Цифровое детство. Междисциплинарная дискуссия

Авторы

  • Владимир Товиевич Кудрявцев Московский городской педагогический университет; Московский государственный психолого-педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-9283-6272
  • Светлана Николаевна Майорова-Щеглова Российское общество социологов https://orcid.org/0000-0003-4935-9148
  • Татьяна Алексеевна Милехина Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского https://orcid.org/0000-0002-5931-9708
  • Михаил Иосифович Рожков Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий https://orcid.org/0000-0003-0094-3976
  • Татьяна Дмитриевна Попкова Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0003-0267-217X

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-73-84

Ключевые слова:

детство, цифровое детство, междисциплинарность, культурология, психология, социология детства, педагогика, социолингвистика, родители, цифровизация

Аннотация

В статье представлен обзор междисциплинарной дискуссии, организованной Исследовательским комитетом Российского общества социологов «Социология детства» с участием представителей разных дисциплин. В тезисах участников анализируются аспекты цифровизации пространства детства и широкий круг проблем, изучаемых в рамках педагогики, психологии, культурологи, социолингвистики. Значение междисциплинарного обсуждения состоит в парадоксально несовпадающей оценке ряда выявленных с помощью эмпирики и научных наблюдений элементов цифрового детства: сроков его появления и становления характеристик юной личности и ее окружения — «цифровых родителей и прародителей» в информационном пространстве. Определения цифрового детства различаются: это период жизни современных детей в новых условиях освоения социальной реальности, дополненной виртуальной, или цивилизационный социокультурный феномен, или сегмент общества, включающий совокупность отдельных групп детей, освоивших цифровые практики и имеющих особую идентификацию. Представители разных наук обладают полярными мнениями относительно сужения/расширения пространства общения современного ребенка. Нет единодушия в определении всеобщности охвата цифровизацией или ее неравномерности в подгруппах детей в зависимости от доходов семей, места проживания и др. В дискуссии были фундированы некоторые перспективные темы научных изысканий в рамках мультидисциплинарных проектов: ареалы «нецифрового детства», выявление трансформаций не только в поведении и действиях детей, но и в их эстетических, нравственных, языковых ценностях, соотношение нового детства и цифрового детства, роль взрослых по передаче умений ипользования цифровой «волшебной палочки» и др. В итоге констатируется мозаичность научно-аналитической картины цифрового ребенка и цифрового детства, многовариантность векторов развития данного явления, императив «наведения мостов» между учеными, исследующими современное российское детство.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Байбородова, Л. В., Рожков, М. И. (2020) Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности: учебник для студентов бакалавриата направлений «Педагогическое образование» и «Психолого- педагогическое образование». Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского, 367 с.

Быстрова, А. Н. (2013) Проблема границ в культуре. Омский научный вестник, № 2 (116), с. 253–257.

Иванов, Д. В. (2023) Критическая теория цифровизации: господство алгоритмической рациональности и бунт аутентичности. Журнал социологии и социальной антропологии, т. 26, № 3, с. 7–35. https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.3.1

Кудрявцев, В. Т., Игнатович, А. В. (2022) Педагогически организованные коммуникации детей дошкольного возраста и взрослых как фактор развития творческого воображения. Педагогика: история, перспективы, т. 5, № 5, с. 14–26.

Лакьяни, В. (2017) Код экстраординарности. 10 нестандартных способов добиться впечатляющих успехов. М.: Эксмо, 320 с.

Лебедева, Е. В. (2021) Детство в цифровом городе: на границе между рисками и возможностями. Комплексные исследования детства, т. 3, № 4, с. 280–289. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-280-289

Майорова-Щеглова, С. Н. (2010) Молодое поколение и новые средства массовой коммуникации: мифы и реальность. Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение, № 3 (46), с. 224–231.

