Учебный потенциал Всемирной сети Интернет
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-2-122-131Ключевые слова:
Всемирная сеть Интернет, образовательный потенциал, учебный ресурс, младшие школьники, английский языкАннотация
Всемирная сеть Интернет является уникальной учебно-познавательной средой. В статье рассматривается использование Глобальной сети при обучении детей младшего школьного возраста английскому языку, приведена краткая характеристика Всемирной сети Интернет с точки зрения возможности ее применения в образовании и сложностей, которые могут при этом возникнуть. Дано определение понятию «контент», которое в современном русском языке используется для обозначения содержимого, информационного наполнения сайта: текста, аудио-, видео- и графических материалов. Подробно рассмат-риваются различные точки зрения на определение термина «потенциал», а также его производные, такие как «учебный потенциал», «образова-тельный потенциал» и «педагогический потенциал». Определено, что учебным потенциалом называют пригодность и полезность того или иного средства обучения в учебном процессе, которую можно реализовать при соблюдении определенных условий. Особое внимание уделяется особенностям использования ИКТ в младшей школе, связанным в том числе с потенциально опасным контентом, содержащимся в Интернете. Подробно рассматривается учебный потенциал Всемирной сети Интернет в обучении младших школьников английскому языку. Прежде всего, Интернет является неисчерпаемым источником информации, в том числе страноведческого материала, аутентичных ресурсов и т. д. Помимо этого, Интернет является самым быстрым средством обмена информацией. Он создает условия для общения школьников с учителем и совместной работы над различными проектами. Также Всемирная сеть играет мотивирующую роль в овладении английским языком. Представлены умения, которые необходимо освоить учителю, применяющему информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебном процессе, а именно: технические, методические, технологические, психолого-педагогические умения, а также умение находить, критически оценивать и отбирать необходимый материал.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бочарова, В. Г. (1991) Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Автореферат диссертации на соискание степени доктора педагогических наук. М., Московский педагогический государственный университет, 32 с.
Буцева, Т. Н. (ред.). (2014) Новые слова и значения: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века: в 3 т. Т. 2: Клиент-банк — Паркетный. СПб.: Дмитрий Буланин, 1389 с.
Вишнякова, С. М. (1999) Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: Новь, 535 с.
Грицанов, А. А. (сост.). (1998) Новейший философский словарь. Минск: Изд. В. М. Скакун, 896 с.
Журавлева, С. В. (2017) Сущность информационно-образовательной среды школы. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, № 2, с. 19–23.
Иванова, Л. Н., Иванова, Е. А. (2014) Лингводидактическое тестирование по английскому языку в начальной школе. СПб.: Книжный дом, 110 с.
Калугина, Е. В., Челпанова, Е. В. (2017) Использование ресурсов сети Интернет для развития учебно- познавательной компетенции при обучении английскому языку. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, № 6, с. 79–84.
Киселёва, О. О. (2002) Теория и практика развития профессионально-педагогического потенциала учителя. Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук. М., Московский педагогический государственный университет, 405 с.
Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. (2000) Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Academia, 173 с.
Леонтьев, Д. А. (2006) Личностный потенциал как потенциал саморегуляции. В кн.: Б. С. Братусь, Е. Е. Соколова (ред.). Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 2. М.: Смысл, с. 85–105.
Митрахович, В. А. (2008) Потенциал как педагогическая категория. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, № 9 (33), с. 16–20.
Ожегов, С. И. (сост.). (1953) Словарь русского языка. 3-е изд. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 848 с.
Полат, Е. С. (ред.). (1999) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 224 с.
Попов, И. М. (2001) Оптимизация обучения иностранному языку в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов (на материале обучения говорению). Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. СПб., СПбГТУ, 164 c.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 01.05.2019).
Семенов, Е. В., Фелингер, А. Ф. (ред.). (1987) Проблемы развития научно-образовательного потенциала. Новосибирск: Наука, 223 с.
Сергеичева, Г. Г., Желтова, Т. А. (2014) Педагогический потенциал игры как способа развития личности дошкольника. Вестник Брянского государственного университета, № 1, с. 84–88.
Строкань, В. И. (2017) Актуальность использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку. Научно-методический электронный журнал «Концепт», № S8, с. 61–66.
Темирханова, З. Б., Тагирбекова, Н. Ф. (2011) Современные принципы обучения иностранным языкам в социокультурной среде. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, № 1, с. 96–99.
Ушаков, Д. Н. (2005) Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт, 1239 с.
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70207766/ (дата обращения 29.04.2019).
Ходакова, А. Г., Ульянова, Н. В., Щукина, И. В. (2013) Интернет в обучении английскому языку: новые возможности и перспективы (Учебно-методическое пособие по использованию Веб 2.0 технологий в обучении английскому языку). Тула: Тульский полиграфист, 99 с.
