Развитие монологической речи на русском и английском языках у младших школьников

Авторы

  • Ольга Вадимовна Малова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-9698-9447
  • Виктория Александровна Павлова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-283-291

Ключевые слова:

монологическая речь, русский язык, английский язык, младшие школьники, методика раннего обучения иностранному языку

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей развития монологической речи у младших школьников на русском и английском языках. В ходе исследования были изучены разные определения понятия «монологическая речь». Мы пришли к выводу, что рассмотренные понятия синонимичны. Были проанализированы цели обучения монологической речи младших школьников на русском и английском языках, выделены сходства, а именно: уметь 1) рассказывать о себе, своем друге, своей семье; 2) выражать собственное мнение и аргументировать его; 3) делать краткие сообщения об отношении к прочитанному. Отличия заключаются в объеме высказывания и степени импровизации: на английском языке младший школьник должен произнести несколько предложений с опорой на речевые образцы, так как на раннем этапе обучения английскому языку ученику сложно свободно выражать свое мнение. Рассмотрены виды упражнений на формирование умений в монологической речи на русском и на английском языках. В ходе анализа были выявлены следующие отличия: в русском языке формирование монологических умений происходит путем расширения словарного запаса учеников (подбор синонимов и антонимов, размышление учеников на различные темы), в английском языке формирование монологических умений происходит путем предоставления учителем речевых образцов, разучивания текстов. В видах упражнений и на русском, и на английском языках присутствуют упражнения на описание (семьи, картинки), пересказы текстов, упражнения на расширение предложений. Рассмотрены методы развития монологической речи на русском языке. Изучены этапы формирования умений в монологической речи младших школьников на английском языке. Основное различие в развитии монологической речи на русском и английском языках у младших школьников связано с тем, что дети, приходя в школу, уже владеют умениями в монологической речи на русском (родном) языке. Английский (иностранный) язык учащиеся начинают изучать только во 2 классе (7–8 лет). Поэтому монологическая речь младших школьников на родном языке в начальной школе совершенствуются, а монологическая речь на английском языке только формируется.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ариян, М. А, Шамов, А. Н. (2017) Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты. М.: Флинта; Наука, 224 с.

Вронская, И. В. (2015) Методика раннего обучения английскому языку. СПб.: Каро, 336 с.

Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. (2007) Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 336 с.

Калинина, С. В. (1991) К концепции обучения монологическому высказыванию. Иностранные языки в школе, № 1, с. 22–26.

Колесникова, И. Л., Долгина, О. А. (2001) Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Рус.-Балт. информ. центр БЛИЦ; Cambridge University Press, 224 c.

Львов, М. Р., Горецкий, В. Г., Сосновская, О. В. (2013) Методика преподавания русского языка в начальных классах. 8-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 464 с.

Пассов, Е. И. (1991) Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 223 с.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15). (2015) Отдел образования Администрации Белокалитвинского района. [Электронный ресурс]. URL: http://bkobr.ru/modernizatsiya-obrazovaniya/eksperimentalnaya-deyatelnost/ normativnaya-baza-rik/federalnye-dokumenty/item/205-8-1-primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya-odobrena-resheniem-federalnogo-uchebno-metodicheskogo-ob-edineniya-po-obshchemu-obrazovaniyu-protokol-zasedaniya-ot-8-aprelya-2015-g-1-15 (дата обращения 09.04.2020).

Проект Приказа Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (по состоянию на 04.04.2018 г.) (подготовлен Минобрнауки России). (2018) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56649032/ (дата обращения 08.03.2020).

Рогова, Г. В., Верещагина, И. Н. (1988) Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 231 с.

Рогова, Г. В., Верещагина, И. Н., Языкова, Н. В. (2008) Методика обучения английскому языку, 1–4 классы. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 223 с.

Соловейчик, М. С. (ред.). (1993) Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. М.: Просвещение, 383 с.

Шатилов, С. Ф. (1986) Методика обучения немецкому языку в средней школе. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 223 с.

Щерба, Л. В. (1957) Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 188 с.

