Участие детей в принятии решений о развитии библиотек: опыт социологического анализа

Авторы

  • Eлена Андреевна Колосова Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0003-1183-0766
  • Анна София Владимировна Коняшкина Исследовательский комитет «Социология детства» Российского общества социологов

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-3-178-183

Ключевые слова:

детское мнение, детская библиотека, функции библиотеки, участвующая социология, дружественные детям методики

Аннотация

В статье рассматриваются функции, которые выполняют современные библиотеки, и обосновывается необходимость трансформации и модернизации пространства библиотечных учреждений, обслуживающих детей, для обеспечения их привлекательности, повышения имиджа и привлечения внимания населения к учреждениям такого типа. Обозначены ключевые тенденции информационно-библиотечного обслуживания детей: сосуществование электронной и печатной книги в жизни современного ребенка; эволюция практик чтения в современном мире (с использованием смартфонов, персональных компьютеров, планшетов и т. д.); обновление форм и методов работы с детьми и подростками в условиях развития цифровых технологий; изменение характера библиотечных и информационных услуг, а также требований к компетенции библиотекарей в связи с внедрением технологий, в том числе технологий Web 2.0; все большее оказание библиотечных услуг в виртуальном пространстве.

Приведены методологические подходы участвующей социологии, которые наилучшим образом подходят для изучения мнения детей о возможных изменениях в библиотеках. Показаны преимущества «дружественных» детям методик (рисуночная, методика незаконченных предложений), а также возможности массовых опросов детей для получения их мнений. Приведенные в статье методики применяются для изучения мнения читателей разных возрастных групп. Группам подростков легко привести полные ответы на поставленные в анонимной анкете вопросы. Наиболее подходящей для читателей-дошкольников является рисуночная методика, позволяющая ребенку, не владеющему письменной речью, дать ответы на вопросы исследователя в доступной и понятной ему форме. Для младших школьников рисуночная методика может быть дополнена методом неоконченных предложений. Мнение подростков можно узнать с помощью анкетирования, но при соблюдении основных подходов при составления анкеты для опроса несовершеннолетних.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Библиотека нового поколения. [Электронный ресурс]. URL: http://новаябиблиотека.рф/project (дата обращения 20.08.2020).

Головко, С. И. (2014) Профессиональная модель сотрудника современного библиотечно-информационного сервиса. Научный диалог, № 2 (26), с. 61–77.

Губанова, А. Ю. (2018) Рисуночная методика. В кн.: С. Н. Майорова-Щеглова (ред.). Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник. М.: Изд-во РОС, с. 478–482.

Майорова-Щеглова, С. Н. (2013) Особенности проведения социологических исследований при исследовании детства. В кн.: Ж. Т. Тощенко (ред.). Тезаурус социологии. Кн. 2. Методология и методы социологических исследований: тематический словарь-справочник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, с. 351–353.

Митрофанова, С. Ю. (2016) Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства. Вектор науки Тольяттинского государственного университета, № 2 (36), с. 132–135. DOI: 10.18323/2073-5073-2016-2-132-135

Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн. (2017) Think with Google. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/ insights-trends/user-insights/novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (дата обращения 20.08.2020).

Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р «О концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ». [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie- Pravitelstva-RF-ot-03.06.2017-N-1155-r/ (дата обращения 20.08.2020).

Рябков, В. М. (2008) Историография развития функций библиотек в профессиональной литературе 90-х гг. ХХ и начала ХХI вв. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, № 1 (13), с. 16–32.

Солдатова, Г. У., Нестик, Т. А., Рассказова, Е. И., Зотова, Е. Ю. (2013) Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 144 с.

Социальные сети в России: Цифры и тренды, осень 2018. (2018) Brand Analytics. [Электронный ресурс]. URL: https://br-analytics.ru/blog/socseti-v-rossii-osen-2018/ (дата обращения 20.08.2020).

Татарова, Г. Г. (2013) Метод незаконченных предложений. В кн.: Ж. Т. Тощенко (ред.). Тезаурус социологии. Кн. 2. Методология и методы социологических исследований: тематический словарь-справочник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, с. 157–160.

Ялышева, В. В., Колосова, Е. А. (2018) К итогам Всероссийского конкурса для библиотек «Изучаем чтение». В кн.: М. М. Самохина (ред.). Социолог и психолог в библиотеке. Сборник статей и материалов. М.: Российская государственная библиотека для молодежи, с. 104–110.

