Trubaychuk, L. V. (2015) Sotsial’no-kommunikativnoe razvite detej doshkol’nogo vozrasta [Sociocommunicative development of preshoolers]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, no. 6, pp. 85–91. (In Russian)

Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart doshkol’nogo obrazovaniya [Federal State Educational Standard for Preschool Education]. [Online]. Available at: https://fgos.ru/ (accessed 20.09.2019). (In Russian)

Yanovskaya, M. G. (2009) Emotsional’no-tsennostnyj podkhod v obrazovatel’nom protsesse [Emotional-evaluative approach in the process of education]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta — Bulletin of Vyatka State Humanitarian University, no. 4-1, pp. 117–126. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

20.12.2019

Выпуск

Раздел

Статьи