Гендерная идентичность подростков (обзор)
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-1-48-55Ключевые слова:
гендер, гендерная идентичность, подростковый возраст, факторы формирования гендерной идентичности, семьяАннотация
Статья посвящена анализу понятия «гендер» и его применению к анализу процесса идентичности подростков. Актуальность настоящей статьи обоснована важностью и сложностью такого возрастного этапа развития человека, как подростковый возраст, который занимает важное место в психологии развития личности. Переход из детской жизни во взрослую — главная цель подросткового возраста. Каждая сторона жизни подростка вынуждена измениться: новые образования в сфере психического: поведение приобретает черты сознательности, формируются тенденции социального взаимодействия. Именно в этот момент происходят изменения, которые определят все основные качества личности подростка. Особенностью формирования гендерной идентичности у подростков выступает способность определять характерные черты поведения человека и соотносить такое поведение с его полом. Целью настоящей статьи является рассмотрение процесса формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте с определением проблем и трудностей этого процесса, с выявлением факторов, которые влияют на формирование гендерной идентичности. Для реализации поставленной цели проводится исследование понятия «гендер»: освещаются точки зрения исследователей на содержание термина. Гендерная идентичность — одна из основных характеристик личности, без которой невозможно самоопределение и самосознание человека, формирование его ценностей и установок. Представлены возможные проблемы формирования гендерной идентичности у детей подросткового возраста, а также рассматриваются факторы, способные оказать влияние на формирование гендера в подростковом возрасте. Факторами, оказывающими наибольшее влияние на процесс формирования гендерной идентичности, в настоящее время считают семью и ближайшее окружение.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Барчунова, Т. В. (ред.). (1998) Потолок пола: Сборник научных и публицистических статей. Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 227 с.
Гидденс, Э. (2005) Социология. М.: Едиториал УРСС, 632с.
Дугин, А. Г. (2010) Лекция 12. Социология пола, постобщество. В кн.: Структурная социология. М.: Изд-во Московского государственного университета, с. 10–14.
Здравомыслова, Е. А., Темкина, А. А. (1997) Социальная конструкция гендера и гендерная система в России. В кн.: Материалы первой летней школы по женским и гендерным исследованиям «ВАЛДАЙ-96». М.: Изд-во МЦГИ, с. 85–90.
Зеленкова, Т. В. (2015) Гендерные различия в использовании активного словаря при выполнении творческого задания детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В кн.: Д. Б. Богоявленская (ред.). От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Т. 5. М.: Когито-Центр, с. 84–87.
Изюмская, С. С., Чаава, Л. М. (2021) Современный газетный дискурс: определение понятия «гендер» и коммуникативные стратегии. Евразийский союз ученых, т. 5, № 3 (84), с. 23–26. https://doi.org/10.31618/ESU.2413-9335.2021.5.84.1299
Николаева, Е. И. (2017) Психология семьи. СПб.: Питер, 368 с.
Николаева, Е. И. (2019) Психофизиология. СПб.: Питер, 704 с.
Райс, Ф., Долджин, К. (2010) Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 816 с.
Реан, А. А., Кудашев, А. Р., Баранов, А. А. (2006) Психология адаптации личности: анализ, теория, практика. СПб.: Прайм-Еврознак, 479 с.
Резугина, А. А. (2023) Пол, гендер и гендерные стереотипы в современном мире (постановка проблемы). Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы, № 1 (49), с. 11–14.
Ритцер, Дж. (2002) Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 688 с.
Рубин, Г. (2000) Обмен женщинами: заметки по поводу «политической экономии» пола. В кн.: Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной (ред.). Хрестоматия феминистских текстов. СПб.: Дмитрий Буланин, с. 105–121.
Силласте, Г. Г. (1994) Социогендерные отношения и политическая жизнь России в период социальных трансформаций. Социологические исследования, № 3, с. 17–24.
Фетискин, Н. П. (2015) Психология гендерных различий. М.: ИНФРА-М, 254 с.
