Формирование орфографических навыков на начальном этапе обучения младших школьников английскому языку (2 класс)

Авторы

  • Ольга Вадимовна Малова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-9698-9447
  • Ксения Андреевна Лупанова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-4-248-259

Ключевые слова:

английский язык, формирование иноязычных навыков, орфографические навыки, младшие школьники, методика раннего обучения английскому языку

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей формирования орфографических навыков на начальном этапе обучения английскому языку (2-й класс). В ходе исследования были изучены особенности орфографии английского языка, рассмотрены мотивированные и немотивированные принципы орфографии (Зиндер 1987), а также принципы орфографии, соответствующие уровню владения англоязычной лексикой детей младшего школьного возраста: фонетический, морфологический и исторический (Рогова и др. 2008, 180). Особое внимание уделено трудностям, возникающим у младших школьников при формировании орфографических навыков, которые вызваны несоответствием между звуковым и графическим образом слов в английском языке. Рассмотрены и разведены понятия «орфографические ошибки» (spelling errors) и «орфографические описки» (spelling mistakes). Представлена классификация орфографических ошибок (Cook 1997, 480), а также пяти групп слов, орфографией которых должны овладеть младшие школьники, учитывая и особенности чтения, и особенности орфографии английского языка (Рогова и др. 2008, 182–183). В исследовании проанализированы мнения разных ученых на этапы формирования иноязычных орфографических навыков и на систему орфографических упражнений (общего и специального назначения). Отмечено, что в современной методике раннего обучения иностранным языкам не уделяется должного внимания именно формированию орфографических навыков у второклассников и не учитываются возрастные особенности младших школьников. В статье выделены и описаны три этапа формирования орфографических навыков (репродуктивный, репродуктивно-продуктивный, продуктивный), разработан алгоритм работы учителя при введении графической формы английских слов. Подробно представлена система упражнений, состоящая из комплекса упражнений с примерами общего и специального назначения, а также продемонстрировано соотношение этапов формирования орфографических навыков и системы орфографических упражнений. Особое внимание уделено активизации всех видов анализаторов у учащихся, а именно использованию списывания английских слов (активизация зрительного и двигательного анализаторов) и орфографического проговаривания (активизация речемоторного и слухового анализаторов).

Библиографические ссылки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Блинов, Р. Ю. (2008) Орфография в системе обучения английскому языку. Вестник Новгородского государственного университета, № 48, с. 10–11.

Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. (2013) Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. 7-е изд. М.: Академия, 336 с.

Демьяненко, М. Я., Лазаренко, К. А., Кислая, С. В. (1976) Основы общей методики обучения иностранным языкам. Киев: Вища школа, 282 с.

Зиндер, Л. Р. (1987) Очерки общей теории письма. Л.: Наука, 114 с.

Иванова, В. Ф. (1982) Трудные вопросы орфографии. 2-е изд. М.: Просвещение, 173 с.

Лурия, А. Р. (2002) Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М.: Академия, 345 с.

Назарова, Л. К. (1976) Звуковой анализ и синтез в обучении первоначальному чтению: Звуковая работа над языком и речью учащихся при обучении грамоте: Методические рекомендации в помощь лектору и методисту ин-тов усовершенствования учителей. М.: [б. и.], 20 с.

Осипян, Т. Г. (2003) Содержание обучающего комплекса упражнений для преодоления трудностей английской орфографии. В кн.: Преподавание иностранных языков и культур: история и современность. Пятигорск: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, с. 184–193.

Пассов, Е. И., Кузовлева, Н. Е. (2010) Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 568 с.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения 15.03.2022).

Примерная основная образовательная программа начального общего образования. (2015) Реестр примерных основных общеобразовательных программ. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2 (дата обращения 22.02.2023).

Рогова, Г. В., Верещагина, И. Н., Языкова, Н. В. (2008) Методика обучения английскому языку. 1–4 классы: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 4-е изд. М.: Просвещение, 223 с.

Симонова, А. С., Хлебникова, Е. А (2016) Овладение письмом на начальном этапе обучения английскому языку. Молодой ученый, № 28 (132), с. 1029–1031.

Соловова, Е. Н. (2006) Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. 4-е изд. М.: Просвещение, 238 с.

Трубицина, О. И. (ред.). (2023) Методика обучения иностранному языку. М.: Юрайт, 384 с.

Хакимзянова, А. С., Губайдуллина, Р. Н., Першина, Н. О. (2019) Содержание и организация обучения орфографии как одному из компонентов письменной речи (на примере английского языка). Проблемы современного педагогического образования, № 62-3, с. 251–254.

Шатилов, С. Ф. (1986) Методика обучения немецкому языку в средней школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 223 с.

Cook, V. J. (1997) L2 Users and English Spelling. Journal of Multilingual and Multicultural Development, vol. 18, no. 6, pp. 474–488. https://doi.org/10.1080/01434639708666335

Ellis, R. (1997) Second language acquisition. In: H. G. Widdowson (ed.). Oxford Introductions to Language Study. Oxford: Oxford University Press,147 p.

