Школьные учебники как отражение повседневности детства и как ее конструкторы
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-3-147-162Ключевые слова:
социология детства, детская повседневность, школьный учебник, автор учебника, гендерАннотация
В предметное поле современной социологии детства входит измерение конкретных аспектов повседневной деятельности ребенка, при этом одна из важных задач — выяснение, как материальный объект организует взаимодействия детей и взрослых. Школьный учебник рассмотрен как результат социального конструирования и одновременно как конструктор конкретно-исторического детства на микро- и макроуровнях. На основе лонгитюдного исследования задач из учебников по математике для начального этапа обучения с 1996 по 2021 гг. делается вывод о том, что в текстах отражаются изменения отношения к детству, новые повседневные практики: сужение субъектности юного поколения, ориентация жизни детей на учебу, спорт, ограничения самостоятельности детей и большая включенность родителей в детскую жизнь школьников, сужение практик детского труда, самообслуживания и раннее потребительское и финансовое поведение. Одновременно выявлены константы презентации жизни детей через гендерное разделение видов деятельности, андроцентричность языка текстов учебной литературы. Установлено «жесткое» закрепление превалирования обслуживающего труда девочек. Наряду с содержательной стороной текстов рассмотрены социализационные и эмоционально-экспрессивные функции учебников: представление детям ценностей и норм жизни, создание эмоционально позитивных условий восприятия текстов и визуальных образов, основанных на реальных аспектах детской повседневности. Обоснована позиция о значении учебников как овеществленного социального конструкта в формировании не только сегодняшней и будущей жизни детей, но и ролевого поведения родителей и учителей. Выдвигается предложение о целенаправленном включении в учебную литературу ситуаций, связанных с новыми реалиями трансформации детской жизни: информатизации, волонтерства, укрепления поколенческих отношений и др.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Безрогов, В. Г. (2020) Диалоги о школьном учебнике. Время науки — The Times of Science, № 2, с. 5–68.
Вахштайн, В. С. (2017) Пересборка повседневности: беспилотники, лифты и проект ПкМ-1. Логоc, т. 27, № 2 (117), с. 1–48.
Виленкин, Н. Я., Чесноков, А. С., Шварцбурд, С. И., Жохов, В. И. (1990) Математика: учебник для 5 кл. средней школы. М.: Просвещение, 304 с.
Геддис, Е. В. (2019) Современный школьный учебник как средство построения процесса обучения. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 193, c. 84–91.
Гришина, Е. А., Майорова-Щеглова, С. Н. (2013) Формирование визуального образа Родины в сознании школьников. Народное образование, № 1, с. 260–265.
Зак, А. З. (1994) Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет. Ч. 3: Задания для самостоятельной работы детей. М.: Интерпракс, 327 с.
Колосова, Е. А. (2014) Гендерная и профессиональная социализация детей в учебниках для начальных и подготовительных классов (2000-е гг.). Проблемы современного образования, № 4, с. 219–223.
Майорова-Щеглова, С. Н. (2021) Дети в городе в конце XX века: возможности социально-исторического анализа для сравнительных исследований настоящего и будущего. Комплексные исследования детства, т. 3, № 4, с. 266–272. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-266-272
Майорова-Щеглова, С. Н., Колосова, Е. А., Губанова, А. Ю. (2020) Маршруты оффлайн и онлайн-жизни детства: событийный анализ. Ойкумена. Регионоведческие исследования, № 3 (54), с. 21–34. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2020-3/21-34
Макаревич, Г. В. (2013) Рустицизм и урбанизм: детское и недетское в современном учебнике «Литературное чтение». Вопросы культурологии, № 1, с. 52–58.
Макарченко, М. Г. (2008) Контекстуальный анализ учебных текстов по математике. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 71, с. 268–275.
Моро, М. И., Бантова, М. А., Бельтюкова, Г. В. (1996) Математика. Учебник для 1 класса трехлетней начальной школы. 20-е изд. М.: Просвещение, 176 с.