Almeida, R. V., Woods, R., Messineo, T. (1998) Child development: Intersectionality of race, gender, class, and culture. Journal Female and Family Therapy, vol. 10, no. 1, pp. 23–47. https://doi.org/10.1300/J086v10n01_02
Arnett, J. J., Mitra, D. (2020) Are the features of emerging adulthood developmentally distinctive? A comparison of ages 18–60 in the United States. Emerging Adulthood, vol. 8, no. 5, pp. 412–419. https://doi.org/10.1177/2167696818810073
Azmitia, M., Garcia Peraza, P. D., Casanova, S. (2023) Social identities and intersectionality: A conversation about the what and the how of development. The Annual Review of Developmental Psychology, vol. 5, pp. 169–191. https://doi.org/10.1146/annurev-devpsych-120321-022756
Choudhury, S., Pi-Sunyer, B. P., Blakemore, S.-J. (2023) A neuroecosocial perspective on adolescent development. The Annual Review of Developmental Psychology, vol. 5, pp. 285–307. https://doi.org/10.1146/annurev-devpsych-120321-011511
Eagly, A. H., Beall, A. E., Sternberg, R. J. (eds.). (2004) The psychology of gender. 2nd ed. New York; London: The Guilford Press, 358 p.
Erikson, E. H. (1968) Identity, youth, and crisis. New York: W. W. Norton Publ., 336 p.
Mitchell, L. L., Adler, J. M., Carlsson, J. et al. (2021) A conceptual review of identity integration across adulthood. Developmental Psychology, vol. 57, no. 11, pp. 1981–1990. https://doi.org/10.1037/dev0001246
REFERENCES
Almeida, R. V., Woods, R., Messineo, T. (1998) Child development: Intersectionality of race, gender, class, and culture. Journal Female and Family Therapy, vol. 10, no. 1, pp. 23–47. https://doi.org/10.1300/J086v10n01_02 (In English)
Arnett, J. J., Mitra, D. (2020) Are the features of emerging adulthood developmentally distinctive? A comparison of ages 18–60 in the United States. Emerging Adulthood, vol. 8, no. 5, pp. 412–419. https://doi.org/10.1177/2167696818810073 (In English)
Azmitia, M., Garcia Peraza, P. D., Casanova, S. (2023) Social identities and intersectionality: A conversation about the what and the how of development. The Annual Review of Developmental Psychology, vol. 5, pp. 169–191. https://doi.org/10.1146/annurev-devpsych-120321-022756 (In English)
Barchunova, T. V. (ed.). (1998) Potolok pola: Sbornik nauchnykh i publitsisticheskikh statej [The idea of gender: Collection of scientific and journalistic articles]. Novosibirsk: Novosibirsk State University Publ., 227 p. (In Russian)
Choudhury, S., Pi-Sunyer, B. P., Blakemore, S.-J. (2023) A neuroecosocial perspective on adolescent development. The Annual Review of Developmental Psychology, vol. 5, pp. 285–307. https://doi.org/10.1146/annurev-devpsych-120321-011511 (In English)
Dugin, A. G. (2010) Lektsiya 12. Sotsiologiya pola [Lecture 12. Gender sociology]. In: Strukturnaya sotsiologiya [Sctructural sociology]. Moscow: Moscow State University Publ., pp. 10–14. (In Russian)
Eagly, A. H., Beall, A. E., Sternberg, R. J. (eds.). (2004) The psychology of gender. 2nd ed. New York; London: The Guilford Press, 358 p. (In English)
Erikson, E. H. (1968) Identity, youth, and crisis. New York: W. W. Norton Publ., 336 p. (In English)
Fetiskin, N. P. (2015) Psikhologiya gendernykh razlichij [Psychology of gender differences]. Moscow: INFRA-M Publ., 254 p. (In Russian)
Giddens, E. (2005) Sotsiologiya [Sociology]. Moscow: Editorial URSS Publ., 632 p. (In Russian).