Spratt, M., Pulverness, A., Williams, M. (2011) The TKT Course. Modules 1, 2 and 3. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 260 p. https://doi.org/10.1017/CBO9781139062398

REFERENCES

Blinov, R. Yu. (2008) Orfografiya v sisteme obucheniya anglijskomu yazyku. [Spelling in the English language teaching system]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta — Vestnik of Novgorod State University, no. 48, pp. 10–11. (In Russian)

Cook, V. J. (1997) L2 Users and English Spelling. Journal of Multilingual and Multicultural Development, vol. 18, no. 6, pp. 474–488. https://doi.org/10.1080/01434639708666335 (In English)

Dem’yanenko, M. Ya., Lazarenko, K. A., Kislaya, S. V. (1976) Osnovy obshchej metodiki obucheniya inostrannym yazykam. Kiev: Vishcha shkola Publ., 282 p. (In Russian)

Ellis, R. (1997) Second language acquisition. In: H. G. Widdowson (ed.). Oxford Introductions to Language Study. Oxford: Oxford University Press,147 p. (In English)

Gal’skova, N. D., Gez, N. I. (2013) Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika [Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology]. 7th ed. Moscow: Academia Publ., 336 p. (In Russian)

Ivanova, V. F. (1982) Trudnye voprosy orfografii [Difficult spelling questions]. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 173 p. (In Russian)

Khakimzyanova, A. S., Gubajdullina, R. N., Pershina, N. O. (2019) Soderzhanie i organizatsiya obucheniya orfografii kak odnomu iz komponentov pis’mennoj rechi (na primere anglijskogo yazyka). [Content and organization of teaching of orhography as one of the components of written speech (on the example of the English language)]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 62-3, pp. 251–254. (In Russian)

Luria, A. R. (2002) Pis’mo i rech’: nejrolingvisticheskie issledovaniya [Writing and speech: Neuro-linguistic research]. Moscow: Academia Publ., 345 p. (In Russian)

Nazarova, L. K. (1976) Zvukovoj analiz i sintez v obuchenii pervonachal’nomu chteniyu: Zvukovaya rabota nad yazykom i rech’yu uchashchikhsya pri obuchenii gramote : Metodicheskie rekomendatscii v pomoshch’’ lektoru i metodistu in-tov usovershenstvovaniya uchitelej [Sound analysis and synthesis in teaching initial reading: Sound work on the language and speech of students in teaching literacy: Methodological recommendations to help the lecturer and methodologist of the teacher training institute]. Moscow: [s. n.], 20 p. (In Russian)

Osipyan, T. G. (2003) Soderzhanie obuchayushchego kompleksa uprazhnenij dlya preodoleniya trudnostej anglijskoj orfografii. [The content of the training set of exercises to overcome the difficulties of English spelling]. In: Prepodavanie inostrannykh yazykov i kul’tur: istoriya i sovremennost’ [Teaching foreign languages and cultures: History and modernity]. Pyatigorsk: Pyatigorsk State Linguistic University Publ., pp. 184–193. (In Russian)

Passov, E. I., Kuzovleva, N. E. (2010) Osnovy kommunikativnoj teorii i tekhnologii inoyazychnogo obrazovaniya: metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej russkogo yazyka kak inostrannogo. [Fundamentals of communicative theory and technology of foreign language education: A methodological guide for teachers of Russian as a foreign language]. Moscow: Russkij yazyk Publ., 568 p. (In Russian)

Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federatsii ot 31 maya 2021 g. № 286 “Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta nachal’nogo obshchego obrazovaniya” [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 286 “On approval of the federal state educational standard for primary general education.”]. [Online]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (accessed 15.03.2022). (In Russian)

Primernaya osnovnaya obrazovatel’naya programma nachal’nogo obshchego obrazovaniya. [The approximate basic educational program of primary general education]. (2015) Reestr primernykh osnovnykh obshcheobrazovatel’nykh programm [Register of approximate basic general education programs]. [Online]. Available at: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2 (accessed 22.02.2023). (In Russian)

Rogova, G. V., Vereshchagina, I. N., Yazykova, N. V. (2008) Metodika obucheniya anglijskomu yazyku. 1–4 klassy: posobie dlya uchitelej i studentov pedagogicheskikh vuzov [Methods of teaching English. Grades 1–4: A study guide for teachers and students of pedagogical universities]. 4th ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 222 p. (In Russian)

Shatilov, S. F. (1986) Metodika obucheniya nemetskomu yazyku v srednej shkole [Methods of teaching German in secondary school]. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 223 p. (In Russian)

Simonova, A. S., Khlebnikova, E. A (2016) Ovladenie pis’mom na nachal’nom etape obucheniya anglijskomu yazyku [The acquisition of writing at the initial stage of learning English]. Molodoj uchenyj, no. 28 (132), pp. 1029–1031. (In Russian)

Solovova, E. N. (2006) Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyj kurs lektsij: posobie dlya studentov ped. vuzov i uchitelej [Foreign languages teaching methods: Basic course of lectures: A manual for students of pedagogical universities and teachers]. 4th ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 238 p. (In Russian)

Spratt, M., Pulverness, A., Williams, M. (2011) The TKT Course. Modules 1, 2 and 3. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 260 p. https://doi.org/10.1017/CBO9781139062398 (In English)

Trubitsina, O. I. (ed.). (2023) Metodika obucheniya inostrannomu yazyku [Foreign language teaching methods]. Moscow: Yurajt Publ., 384 p. (In Russian)

Zinder, L. R. (1987) Ocherki obshchej teorii pis’ma [Essays of the general theory of writing]. Leningrad: Nauka Publ., 112 p. (In Russian)

Опубликован

29.12.2023

Выпуск

Раздел

Статьи