Майорова-Щеглова, С. Н. (2024) Социологическое определение «цифрового детства». В кн.: В. А. Мансуров (ред.). Цифровое общество: социологическое измерение настоящего и будущего: сборник конференции. М.: ФНИСЦ РАН; РОС, с. 269–273.

Майорова-Щеглова, С. Н., Колосова, Е. А., Губанова, А. Ю. (2020) Маршруты оффлайн и онлайн-жизни детства: событийный анализ. Ойкумена. Регионоведческие исследования, № 3, с. 21–34, https://doi.org/10.24866/1998-6785/2020-3/21-34

Мешкова, Л. Н. (2020) Цифровая культура и цифровое поколение: основные направления взаимодействия. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, т. 9, № 3А, с. 196–206.

Милехина, Т. А. (2017) Речевой портрет девочки в возрасте двух лет и восьми месяцев. В кн.: М. А. Кормилицына, О. Б. Сиротинина (ред.). Проблемы речевой коммуникации: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 17. Саратов: Изд-во Саратовского университета, с. 171–180.

Милехина, Т. А., Байкулова, А. Н. (2023) Речевые предпочтения современных детей: влияние Интернета, чужих языков и культур. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика, т. 23, № 1, с. 29–35. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2023-23-1-29-35

Митрофанова, С. Ю. (2020) Тенденция глокализации детства. Мир науки. Социология, филология, культурология, т. 12, № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/08SCSK121.pdf (дата обращения 20.03.2024).

Обухова, Л. Ф., Котляр, И. А. (2010) Современный ребенок: шаги к пониманию. Психологическая наука и образование, т. 15, № 2, c. 5–19.

Палфри, Д., Гассер, У. (2011) Дети цифровой эры. М.: Эксмо, 368 с.

Поляков, А. Ф. (2011) Трансформация китча во времени и пространстве Вестник Бурятского государственного университета, № 6, с. 230–237.

Попкова, Т. Д. (2023) Универсум мира детства. Пермь: Изд-во Пермского государственного национального исследовательского университета, 292 с.

Прокудин, Д. Е., Соколов, Е. (2013) «Цифровая культура» vs «Аналоговая культура». Вестник СПбГУ. Серия 17. Философия, конфликтология, культурология и религиоведение, № 4. с. 83–91.

Рожков, М. И., Иванова, И. В. (2022) Коллектив и межличностные отношения современных детей. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, т. 28, № 2, с. 5–11.

Рожков, М. И., Файтельсон, В. А. (2017) Формирование готовности к жизни в условиях сетевого общества как компонент социализации ребенка. Ярославский педагогический вестник, № 1, с. 47–51.

Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2023) Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран. Социальная психология и общество, т. 14, № 3, с. 11– 30. https://doi.org/10.17759/sps.2023140302

Филипова, А. Г., Хуснутдинова, М. Р. (2022) А где же ребенок? Комплексные исследования детства, т. 4, № 3, с. 203–209. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-3-203-209

Цымбаленко, С. Б., Щеглова, С. Н. (1996) Какие они, подростки девяностых? Воспитание школьников, № 1, с. 2–7.

Южанинова, Е. Р. (2013) Интернет как новое пространство самореализации молодежи. Вестник Оренбургского государственного университета, № 7 (156), с. 82–89.

Green, H., Hannon, C. (2007) Their Space. Education for digital generation. London: Demos Publ., 80 p.

Mesch, G. S. (2009) The Internet and youth culture. The Hedgehog Review, vol. 11, no. 1, pp. 50–60.

