Физкультминутки и динамические паузы на уроках английского языка в начальной школе

  • Ольга Вадимовна Малова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-9698-9447
  • Юлиана Юрьевна Матазова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Ключевые слова: физкультминутка и динамическая пауза, младшие школьники, методика раннего обучения английскому языку

Аннотация

Сохранение здоровья детей при постоянно увеличивающихся школьных нагрузках волнует педагогическое сообщество не одно десятилетие. В статье рассматриваются термины «физкультминутка», «динамическая пауза», «физкультминутка и динамическая пауза». Физкультминутка представляет собой кратковременный перерыв в учебе для проведения комплекса упражнений, направленного на предупреждение выраженного утомления и устранения неблагополучных для здоровья последствий трудовой деятельности. Термином «динамическая пауза» в методической литературе принято называть время, которое используется на протяжении учебного процесса для проведения физических упражнений в целях активного отдыха в форме физкультминуток, физкультпауз и т. д. (Вайнер, Кастюнин 2012). Поскольку динамическая пауза — это время, предназначенное для проведения физкультминуток, в отечественной методической литературе образовалось устойчивое словосочетание «физкультминутка и динамическая пауза», которое и будет использоваться в данном исследовании.

В ходе тщательного изучения научно-методической литературы мы пришли к выводу, что не существует единой общепринятой классификации физкультминуток и динамических пауз (ФМиДП) для младших школьников. Анализ методической литературы показал, что также не существует классификации ФМиДП, учитывающей особенности обучения младших школьников английскому языку. Поэтому нами была разработана классификация ФМиДП для уроков английского языка в начальной школе, основанием которой является формирование иноязычных речевых навыков (фонетических, лексических, грамматических). Данная классификация включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, упражнения с полным физическим реагированием — Total Physical Response (TPR), разминки для частей тела и упражнения для снятия напряжения с мышц пальцев рук. ФМиДМ на уроках английского языка мы рекомендуем проводить с использованием песен, стихов, чантов, видеофрагментов, инсценировок, дидактических и мини-игр. В статье представлены ФМиДП по теме “Animals” для 2 класса (первый год изучения английского языка).

Проведение учителем двигательных упражнений на уроках в целях физической и эмоциональной разрядки, а также переключение детей с одного вида деятельности на другой оказывают благоприятное воздействие на учащихся, положительно влияют на усвоение ими учебного материала. Чем младше по возрасту дети, тем бóльшую потребность они испытывают в движении, тем бóльшее значение для них приобретает физкультминутка и динамическая пауза на уроке.

Литература

ЛИТЕРАТУРА

Абрамов, Э. Н. (2007) Физкультминутки в образовательном процессе. Курган: б. и., 53 с.

Андржеевская, И. Ю. (2012). Физкультминутки: 50 упражнений для начальной школы. М.: Вита-Пресс, 30 с.

Беришвили, Н. (2017) Среди старшеклассников врачи не обнаружили абсолютно здоровых. Iz.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/608188/nataliia-berishvili/sredi-starsheklassnikov-vrachi-ne-obnaruzhili-absoliutno-zdorovykh (дата обращения 06.03.2018).

Вайнер, Э. Н., Кастюнин, С. А. (2012). Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура. М.: Флинта, 144 с.

Копылов, Ю. А., Баранова, И. П., Петрович, З. А. (2013) Физкультминутки в начальной школе. Физическая культура в школе, № 6, с. 59–62.

Поповицкая, Н. В. (2010) Тренировка голоса и дыхания на уроке иностранного языка. Иностранные языки в школе, № 2, с. 66–70.

Рябчукова, Н. А. (2013) Физкультминутки в начальной школе. [Электронный ресурс]. URL: https://www. ekaterinaschool.ru/index.php/2010-04-26-15-20-41/44-2010-04-28-07-32-01/970-2013-12-17-15-20-34.html (дата обращения 20.04.2018).

Сазонова, Н. П. (2010) Дошкольная педагогика. Курс лекций. СПб.: Детство-Пресс, 272 с.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. (2010) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря № 189. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902256369 (дата обращения 28.05.2018).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (2009) Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября № 373. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=nach (дата обращения 01.05.2018).

Хохлова, В. А. (2016) Организация физкультминуток на уроках в начальной школе. Молодой ученый, № 26 (103), с. 704–705.

Чаплинская, Ю. Г. (2013) Физкультминутка на уроках английского языка в свете новых решений о повышении физической активности школьников. Современная педагогика, № 10 (11). [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/10/1906 (дата обращения 20.04.2018).

Шолпо, И. Л. (1999) Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности «Преподаватель иностранного языка в детском саду». СПб.: Спец. лит., 152 с.