Моро, М. И., Волкова, С. И., Степанова, С. В. (2011) Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 127 с.
Петерсон, Л. Г. (2021) Математика 1 класс. Рабочая тетрадь: в 3-х ч. М.: Просвещение.
Пчелко, А. С., Поляк, Г. Б. (1962) Арифметика для 1 класса начальной школы. М.: Учпедгиз, 144 с.
Селиверстова, Н. А. (2004) Учебники в системе русскоязычного образования: социокультурное взаимодействие России со странами СНГ и Балтии. Народное образование, № 2 (1335), с. 16–20.
Тощенко, Ж. Т. (2015) От философии жизни к социологии жизни. Философские науки, № 5, с. 104–118.
Филипова, А. Г. (2015) Детская социальная политика в современной России: от выживания к развитию детства. Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, т. 2, № 3 (23), с. 58–65.
Щеглова, С. Н. (1998) Гендерные модели поведения: анализ школьных учебников. В кн.: Сборник материалов международной научной конференции «Женщины России на рубеже XX–XXI веков». Иваново: Ивановский государственный университет, с. 204–210.
Щеглова, С. Н. (1999) Детство как социальный феномен: Концепция социального конструирования детства. Диссертация на соискание степени доктора социологических наук. М., Институт молодежи, 326 с.
REFERENCES
Bezrogov, V. G. (2020) Dialogi o shkol’nom uchebnike [Dialogues about the school textbook]. Vremya nauki — The Times of Science, no. 2, pp. 5–68. (In Russian)
Filipova, A. G. (2015) Detskaya sotsial’naya politika v sovremennoj Rossii: ot vyzhivaniya k razvitiyu detstva [Social policy on child-related issues in today’s Russia: From survival to promotion of child development]. Uchenye zapiski Komsomol’skogo-na-Amure gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta — Scholarly Notes of Komsomolsk-na-Amure State Technical University, vol. 2, no. 3 (23), pp. 58–65. (In Russian)
Geddis, E. V. (2019) Sovremennyj shkol’nyj uchebnik kak sredstvo postroeniya protsessa obucheniya [The modern school textbook as a means of improving the educational process]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 193, pp. 84–91. (In Russian)
Grishina, E. A., Majorova-Shcheglova, S. N. (2013) Formirovanie vizual’nogo obraza Rodiny v soznanii shkol’nikov [Formation of the visual image of the Motherland in the minds of schoolchildren]. Narodnoe obrazovanie — National Education, no. 1, pp. 260–265. (In Russian)
Kolosova, E. A. (2014) Gendernaya i professional’naya sotsializatsiya detej v uchebnikakh dlya nachal’nykh i podgotovitel’nykh klassov (2000-e gg.) [Gender and professional socialization in textbooks for elementary schools and preparatory classes in 2000s]. Problemy sovremennogo obrazovaniya — Problems of Modern Education, no. 4, pp. 219–223. (In Russian)
Majorova-Shcheglova, S. N. (2021) Deti v gorode v kontse XX veka: vozmozhnosti sotsial’no-istoricheskogo analiza dlya sravnitel’nykh issledovanij nastoyashchego i budushchego [Children in the city at the end of the 20th century: The potential of socio-historical analysis for current and future comparative studies]. Kompleksnye issledovaniya detstva — Comprehensive Child Studies, vol. 3, no. 4, pp. 266–272. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-4-266-272 (In Russian)
Majorova-Shcheglova, S. N., Kolosova, E. A., Gubanova, A. Yu. (2020) Marshruty offlajn i onlajn-zhizni detstva: sobytijnyj analiz [Routes of offline and online childhood life: Event analysis]. Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya — Ojkumena. Regional Researches, no. 3 (54), pp. 21–34. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2020-3/21-34 (In Russian)