REFERENCES

Bajborodova, L. V., Rozhkov, M. I. (2020) Tsennostno-smyslovye osnovy vospitatel’noj deyatel’nosti: uchebnik dlya studentov bakalavriata napravlenij “Pedagogicheskoe obrazovanie” i “Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie” [Value-semantic foundations of educational activity: A textbook for undergraduate students specializing in “Pedagogical education” and “Psychological-pedagogical education”]. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky Publ., 367 p. (In Russian)

Bystrova, A. N. (2013) Problema granits v kul’ture [Boundaries problem in the culture]. Omskij nauchnyj vestnik — Omsk Scientific Bulletin, no. 2 (116), pp. 253–257. (In Russian)

Filipova, A. G., Khusnutdinova, M. R. (2022) A gde zhe rebenok? [And where is the child?]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 4, no. 3, pp. 203–209. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-3-203-209 (In Russian)

Green, H., Hannon, C. (2007) Their Space. Education for digital generation. London: Demos Publ., 80 p. (In English)

Ivanov, D. V. (2023) Kriticheskaya teoriya tsifrovizatsii: gospodstvo algoritmicheskoj ratsional’nosti i bunt autentichnosti [Critical theory of digitalization: Algorithmic rationality domination and authenticity revolt]. Zhurnal sotsiologii i sotsial’noj antropologii — The Journal of Sociology and Social Anthropology, vol. 26, no. 3, pp. 7–35. https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.3.1 (In Russian)

Kudryavtsev, V. T., Ignatovich, A. V. (2022) Pedagogicheski organizovannye kommunikatsii detej doshkol’nogo vozrasta i vzroslykh kak faktor razvitiya tvorcheskogo voobrazheniya [Pedagogically organized communications of preschool children and adults as a factor of the development of creative imagination]. Pedagogika: istoriya, perspektivy — Pedagogy: History, prospects, vol. 5, no. 5, pp. 14–26. (In Russian)

Lakhiani, V. (2017) Kod ekstraordinarnosti. 10 nestandartnykh sposobov dobit’sya vpechatlyayushchikh uspekhov [The code of the extraordinary mind: 10 unconventional laws to redefine your life and succeed on your own terms]. Moscow: Eksmo Publ., 320 p. (In Russian)

Lebedeva, E. V. (2021) Detstvo v tsifrovom gorode: na granitse mezhdu riskami i vozmozhnostyami [Childhood in a digital city: Between risks and opportunities]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 3, no. 4, pp. 280–289. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-280-289 (In Russian)

Mayorova-Shcheglova, S. N. (2010) Molodoe pokolenie i novye sredstva massovoj kommunikatsii: mify i real’nost’ [The younger generation and new media: Myths and reality]. Vestnik RGGU. Seriya “Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie” — RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies, no. 3 (46), pp. 224– 231. (In Russian)

Mayorova-Shcheglova, S. N. (2024) Sotsiologicheskoe opredelenie “tsifrovogo detstva” [Sociological definition of “digital childhood”]. In: V. A. Mansurov (ed.). Tsifrovoe obshchestvo: sotsiologicheskoe izmerenie nastoyashchego i budushchego: sbornik materialov konferentsii [Digital society: Sociological dimension of the present and future: Collection of conference materials]. Moscow: FCTAS RAS Publ.; ROS Publ., pp. 269–273. (In Russian)

Mayorova-Shcheglova, S. N., Kolosova, E. A., Gubanova, A. Yu. (2020) Marshruty offlajn i onlajn-zhizni detstva: sobytijnyj analiz [Routes of offline and online life of childhood: Event analysis]. Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya — Ojkumena. Regional Researchers, no. 3, pp. 21–34, https://doi.org/10.24866/1998-6785/2020-3/21-34 (In Russian)

Mesch, G. S. (2009) The Internet and youth culture. The Hedgehog Review, vol. 11, no. 1, pp. 50–60. (In English)

Meshkova, L. N. (2020) Tsifrovaya kul’tura i tsifrovoe pokolenie: osnovnye napravleniya vzaimodejstviya [Digital culture and digital generation: Main directions of interaction]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke — Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being, vol. 9, no. 3А, pp. 196–206. (In Russian)