Izyumskaya, S. S., Chaava, L. M. (2021) Sovremennyj gazetnyj diskurs: opredelenie ponyatiya “gender” i kommunikativnye strategii [Modern newspaper discourse: Definition of gender and communication strategies]. Evrazijskij soyuz uchenykh — Eurasian Union of Scientists, vol. 5, no. 3 (84), pp. 23–26. https://doi.org/10.31618/ESU.2413-9335.2021.5.84.1299 (In Russian)
Mitchell, L. L., Adler, J. M., Carlsson, J. et al. (2021) A conceptual review of identity integration across adulthood. Developmental Psychology, vol. 57, no. 11, pp. 1981–1990. https://doi.org/10.1037/dev0001246 (In English)
Nikolaeva, E. I. (2017) Psikhologiya sem’i [Psychology of the family]. Saint Petersburg: Piter Publ., 368 p. (In Russian)
Nikolaeva, E. I. (2019) Psykhofiziologiya [Psychophysiology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 704 p. (In Russian)
Rean, A. A., Kudashev, A. R., Baranov, A. A. (2006) Psikhologiya adaptatsii lichnosti: analiz, teoriya, praktika [Psychology of personality adaptation: Analysis, theory, practice]. Saint Petersburg: Prajm-Evroznak Publ., 479 p. (In Russian)
Rezugina, A. A. (2023) Pol, gender i gendernye stereotipy v sovremennom mire (postanovka problemy) [Sex, gender and gender stereotypes in the modern world (problem statement)]. Rossijskaâ nauka i obrazovanie segodnâ: problemy i perspektivy, no. 1 (49), pp. 11–14. (In Russian)
Rice, F. P., Dolgin, K. G. (2010) Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [The adolescent. Development, relationships, and culture]. Saint Petersburg: Piter Publ., 816 p. (In Russian)
Ritzer, G. (2002) Sovremennye sotsiologicheskie teorii [Contemporary sociological theories]. 5th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 688 p. (In Russian)
Rubin, G. (2000) Obmen zhenshсhinami: zametki po povodu “politicheskoj ekonomii” pola [The traffic in women: Notes on the “political economy” of sex]. In: E. A. Zdravomyslova, A. A. Temkina (eds.). Khrestomatiya feministskikh tekstov. Saint Petersburg: Dmitry Bulanin Publ., pp. 105–121. (In Russian)
Sillaste, G. G. (1994) Sotsiogendernye otnosheniya v period sotsial’noj transformatsii Rossii [Socio-gender relations during the social transformation of Russia]. Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 3, pp. 17–24. (In Russian)
Zdravomyslova, E. A., Temkina, A. A. (1997) Sotsial’naya konstruktsiya gendera i gendernaya sistema v Rossii [Social Construction of Gender and Gender System in Russia]. In: Materialy pervoj letnej shkoly po zhenskim i gendernym issledovaniyam “Valdaj-96” [Proceedings of the first summer school on women’s and gender studies “Valdai-96”]. Moscow: MTSGI Publ., pp. 85–90. (In Russian)
Zelenkova, T. V. (2015) Gendernye razlichiya v ispol’zovanii aktivnogo slovarya pri vypolnenii tvorcheskogo zadaniya det’mi doshkol’nogo i mladshego shkol’nogo vozrasta [Gender differences in the use of vocabulary when performing creative tasks by children of pre-school and early school age]. In: D. B. Bogoyavlenskaya (ed.). Ot istokov k sovremennosti. 130 let organizatsii psikhologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete: sbornik materialov yubilejnoj konferentsii v 5 tomax. T. 5 [From origins to modern times: 130 years of organizing the psychological society at Moscow University: Collection of materials of the anniversary conference in 5 vols. Vol. 5]. Moscow: Cogito-Center Publ., pp. 84–87. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Елена Владимировна Соколова, Елена Ивановна Николаева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.