Использование изобразительной наглядности при формировании монологических умений детей старшего дошкольного возраста на английском языке

Авторы

  • Ольга Вадимовна Малова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0001-9698-9447
  • Диана Геннадьевна Лаврова Вторая Санкт-Петербургская гимназия

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-3-183-194

Ключевые слова:

английский язык, монологическая речь, изобразительная наглядность, старшие дошкольники, методика раннего обучения английскому языку

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей формирования умений в построении монологической речи на английском языке у детей старшего дошкольного возраста с использованием изобразительной наглядности. В ходе исследования были изучены мнения разных авторов о понятии «изобразительная наглядность», выделены средства изобразительной наглядности, которые могут использоваться при обучении монологу: рисунки, выполненные учителем и детьми, иллюстрации, фотографии, репродукции картин.

Тщательно рассмотрены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, а именно виды монологической речи, которыми овладевают дети на родном (русском) языке: 1) повествование; 2) описание; 3) контаминация (смешанный текст, например, повествование, которое дополняется подробными описаниями); 4) рассуждение. Представлено речевое развитие детей старшего дошкольного возраста (5, 6 и 7 лет), согласно комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство» (Бабаева и др. 2019, 134). Рассмотрены динамика развития, а также особенности построения детьми монолога-описания на родном (русском) языке: 1) старшие дошкольники нарушают порядок перечисления признаков предмета; 2) детям сложно самостоятельно начать и закончить свое высказывание; 3) некоторые дети описывают объекты с помощью номинативных предложений (Бизикова 2014, 31).

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, именно изобразительная наглядность может выступать в качестве опоры для построения монологического высказывания на английском языке в логической последовательности для детей данной возрастной категории. Нами были выделены критерии отбора изобразительной наглядности для обучения дошкольников монологической речи, а также представлены особенности использования результатов творческой деятельности детей в обучении английскому языку.

В исследовании рассмотрены этапы работы над монологом И. В. Вронской, на основе которых разработана методика использования изобразительной наглядности при обучении старших дошкольников монологической речи на английском языке, а также представлен алгоритм работы по обучению старших дошкольников монологической речи на английском языке с использованием наглядности по теме “Farm Animals”.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. (2009) Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 448 c.

Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. и др. (2019) Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». СПб.: Детство-Пресс, 352 с.

Баркова, А. Ф., Селивановская, О. А. (2020) Использование метода предметного-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении дошкольников английскому языку. Педагогика. Вопросы теории и практики, т. 5, № 1, с. 27–32. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.1.5

Бизикова, О. А. (2014) Развитие монологической речи у дошкольников. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 235 с.

Волков, Б. С., Волкова, Н. В. (2020) Психология дошкольного возраста. 6-е изд. М.: КНОРУС, 270 c.

Вронская, И. В. (2015) Методика раннего обучения английскому языку. СПб.: КАРО, 336 с.

Гальскова, Н. Д., Василевич, А. П., Коряковцева, Н. Ф., Акимова, Н. В. (2018) Основы методики обучения иностранным языкам. М.: КНОРУС, 390 с.

Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. (2013) Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 464 с.

Дроздова, О. А. (2010) Предметно-образная наглядность в обучении младших школьников иноязычному ситуативно-обусловленному говорению. Вестник Томского государственного педагогического университета, № 2 (92), с. 70–73.

Кановская, М. Б. (сост.). (2012) Педагогика: конспект лекций. М.: АСТ, 160 c.

Комарова, Ю. А. (2016) Парциальная образовательная программа «Английский для дошкольников» и тематическое планирование. М.: Русское слово, 160 с.

Мустафина, Ф. Ш. (2016) Методика обучения иностранным языкам и воспитания. 2-е изд. Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 294 с.

Немов, Р. С. (2007) Психология. В 3-х кн. Кн. 2: Психология образования. 4-е изд. М.: Владос, 606 с.

Онищик, Н. А. (2013) Успешное обучение английскому языку детей 3–7 лет. Психологические аспекты его усвоения. СПб.: КАРО, 320 с.

Остапенко, И. А., Магомедова, Е. В. (2016) Дидактические требования к наглядным методам и их использованию в процессе педагогической практики. Научно-методический электронный журнал «Концепт», т. 23, с. 72–76.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 21 января 2019 г.) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 25.02.2023).

Семенюченко, Н. В., Рыжкина, И. Б. (2016) Коллаж как средство обучения иностранному языку: Методические рекомендации. СПб.: КАРО, 240 с.

Фабрикантова, Е. В., Полянская, Е. Е., Ильясова, Т. В. (2015) Технические средства в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 56 с.

Чижикова, C. Н., Колесникова, А. Ю. (2020) Использование иллюстративной наглядности при обучении говорению на иностранном языке. Евразийский Союз Ученых, № 4 (73), с. 43–48. https://www.doi.org/10.31618/ESU.2413-9335.2020.9.73

Чистякова, Т. А., Чернушенко, Е. М., Солина, Г. И. (1964) Обучение иностранным языкам в детских садах. М.: Просвещение, 291 c.

Шайдурова, Н. В. (2018) Рисуем домашних птиц по алгоритмическим схемам (5–7 лет). СПб.: Детство-Пресс, 32 с.