REFERENCES

Ariyan, M. A., Shamov, A. N. (2017) Osnovy obshchey metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov: teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty [The basis of a general methodology of teaching of foreign languages: Theoretical and practical aspects]. Moscow: Flinta Publ.; Nauka Publ., 224 p. (In Russian)

Galskova, N. D, Gez, N. I. (2007) Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika [A theory of teaching of foreign languages. Lingvodidactics and methodology]. 4th ed., stereotype. Moscow: “Akademiya” Publ., 336 p. (In Russian)

Kalinina, S. V. (1991) K kontseptsii obucheniya monologicheskomy vyskazyvaniyu [The konsept of teaching of monologue]. Inostrannye yazyki v shkole — Foreign Languages for Schools, no. 1, pp. 22–26. (In Russian)

Kolesnikova, I. L., Dolgina, O. A. (2001) Anglo-russkij terminologicheskij spravochnik po metodike prepodavaniya inostrannykh yazykov [A handbook of english-russian terminology for language teaching]. Saint Petersburg: Russian-Baltic Information Center “Blitz” Publ.; Cambridge University Press, 224 p. (In Russian)

L’vov, M. R., Goretskij, V. G., Sosnovskaya, O. V. (2013) Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v nachalnykh klassakh [The methodology of teaching of Russian language in primary classes]. 8th ed. Moscow: “Akademiya” Publ., 464 p. (In Russian)

Passov, E. I. (1991) Kommunikativnyj metod obucheniya inoyazychnomy govoreniyu [The communicative approach of teaching of foreign speaking]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 223 p. (In Russian)

Primernaya osnovnaya obrazovatel’naya programma nachal’nogo obshchego obrazovaniya (odobrena resheniem federal’nogo uchebno-metodicheskogo ob’edineniya po obshchemu obrazovaniyu, protokol zasedaniya ot 8 aprelya 2015 g. № 1/15) [An approximate basic educational program of primary general education: Approved by Federal Educational and Methodical Association of General Education, the protocol of meeting of 8 April 2015 No. 1/15]. (2015) Otdel obrazovaniya Administratsii Belokalitvinskogo rajona [Department of Education of the Belokalitvinsky District Administration]. [Online]. Available at: http://bkobr.ru/modernizatsiya-obrazovaniya/ eksperimentalnaya-deyatelnost/normativnaya-baza-rik/federalnye-dokumenty/item/205-8-1-primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya-odobrena-resheniem-federalnogo-uchebno-metodicheskogo-ob-edineniya-po-obshchemu-obrazovaniyu-protokol-zasedaniya-ot-8-aprelya- 2015-g-1-15 (accessed 09.04.2020). (In Russian)

Proekt Prikaza Minobrnauki Rossii “Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta nachal’nogo obshchego obrazovaniya (po sostoyaniyu na 04.04.2018 g.) (podgotovlen Minobrnauki Rossii) [The draft order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation “On adoption of Federal state educational standard of primary general education” (as of 4 April 2018) (prepared by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation)]. (2018) [Online]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/56649032/ (accessed 08.03.2020). (In Russian)

Rogova, G. V., Vereshchagina, I. N. (1988) Metodika obucheniya anglijskomy yazyky na nachalnom etape v srednej shkole [The methodology of teaching of English language on the initial stage in secondary school]. 2nd ed., revised. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 224 p. (In Russian)

Rogova, G. V., Vereshchagina, I. N., Yazykova, N. V. (2008) Metodika obucheniya angliyskomy yazyky, 1–4 klassy [The methodology of teaching of English language, 1–4 grades]. 4th ed., revised. Moscow: Prosveshchenie Publ., 223 p. (In Russian)

Shatilov, S. F. (1986) Metodika obucheniya nemetskomu yazyku v srednej shkole [Methods of teaching German in secondary school]. 2nd ed., revised. Moscow: Prosveshchenie Publ., 223 p. (In Russian)

Shcherba, L. V. (1957) Izbrannye raboty po russkomy yazyky [Selected works on the Russian language]. Moscow: Uchpedgiz Publ., 188 p. (In Russian)

Soloveychik, M. S. (ed.). (1993) Russkij yazyk v nachalnykh klassakh: Teoriya i praktika obucheniya [Russian language in primary school: The theory and practise of teaching]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 383 p. (In Russian)

Vronskaya, I. V. (2015) Metodika rannego obucheniya anglijskomy yazyky [The methodology of early English teaching]. Saint Petersburg: Karo Publ., 336 p. (In Russian)

Опубликован

2020-12-30

Выпуск

Раздел

Статьи