Asher, J. J. (1969) The total physical response approach to second language learning. The Modern Language Journal, vol. 53, no. 1, pp. 3–17. DOI: 10.1111/j.1540-4781.1969.tb04552.x

REFERENCES

Abramov, E. N. (2007) Fizkul’tminutki v obrazovatel’nom processe [Physical education in educational process]. Kurgan: s. n., 53 p. (In Russian)

Andrzheevskaya, I. Yu. (2012) Fizkul’tminutki: 50 uprazhnenij dlya nachal’noj shkoly [Physical education: 50 exercises for primary school]. Moscow: Vita-Press Publ., 30 p. (In Russian)

Asher, J. J. (1969) The total physical response approach to second language learning. The Modern Language Journal, vol. 53, no. 1, pp. 3–17. DOI: 10.1111/j.1540-4781.1969.tb04552.x (In English)

Berishvili, N. (2017) Sredi starsheklassnikov vrachi ne obnaruzhili absolyutno zdorovykh [Doctors did not find absolutely healthy children among high school students]. [Online]. Available at: https://iz.ru/608188/nataliia-berishvili/sredi-starsheklassnikov-vrachi-ne-obnaruzhili-absoliutno-zdorovykh (accessed 06.03.2018). (In Russian)

Chaplinskaya, Yu. G. (2013) Fizkul’tminutka na urokakh anglijskogo yazyka v svete novykh reshenij o povyshenii fizicheskoj aktivnosti shkol’nikov [Minute for physical exercise at English lessons in the light of new solutions to increase the physical activity of schoolchildren]. Sovremennaya pedagogika — Modern Pedagogy, no. 10 (11). [Online]. Available at: http://pedagogika.snauka.ru/2013/10/1906 (accessed 20.04.2018). (In Russian)

Federal’nyj gosudarstvennyj obrazovatel’nyj standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary general education]. (2009) Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 6 oktyabrya № 373 [Approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation 6 October no. 373]. [Online]. Available at: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=nach (accessed 01.05.2018). (In Russian)

Khokhlova, V. A. (2016) Organizatsiya fizkul’tminutok na urokakh v nachal’noj shkole [Organization of physical education during lessons in primary school]. Molodoj uchenyj, no. 26 (130), pp. 704–705. (In Russian)

Kopylov, Yu. A., Baranova, I. P., Petrovich, Z. A. (2013) Fizkul’tminutki v nachal’noj shkole [Physical education at primary school]. Fizicheskaya kul’tura v shkole — Physical Culture in Schools, no. 6, pp. 59–62. (In Russian)

Popovitskaya, N. V. (2010) Trenirovka golosa i dykhaniya na uroke inostrannogo yazyka [Voice and breath training in a foreign language lesson]. Inostrannye yazyki v shkole, no. 2, pp. 66–70. (In Russian)

Ryabchukova, N. A. (2013) Fizkul’tminutki v nachal’noj shkole [Physical education at primary school]. [Online]. Available at: https://www.ekaterinaschool.ru/index.php/2010-04-26-15-20-41/44-2010-04-28-07-32-01/970- 2013-12-17-15-20-34.html (accessed 20.04.2018). (In Russian)

Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k usloviyam i organizatsii obucheniya v obshcheobrazovatel’nykh organizatsiyakh [Sanitary and epidemiological requirements for conditions and organization of education at general educational organizations]. (2010) Sanitarno-epidemiologicheskie pravila i normativy SanPiN 2.4.2.2821-10, utverzhdeny postanovleniem Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federatsii ot 29 dekabrya № 189 [Health and hygiene rules and standards SanPiN 2.4.2.2821-10, approved by regulation of the Chief Sanitary Inspector of the Russian Federation 29 December no. 189]. [Online]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902256369 (accessed 28.05.2018). (In Russian)

Sazonova, N. P. (2010) Doshkol’naya pedagogika. Kurs lektsij [Preschool pedagogy. Lecture course]. Saint Petersburg: Detstvo-Press Publ., 272 p. (In Russian)

Sholpo, I. L. (1999) Kak nauchit’ doshkol’nika govorit’ po-anglijski: Uchebnoe posobie po metodike prepodavaniya anglijskogo yazyka dlya pedagogicheskikh vuzov, kolledzhej i uchilishch po spetsial’nosti “Prepodavatel’ inostrannogo yazyka v detskom sadu” [How to teach a preschooler to speak English: Teaching manual for pedagogical universities and colleges by specialization “A foreign language teacher in kindergarten”]. Saint Petersburg: Spetsial’naya literatura Publ., 152 p. (In Russian)

Vajner, E. N., Kastyunin, S. A. (2012) Kratkij entsiklopedicheskij slovar’. Adaptivnaya fizicheskaya kul’tura [A concise encyclopaedic dictionary. An adaptive physical culture]. Moscow: Flinta Publ., 144 p. (In Russian)

Опубликован
2019-12-20
Раздел
Статьи