Шагиева, Л. А. (2015) Сущность и структура социального потенциала общества. Вестник Башкирского университета, т. 20, № 4, с. 1391–1394.
Шитов, С. Б. (2009) Инновационное образование в формирующемся обществе знаний. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки, № 4, с. 35–41.
Шишковская, Ю. В. (2015) Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды. Молодой ученый, № 11, с. 1521–1524.
Щукин, А. Н. (2008) Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. М.: Филоматис, 188 с.
Юринова, Е. А. (2013) Неспециализированные виртуальные социальные сети в обучении иностранному языку. Интернет-журнал «Науковедение», № 6 (19), статья 109PVN613.
Carley, H. (2014) Going green: The paperless classroom. Global Issues in Language Education Newsletter, iss. 91, pp. 10–13.
Lewis, G. (2004) The Internet and young learners. Oxford: Oxford University Press, 152 p.
Reeves, T. (1994) Evaluating what really matters in computer-based education. In: M. Wild, D. Kirkpatrick (eds.). Computer education: New perspectives. Perth: Mathematics, Science and Technology Education Centre Edith Cowan University, pp. 219–246.
REFERENCES
Bocharova, V. G. (1991) Sotsial’naya mikrosreda kak faktor formirovaniya lichnosti shkol’nika [Social microenvironment as a factor in the formation of the schoolchild’s personality]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Moscow State Pedagogical University, 32 p. (In Russian)
Butseva, T. N. (ed.). (2014) Novye slova i znacheniya: slovar’-spravochnik po materialam pressy i literatury 90-kh godov XX veka: v 3 t. T. 2: Klient-bank — Parketnyj [New words and meanings: the terminology guide to the press and literature of the 90s of the 20th century: In 3 vols. Vol. 2: Client-bank — Parquet]. Saint Petersburg: Dmitrij Bulanin Publ., 1389 p. (In Russian)
Carley, H. (2014) Going green: The paperless classroom. Global Issues in Language Education Newsletter, iss. 91, pp. 10–13. (In English)
Federal’nyj zakon ot 28 iyulya 2012 g. № 139-FZ “O vnesenii izmenenij v Federal’nyj zakon ‘O zashchite detej ot informatsii, prichinyayushchej vred ikh zdorov’yu i razvitiyu’” [Federal law 28 July 2012 no. 139-FZ “On amendment of Federal law ‘On protection of children from information harmful to their health and development’”]. [Online]. Available at: http://base.garant.ru/70207766/ (accessed 29.04.2019). (In Russian)
Gritsanov, A. A. (comp.). (1998) Novejshij filosofskij slovar’ [The newest philosophy dictionary]. Minsk: V. M. Skakun Publ., 896 p. (In Russian)
Ivanova, L. N., Ivanova, E. A. (2014) Lingvodidakticheskoe testirovanie po anglijskomu yazyku v nachal’noj shkole [Linguo-didactic English language testing in primary school]. Saint Petersburg: Knizhnyj dom Publ., 110 p. (In Russian)
Kalugina, E. V., Chelpanova, E. V. (2017) Ispol’zovanie resursov seti Internet dlya razvitiya uchebno-poznavatel’noj kompetentsii pri obuchenii anglijskomu yazyku [The use of the internet resources for cognitive competence developing in English language teaching]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 6, pp. 79–84. (In Russian)
Khodakova, A. G., Ul’yanova, N. V., Shchukina, I. V. (2013) Internet v obuchenii anglijskomu yazyku: novye vozmozhnosti i perspektivy (Uchebno-metodicheskoe posobie po ispol’zovaniyu Veb 2.0 tekhnologij v obuchenii anglijskomu yazyku) [The Internet in teaching English language: New opportunities and prospects (Handbook on the use of Web 2.0 technologies in teaching English)]. Tula: Tul’skij poligrafist Publ., 99 p. (In Russian)
Kiseleva, O. O. (2002) Teoriya i praktika razvitiya professional’no-pedagogicheskogo potentsiala uchitelya [The theory and practice of development of teacher’s professional and pedagogical potential]. PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Moscow State Pedagogical University, 405 p. (In Russian)
Kodzhaspirova, G. M., Kodzhaspirov, A. Yu. (2000) Pedagogicheskij slovar’: dlya studentov vysshikh i srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenij [The pedagogical dictionary: For students at higher and secondary educational pedagogical institutions]. Moscow: Academia Publ., 173 p. (In Russian)
Leont’ev, D. A. (2006) Lichnostnyj potentsial kak potentsial samoregulyatsii [Personal potential as a potential of self-regulation]. In: B. S. Bratus’, E. E. Sokolova (eds.). Uchenye zapiski kafedry obshchej psikhologii MGU im. M. V. Lomonosova [Scientific notes of the department of general psychology of Moscow State University]. Vol. 2. Moscow: Smysl Publ., pp. 85–105. (In Russian)
Lewis, G. (2004) The Internet and young learners. Oxford: Oxford University Press, 152 p. (In English)
