Проблема формирования и контроля иноязычных рецептивных фонетических навыков на раннем этапе обучения иностранным языкам

Авторы

  • Ирина Владимировна Вронская Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-0292-7259
  • Александра Сергеевна Осипова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-5141-4607

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-2-109-116

Ключевые слова:

иноязычные рецептивные и продуктивные фонетические навыки, слуховые, произносительные и ритмико-интонационные навыки, языковые и речевые навыки, идентификация, дифференциация, контроль, фонетические упражнения

Аннотация

Статья посвящена проблемам формирования и контроля рецептивных фонетических навыков. Несмотря на признаваемое всеми учеными важное значение фонетического аспекта в обучении иностранным языкам, в методике обучения иностранным языкам особое внимание всегда уделялось произносительной стороне речи, в то время как способность к распознаванию и пониманию воспринимаемых на слух единиц языка зачастую оставалась на втором плане. Вместе с тем рецептивные фонетические навыки играют ключевую роль в процессе общения — установление понимания в ходе коммуникативного взаимодействия начинается именно с фонетического анализа поступающего на слух сообщения. Поэтому операции различения и идентификации, составляющие рецептивные фонетические навыки, должны основываться на корректно сформированной системе эталонов и представлять собой высокоавтоматизированные действия, обеспечивающие мгновенное узнавание звуков, интонем и понимание на этой основе смысла высказывания. Особое значение обучение фонетике приобретает на раннем этапе, начиная с дошкольного возраста, когда особая чуткость, или сензитивность, к языковым явлениям может обеспечить более точную настройку речевого аппарата, развитие всех видов анализаторов и качественное формирование на этой основе фонетических навыков.

В данной статье выдвигается тезис о необходимости также обеспечить контроль данного процесса, который позволит осуществлять целенаправленное управление овладением одним из самых трудных языковых аспектов. Анализ существующей классификации фонетических навыков позволил уточнить их виды и соотношение и конкретизировать объекты контроля, в качестве которых наиболее актуальными на раннем этапе признаются рецептивные языковые и речевые навыки восприятия звуков в изолированном виде и в составе слов и предложений.

На основе изучения проблемы определения фонетических упражнений мы можем утверждать, что при разработке методики обучения и контроля уровня сформированности рецептивных фонетических навыков система упражнений должна включать упражнения в слушании, направленные на идентификацию и дифференциацию и обеспечивающие в совокупности узнавание воспринимаемых явлений. Кроме того, в данной системе должна быть заложена динамика движения от становления языковых навыков к развитию речевых. Такие упражнения тоже могут быть направлены на предупреждение и коррекцию ошибок.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Варламова, К. И., Селивановская, О. А. (2018) Использование скороговорок при обучении младших школьников фонетике английского языка. В кн.: В. С. Артемова, Н. А. Сальникова, Е. А. Цыганкова (ред.). Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам. Материалы шестой международной научно-практической конференции. Брянск, 12–13 октября 2018 г. Брянск: Издательство Брянского государственного инженерно-технологического университета, с. 264–268.

Вронская, И. В. (2015) Методика раннего обучения английскому языку. СПб.: КАРО, 336 с.

Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. (2006) Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранных языков высших педагогических учебных заведений. 3-е изд. М.: Академия, 336 с.

Гез, Н. И., Ляховицкий, М. В., Миролюбов, А. А. и др. (1982) Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 373 с.

Иванова, Т. В., Сухова, И. А. (2008) Теория и методика обучения иностранному языку: базовый курс лекций. Ч. II. Уфа: Изд-во Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, 101 с.

Климентенко, А. Д., Миролюбов, А. А. (ред.). (1981) Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Педагогика, 456 с.

Маслыко, Е. А., Бабинская, П. К., Будько, А. Ф., Петрова, С. В. (2004) Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Вышэйшая школа, 522 с.

Соловова, Е. Н. (2002) Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 239 с.

Сорокина, Е. В. (1975) О формировании слухопроизносительных навыков. В кн.: С. А. Барановская (ред.). Теоретическая фонетика и обучение произношению: Сборник статей. Посвящается А. А. Реформатскому в связи с его 75-летием. М.: Университет дружбы народов, c. 166–175.

Филатов, В. М. (ред.). (2004) Методика обучения иностранному языку в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей. Ростов-на-Дону: Феникс, 416 с.