REFERENCES

Azimov, E. G., Shchukin, A. N. (2009) Novyj slovar’ metodicheskikh terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [The new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moscow: IKAR Publ., 448 p. (In Russian)

Babaeva, T. I., Gogoberidze, A. G., Solntseva, O. V. et al. (2019) Kompleksnaya obrazovatel’naya programma doshkol’nogo obrazovaniya “Detstvo” [Integrated educational preschool programme “Childhood”]. Saint Petersburg: Detstvo-Press Publ., 352 p. (In Russian)

Barkova, A. F., Selivanovskaya, O. A. (2020) Ispol’zovanie metoda predmetnogo-yazykovogo integrirovannogo obucheniya (CLIL) pri obuchenii doshkol’nikov anglijskomu yazyku [Using CLIL (Content and Language Integrated Learning) while teaching English to preschool children]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki — Pedagogy. Theory & Practice, vol. 5, no. 1, pp. 27–32. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.1.5 (In Russian)

Bizikova, O. A. (2014) Razvitie monologicheskoj rechi u doshkol’nikov [The preschoolers’ development of monologue speech]. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University Publ., 235 p. (In Russian)

Chistyakova, T. A., Chernushenko, E. M., Solina, G. I. (1964) Obuchenie inostrannym yazykam v detskikh sadakh [Teaching foreign languages in the kindergartens]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 291 p. (In Russian)

Chizhikova, S. N., Kolesnikova, A. Yu. (2020) Ispol’zovanie illyustrativnoj naglyadnosti pri obuchenii govoreniyu na inostrannom yazyke [The use of visual material in teaching speaking a foreign language]. Evrazijskij Soyuz Uchenykh, no. 4 (73), pp. 43–48. https://www.doi.org/10.31618/ESU.2413-9335.2020.9.73 (In Russian)

Drozdova, O. A. (2010) Predmetno-obraznaya naglyadnost’ v obuchenii mladshikh shkol’nikov inoyazychnomu situativno-obuslovlennomu govoreniyu [Visual imaginary aids in teaching primary school pupils foreign situational-conditioned speaking]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 2 (92), pp. 70–73. (In Russian)

Fabrikantova, E. V., Polyanskaya, E. E., Il’yasova, T. V. (2015) Tekhnicheskie sredstva v obuchenii i vospitanii detej doshkol’nogo i mladshego shkol’nogo vozrasta [Technical facilities in upbringing and teaching of preschoolers and elementary school children]. Orenburg: Orenburg State Pedagogical University Publ., 56 p. (In Russian)

Gal’skova, N. D., Vasilevich, A. P., Koryakovtseva, N. F., Akimova, N. V. (2018) Osnovy metodiki obucheniya inostrannym yazykam [The basics of teaching foreign languages]. Moscow: KNORUS Publ., 390 p. (In Russian)

Gogoberidze, A. G., Solntseva, O. V. (2013) Doshkol’naya pedagogika s osnovami metodik vospitaniya i obucheniya [The preschoolers’ pedagogy with the basics of upbringing and teaching]. Saint Petersburg: Piter Publ., 464 p. (In Russian)

Kanovskaya, M. B. (comp.). (2012) Pedagogika: konspekt lektsij [Pedagogy: Lecture notes]. Moscow: AST Publ., 160 p. (In Russian)

Komarova, Yu. A. (2016) Partsial’naya obrazovatel’naya programma “Anglijskij dlya doshkol’nikov” i tematicheskoe planirovanie [Partial educational programme “English for preschoolers” and thematic planning]. Moscow: Russkoe slovo Publ., 160 p. (In Russian)

Mustafina, F. Sh. (2016) Metodika obucheniya inostrannym yazykam i vospitaniya [The methodology of teaching foreign languages]. 2nd ed. Ufa: Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla Publ., 294 p. (In Russian)

Nemov, R. S. (2007) Psikhologiya. V 3-kh kn. Kn. 2. Psikhologiya obrazovaniya [Psychology. In 3 parts. Pt. 2: Psychology of education]. 4th ed. Moscow: Vlados Publ., 606 p. (In Russian)

Onishchik, N. A. (2013) Uspeshnoe obuchenie anglijskomu yazyku detej 3–7 let. Psikhologicheskie aspekty ego usvoeniya [A successful teaching of English to the children of 3–7 years old. The psychological aspects of its acquisition]. Saint Petersburg: KARO Publ., 320 p. (In Russian)

Ostapenko, I. A., Magomedova, E. V. (2016) Didakticheskie trebovaniya k naglyadnym metodam i ikh ispol’zovaniyu v protsesse pedagogicheskoj praktiki [The didactic requirements to visual teaching methods and their usage during the pedagogical practice]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal “Kontsept” — Scientific and Methodological Electronic Journal “Koncept”, vol. 23, pp. 72–76. (In Russian)

Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 (red. ot 21 yanvarya 2019 g.) “Ob utverzhdenii Federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta doshkol’nogo obrazovaniya” [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155 (ed. January 21, 2019) “On Approval of the Federal State Educational Standard of Preschool Education”]. [Online]. Available at: https://fgos.ru/ (accessed 25.02.2023). (In Russian)

Semenyuchenko, N. V., Ryzhkina, I. B. (2016) Kollazh kak sredstvo obucheniya inostrannomu yazyku: Metodicheskie rekomendatsii [Collage as a training tool of teaching foreign languages: Methodological recommendations]. Saint Petersburg: KARO Publ., 240 p. (In English)

Shajdurova, N. V. (2018) Risuem domashnikh ptits po algoritmicheskim skhemam (5–7 let) [Drawing of domestic birds by using of algorithmic schemes (5–7 y.o.): A study guide for kindergarten teachers]. Saint Petersburg: Detstvo-Press Publ., 32 p. (In Russian)

Volkov, B. S., Volkova, N. V. (2020) Psikhologiya doshkol’nogo vozrasta [The psychology of preschoolers]. 6th ed. Moscow: KNORUS Publ., 270 p. (In Russian)

Vronskaya, I. V. (2015) Metodika rannego obucheniya anglijskomu yazyku [The methodology of teaching English to young learners]. Saint Petersburg: KARO Publ., 336 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.11.2023

Выпуск

Раздел

Статьи