REFERENCES

Biblioteka novogo pokoleniya [Next Generation Library]. [Online]. Available at: http://новаябиблиотека.рф/project (accessed 20.08.2020). (In Russian)

Golovko, S. I. (2014) Professional’naya model’ sotrudnika sovremennogo bibliotechno-informatsionnogo servisa [Vocational model of modern library and information service staff member]. Nauchnyi dialog — Scientific Dialogue, no. 2 (26), pp. 61–77. (In Russian)

Gubanova, A. Yu. (2018) Risunochnaya metodika [Drawing technique]. In: S. N. Majorova-Shcheglova (ed.). Detstvo XXI veka: sotsiogumanitarnyj tezaurus. Tematicheskij slovar’-spravochnik [Childhood of the XXI century: Socio-humanitarian thesaurus. Thematic glossary]. Moscow: ROS Publ., pp. 478–482. (In Russian)

Majorova-Shcheglova, S. N. (2013) Osobennosti provedeniya sotsiologicheskikh issledovanij pri issledovanii detstva [Features of sociological research in the study of childhood]. In: Zh. T. Toshchenko (ed.). Tezaurus sotsiologii. Kn. 2. Metodologiya i metody sotsiologicheskikh issledovanij: tematicheskij slovar’-spravochnik [Thesaurus of sociology. Part 2. Methodology and methods of sociological research: Thematic glossary]. Moscow: YuNITI-DANA Publ., pp. 351–353. (In Russian)

Mitrofanova, S. Yu. (2016) Realizatsiya printsipov uchastvuyushchego podkhoda v sovremennoj sotsiologii detstva [Implementation of the principles of participatory approach in modern sociology of childhood]. Vektor nauki Tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta — Science Vector of Togliatti State University, no. 2 (36), pp. 132–135. DOI: 10.18323/2073-5073-2016-2-132-135 (In Russian)

Novoe pokolenie internet-pol’zovatelej: issledovanie privychek i povedeniya rossijskoj molodezhi onlajn [New generation of Internet users: A research of the habits and behavior of Russian youth online]. (2017) Think with Google. [Online]. Available at: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/insights-trends/user-insights/ novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (accessed 20.08.2020). (In Russian)

Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 3 iyunya 2017 g. № 1155-r “O kontseptsii programmy podderzhki detskogo i yunosheskogo chteniya v RF” [Order of the Government of the Russian Federation of 3 June 2017 No. 1155-r “On the concept of a program for supporting children and youth reading in the Russian Federation”]. [Online]. Available at: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-03.06.2017-N-1155-r/ (accessed 20.08.2020). (In Russian)

Ryabkov, V. M. (2008) Istoriografiya razvitiya funktsij bibliotek v professional’noj literature 90-kh gg. ХХ i nachala ХХI vv. [Historiography of the functions of libraries in professional literature development in the 90s of the XX and the beginning of the XXI centuries]. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul’tury i iskusstv — Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, no. 1 (13), pp. 16–32. (In Russian)

Soldatova, G. U., Nestik, T. A., Rasskazova, E. I., Zotova, E. Yu. (2013) Tsifrovaya kompetentnost’ podrostkov i roditelej. Rezul’taty vserossijskogo issledovaniya [Digital competence of adolescents and parents. Results of the All-Russian study]. Moscow: Fond Razvitiya Internet Publ., 144 p. (In Russian)

Sotsial’nye seti v Rossii: Tsifry i trendy, osen’ 2018 [Social networks in Russia: Numbers and trends, autumn 2018]. (2018) Brand Analytics. [Online]. Available at: https://br-analytics.ru/blog/socseti-v-rossii-osen-2018/ (accessed 20.08.2020). (In Russian)

Tatarova, G. G. (2013) Metod nezakonchennykh predlozhenij [Method of unfinished proposals]. In: Zh. T. Toshchenko (ed.). Tezaurus sotsiologii. Kn. 2. Metodologiya i metody sotsiologicheskikh issledovanij: tematicheskij slovar’-spravochnik [Thesaurus of sociology. Part 2. Methodology and methods of sociological research: Thematic glossary]. Moscow: YuNITI-DANA Publ., pp. 157–160. (In Russian)

Yalysheva, V. V., Kolosova, E. A. (2018) K itogam Vserossijskogo konkursa dlya bibliotek “Izuchaem chtenie” [To the results of the All-Russian competition for libraries “We study reading”]. In: M. M. Samokhina (ed.). Sotsiolog i psikholog v biblioteke. Sbornik statej i materialov [Sociologist and psychologist in the library. Collection of articles and materials]. Moscow: Russian State Library for Young Adult Publ., pp. 104–110. (In Russian)

Опубликован

2020-12-28

Выпуск

Раздел

Статьи