Makarchenko, M. G. (2008) Kontekstual’nyj analiz uchebnykh tekstov po matematike [Contextual analysis of training texts on mathematics]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 71, pp. 268–275. (In Russian)
Makarevich, G. V. (2013) Rustitsizm i urbanizm: detskoe i nedetskoe v sovremennom uchebnike “Literaturnoe chtenie” [Rusticism and urbanism: Children’s and non-children’s in the modern textbook “Literary Reading”]. Voprosy kul’turologii — Issues of Cultural Studies, no. 1, pp. 52–58. (In Russian)
Moro, M. I., Bantova, M. A., Bel’tyukova, G. V. (1996) Matematika. Uchebnik dlya 1 klassa trekhletnej nachal’noj shkoly [Mathematics. Textbook for grade 1 of a three-year elementary school]. 20th ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 176 p. (In Russian)
Moro, M. I., Volkova, S. I., Stepanova, S. V. (2011) Matematika. 1 klass. Uchebnik dlya obshcheobrazovatel’nykh uchrezhdenij. V 2-kh ch. Ch. 1 [Mathematics for grade 1. Textbook for educational institutions: In 2 pts. Pt. 1]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 127 p. (In Russian)
Peterson, L. G. (2021) Matematika 1 klass. Rabochaya tetrad’: v 3-kh ch. [Mathematics for grade 1. Workbook: In 3 pts.]. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russian)
Pchelko, A. S., Polyak, G. B. (1962) Arifmetika dlya 1 klassa nachal’noj shkoly [Arithmetic for grade 1 elementary school]. Moscow: Uchpedgiz Publ., 144 p. (In Russian)
Shcheglova, S. N. (1998) Gendernye modeli povedeniya: analiz shkol’nykh uchebnikov [Gender patterns of behavior: Analysis of school textbooks]. In: Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii “Zhenshchiny Rossii na rubezhe XX–XXI vekov” [Collection of materials of the international scientific conference “Women of Russia at the turn of the XX–XXI centuries”]. Ivanovo: Ivanovo State University Publ., pp. 204–210. (In Russian)
Shcheglova, S. N. (1999) Detstvo kak sotsial’nyj fenomen: Kontseptsiya sotsial’nogo konstruirovaniya detstva [Childhood as a social phenomenon: The concept of social construction of childhood]. PhD dissertation (Sociology). Moscow, Institute of Youth, 326 p. (In Russian)
Seliverstova, N. A. (2004) Uchebniki v sisteme russkoyazychnogo obrazovaniya: sotsiokul’turnoe vzaimodejstvie Rossii so stranami SNG i Baltii [Textbooks in the system of Russian-speaking education: Socio-cultural interaction of Russia with the CIS and Baltic countries]. Narodnoe obrazovanie — National Education, no. 2, pp. 16–20. (In Russian)
Toshchenko, Zh. T. (2015) Ot filosofii zhizni k sotsiologii zhizni [From philosophy of life to sociology of life]. Filosofskie nauki — Russian Journal of Philosophical Sciences, no. 5, pp. 104–118. (In Russian)
Vakhshtajn, V. S. (2017) Peresborka povsednevnosti: bespilotniki, lifty i proekt PkM-1 [Reassembling the everyday: Drones, elevators, and the MT-1 project]. Logos, vol. 27, no. 2 (117), pp. 1–48. (In Russian)
Vilenkin, N. Ya., Chesnokov, A. S., Shvartsburd, S. I., Zhokhov, V. I. (1990) Matematika: uchebnik dlya 5 kl. srednej shkoly [Mathematics: A textbook for the 5th grade of high school]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 304 p. (In Russian)
Zak, A. Z. (1994) Metody razvitiya intellektual’nykh sposobnostej u detej 8 let. Ch. 3. Zadaniya dlya samostoyatel’noj raboty detej [Methods for developing intellectual abilities in children 8 years old. Pt. 3: Tasks for independent work of children]. Moscow: Interpraks Publ., 327 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.