Шамов, А. Н. (2008) Методика преподавания иностранных языков: общий курс. М.: АСТ, 253 с.

Шатилов, С. Ф. (1986) Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2103 «Иностранный язык». 2-е изд. М.: Просвещение, 223 с.

REFERENCES

Filatov, V. M. (ed.). (2004) Metodika obucheniya inostrannomu yazyku v nachal’noj i osnovnoj obshcheobrazovatel’noj shkole: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh kolledzhej [Methods of teaching a foreign language in primary and secondary schools: A textbook for students of pedagogical colleges]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 416 p. (In Russian)

Gal’skova, N. D., Gez, N. I. (2006) Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika: uchebnoe posobie dlya studentov lingvisticheskikh universitetov i fakul’tetov inostrannykh yazykov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenij [Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methods: A study guide for students of linguistic universities and faculties of foreign languages of higher pedagogical educational institutions]. 3rd ed. Moscow: Academy Publ., 336 p. (In Russian)

Gez, N. I., Lyakhovitsky, M. V., Mirolyubov, A. A. et al. (1982) Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole.[Methods of teaching foreign languages in secondary school]. Moscow: Vysshaya shkola Publ., 373 p. (In Russian)

Ivanova, T. V., Sukhova, I. A. (2008) Teoriya i metodika obucheniya inostrannomu yazyku: bazovyj kurs lektsij [Theory and methods of teaching a foreign language: Basic course of lectures]. Pt II. Ufa: Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla Publ., 101 p. (In Russian)

Klimentenko, A. D., Mirolyubov, A. A. (eds.). (1981) Teoreticheskie osnovy metodiki obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole [Theoretical foundations of the methods of teaching foreign languages in secondary school]. Moscow: Pedagogy Publ., 456 p. (In Russian)

Maslyko, E. A., Babinskaya, P. K., Budko, A. F., Petrova, S. V. (2004) Nastol’naya kniga prepodavatelya inostrannogo yazyka [Handbook of a foreign language teacher]. Minsk: Vyshejshaya shkola Publ., 522 p. (In Russian)

Shamov, A. N. (ed.). (2008) Metodika prepodavaniya inostrannykh yazykov: obshchij kurs [Methods of teaching foreign languages: General course]. Moscow: AST Publ., 253 p. (In Russian)

Shatilov, S. F. (1986) Metodika obucheniya nemetskomu yazyku v srednej shkole: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh institutov po spetsial’nosti № 2103 “Inostrannyj yazyk” [Methods of teaching German in secondary school: A textbook for students of pedagogical institutes in the specialty No. 2103 “Foreign language”]. 2nd ed. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 223 p. (In Russian)

Solovova, E. N. (2002) Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Bazovyj kurs lektsij [Methods of teaching foreign languages. Basic course of lectures]. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 239 p. (In Russian)

Sorokina, E. V. (1975) O formirovanii slukhoproiznositel’nykh navykov [About the formation of auditory pronunciation sub-skills]. In: S. A. Baranovskaya (ed.). Teoreticheskaya fonetika i obuchenie proiznosheniyu: Sbornik statej. Posvyashchaetsya A. A. Reformatskomu v svyazi s ego 75-letiem [Theoretical phonetics and pronunciation training: Collection of articles. On the 75th anniversary of A. A. Reformatskij]. Moscow: RUDN University Publ., pp. 166–176 (In Russian)

Varlamova, K. I., Selivanovskaya, O. A. (2018) Ispol’zovanie skorogovorok pri obuchenii mladshikh shkol’nikov fonetike anglijskogo yazyka [The use of tongue twisters in teaching English phonetics to young learners]. In: V. S. Artemova, N. A. Sal’nikova, E. A. Tsygankova (eds.). Voprosy sovremennoj filologii i problemy metodiki obucheniya yazykam. Materialy shestoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Bryansk, 12–13 oktyabrya 2018 g. [Issues of modern philology and problems of language teaching methods. Proceedings of the 6th international scientific and practical conference. Bryansk, 12–13 October 2018]. Bryansk: Bryansk State Engineering Technological University Publ., pp. 264–268. (In Russian)

Vronskaya, I. V. (2015) Metodika rannego obucheniya anglijskomu yazyku [Early learning English methods]. Saint Petersburg: KARO Publ., 336 p. (In Russian)

Опубликован

28.10.2020

Выпуск

Раздел

Статьи