Mitrakhovich, V. A. (2008) Potentsial kak pedagogicheskaya kategoriya [Potential as pedagogical category]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 9 (33), pp. 16–20. (In Russian)
Ozhegov, S. I. (1953) Slovar’ russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. 3rd ed. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo inostrannykh i natsional’nykh slovarej Publ., 848 p. (In Russian)
Polat, E. S. (ed.). (1999) Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and ICT technologies in education]. Moscow: Akademiya Publ., 224 p. (In Russian)
Popov, I. M. (2001) Optimizatsiya obucheniya inostrannomu yazyku v protsesse professional’noj podgotovki studentov tekhnicheskikh vuzov (na materiale obucheniya govoreniyu) [Optimization of teaching foreign languages to students of technical universities: On material of speaking training]. PhD dissertation (Pedagogy). Saint Petersburg, Saint Petersburg State Technical University, 164 p. (In Russian)
Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 “Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta nachal’nogo obshchego obrazovaniya” [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation no. 373 6 October 2009 “On adoption and promulgation of Federal State Educational Standart of primary general education”]. [Online]. Available at: https://base.garant. ru/197127/ (accessed 01.05.2019) (In Russian)
Reeves, T. (1994) Evaluating what really matters in computer-based education. In: M. Wild, D. Kirkpatrick (eds.). Computer education: New perspectives. Perth: Mathematics, Science and Technology Education Centre Edith Cowan University, pp. 219–246. (In English)
Semenov, E. V., Felinger, A. F. (eds.). (1987) Problemy razvitiya nauchno-obrazovatel’nogo potentsiala [The problem of scientific and educational potential]. Novosibirsk: Nauka Publ., 223 p. (In Russian)
Sergeicheva, G. G., Zheltova, T. A. (2014) Pedagogicheskij potentsial igry kak sposoba razvitiya lichnosti doshkol’nika [Pedagogical potential of the game as the way of personality development of a preschooler]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1, pp. 84–88. (In Russian)
Shagieva, L. A. (2015) Sushchnost’ i struktura sotsial’nogo potentsiala obshchestva [The essence and structure of the social potential of the society]. Vestnik Bashkirskogo universiteta — Bulletin of Bashkir University, no. 20, no. 4, pp. 1391–1394. (In Russian)
Shchukin, A. N. (2008) Sovremennye intensivnye metody i tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam [Modern intensive methods and technologies of teaching foreign languages]. Moscow: Filomatis Publ., 188 p. (In Russian)
Shishkovskaya, Yu. V. (2015) Tekhnologiya “bezbumazhnogo” obucheniya inostrannym yazykam v usloviyakh informatsionno-obuchayushchej sredy [The technology of paper-free teaching of foreign languages in ICT environment]. Molodoj uchenyj, no. 11, pp. 1521–1524. (In Russian)
Shitov, S. B. (2009) Innovatsionnoe obrazovanie v formiruyushchemsya obshchestve znanij [Innovative education at the society of knowledge]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki — University proceedings. Volga region. Humanities, no. 4, pp. 35–41. (In Russian)
Strokan’, V. I. (2017) Aktual’nost’ ispol’zovaniya internet-resursov v obuchenii inostrannomu yazyku [Relevance of online-resources use in teaching foreign languages]. Nauchno-metodicheskij zhurnal “Kontsept”, no. S8, pp. 61–66. (In Russian)
Temirkhanova, Z. B., Tagirbekova, N. F. (2011) Sovremennye printsipy obucheniya inostrannym yazykam v sotsiokul’turnoj srede [Modern principles of teaching foreign languages at sociocultural environment]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki — Dagestan State Pedagogical University Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, no. 1, pp. 96–99. (In Russian)
Ushakov, D. N. (2005) Bol’shoj tolkovyj slovar’ sovremennogo russkogo yazyka [Definition dictionary of the modern Russian language]. Moscow: Al’ta-Print, 1239 p. (In Russian)
Vishnyakova, S. M. (1999) Professional’noe obrazovanie: Slovar’. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual’naya leksika [Professional education: Dictionary. Key definitions, terms and vocabulary]. Moscow: Nov’ Publ., 535 p. (In Russian)
Yurinova, E. A. (2013) Nespetsializirovannye virtual’nye sotsial’nye seti v obuchenii inostrannomu yazyku [Non-specialized virtual social networks in foreign language teaching]. Internet-zhurnal “Naukovedenie”, no. 6 (19), article 109PVN613. (In Russian)
Zhuravleva, S. V. (2017) Sushchnost’ informatsionno-obrazovatel’noj sredy shkoly [The essence of the information-educational school environment]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 2, pp. 19–23. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.