Milekhina, T. A. (2017) Rechevoj portret devochki v vozraste dvukh let i vos’mi mesyatsev [Speech portrait of a girl aged two years and eight months]. In: M. A. Kormilitsyna, O. B. Sirotinina (eds.). Problemy rechevoj kommunikatsii: mezhvuzovskij sbornik nauchnykh trudov. Vyp. 17 [Problems of speech communication: interuniversity collection of scientific papers. Iss. 17]. Saratov: Saratov University Publ., pp. 171–180. (In Russian)

Milekhina, T. A., Bajkulova, A. N. (2023) Rechevye predpochteniya sovremennykh detej: vliyanie Interneta, chuzhikh yazykov i kul’tur [Speech preferences of modern children: The influence of the Internet, foreign languages and cultures]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika — Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, vol. 23, no. 1, pp. 29–35. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2023-23-1-29-35 (In Russian)

Mitrofanova, S. Yu. (2020) Tendentsiya glokalizatsii detstva [The trend of childhood glocalization]. Mir nauki. Sotsiologiya, filologiya, kul’turologiya — World of Science. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies, vol. 12, no. 1. [Online]. Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/08SCSK121.pdf (accessed 20.03.2024). (In Russian)

Obukhova, L. F., Kotlyar, I. A. (2010) Sovremennyj rebenok: shagi k ponimaniyu [Modern child: On the way to understanding]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 15, no. 2, pp. 5–19. (In Russian)

Palfrey, J., Gasser, U. (2011) Deti tsifrovoj ery [Born digital: How children grow up in a digital age]. Moscow: Eksmo Publ., 368 p. (In Russian)

Polyakov, A. F. (2011) Transformatsiya kitcha vo vremeni i prostranstve [Transformation of kitsch in time and space]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta — The Buryat State University Bulletin, no. 6, pp. 230–237. (In Russian)

Popkova, T. D. (2023) Universum mira detstva [Universe of the world of childhood]. Perm: Perm State University Publ., 292 p. (In Russian)

Prokudin, D. E., Sokolov, E. (2013) “Tsifrovaya kul’tura” vs “Analogovaya kul’tura” [“Digital Culture” vs. “Analog Culture”]. Vestnik SPbGU. Seriya 17. Filosofiya, konfliktologiya, kul’turologiya i religiovedenie — Vestnik of Saint Petersburg University. Series 17. Philosophy. Conflict Studies. Culture Studies. Religious Studies, no. 4, pp. 83–91. (In Russian)

Rozhkov, M. I., Fajtel’son, V. A. (2017) Formirovanie gotovnosti k zhizni v usloviyakh setevogo obshchestva kak komponent sotsializatsii rebenka [Formation of readiness for life in the network society as a component of the child’s socialization]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik — Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 1, pp. 47–51. (In Russian)

Rozhkov, M. I., Ivanova, I. V. (2022) Kollektiv i mezhlichnostnye otnosheniya sovremennykh detej [Collective and interpersonal relations of modern children]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika — Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, vol. 28, no. 2, pp. 5–11. (In Russian)

Soldatova, G. U., Rasskazova, E. I. (2023) Tsifrovaya sotsializatsiya rossijskikh podrostkov: skvoz’ prizmu sravneniya s podrostkami 18 evropejskikh stran [Digital socialization of Russian adolescents: Through the prism of comparison with adolescents in 18 European countries]. Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 14, no. 3, pp. 11–30. https://doi.org/10.17759/sps.2023140302 (In Russian)

Tsymbalenko, S. B., Shcheglova, S. N. (1996) Kakie oni, podrostki devyanostykh? [What are they like, teenagers of the nineties?]. Vospitanie shkol’nikov, no. 1, pp. 2–7. (In Russian)

Yuzhaninova, E. R. (2013) Internet kak novoe prostranstvo samorealizatsii molodezhi [Internet: A new space of self-realization]. Vestnik Orenburgskogo Gosudarstvennogo Universiteta — Vestnik of the Orenburg state university, no. 7 (156), pp. 82–89. (In Russian)

Опубликован

30.08.2024

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)