Участие детей в принятии решений о развитии библиотек: опыт социологического анализа
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-3-178-183Ключевые слова:
детское мнение, детская библиотека, функции библиотеки, участвующая социология, дружественные детям методикиАннотация
В статье рассматриваются функции, которые выполняют современные библиотеки, и обосновывается необходимость трансформации и модернизации пространства библиотечных учреждений, обслуживающих детей, для обеспечения их привлекательности, повышения имиджа и привлечения внимания населения к учреждениям такого типа. Обозначены ключевые тенденции информационно-библиотечного обслуживания детей: сосуществование электронной и печатной книги в жизни современного ребенка; эволюция практик чтения в современном мире (с использованием смартфонов, персональных компьютеров, планшетов и т. д.); обновление форм и методов работы с детьми и подростками в условиях развития цифровых технологий; изменение характера библиотечных и информационных услуг, а также требований к компетенции библиотекарей в связи с внедрением технологий, в том числе технологий Web 2.0; все большее оказание библиотечных услуг в виртуальном пространстве.
Приведены методологические подходы участвующей социологии, которые наилучшим образом подходят для изучения мнения детей о возможных изменениях в библиотеках. Показаны преимущества «дружественных» детям методик (рисуночная, методика незаконченных предложений), а также возможности массовых опросов детей для получения их мнений. Приведенные в статье методики применяются для изучения мнения читателей разных возрастных групп. Группам подростков легко привести полные ответы на поставленные в анонимной анкете вопросы. Наиболее подходящей для читателей-дошкольников является рисуночная методика, позволяющая ребенку, не владеющему письменной речью, дать ответы на вопросы исследователя в доступной и понятной ему форме. Для младших школьников рисуночная методика может быть дополнена методом неоконченных предложений. Мнение подростков можно узнать с помощью анкетирования, но при соблюдении основных подходов при составления анкеты для опроса несовершеннолетних.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Библиотека нового поколения. [Электронный ресурс]. URL: http://новаябиблиотека.рф/project (дата обращения 20.08.2020).
Головко, С. И. (2014) Профессиональная модель сотрудника современного библиотечно-информационного сервиса. Научный диалог, № 2 (26), с. 61–77.
Губанова, А. Ю. (2018) Рисуночная методика. В кн.: С. Н. Майорова-Щеглова (ред.). Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник. М.: Изд-во РОС, с. 478–482.
Майорова-Щеглова, С. Н. (2013) Особенности проведения социологических исследований при исследовании детства. В кн.: Ж. Т. Тощенко (ред.). Тезаурус социологии. Кн. 2. Методология и методы социологических исследований: тематический словарь-справочник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, с. 351–353.
Митрофанова, С. Ю. (2016) Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства. Вектор науки Тольяттинского государственного университета, № 2 (36), с. 132–135. DOI: 10.18323/2073-5073-2016-2-132-135
Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн. (2017) Think with Google. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/ insights-trends/user-insights/novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (дата обращения 20.08.2020).
Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р «О концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ». [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie- Pravitelstva-RF-ot-03.06.2017-N-1155-r/ (дата обращения 20.08.2020).
Рябков, В. М. (2008) Историография развития функций библиотек в профессиональной литературе 90-х гг. ХХ и начала ХХI вв. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, № 1 (13), с. 16–32.
Солдатова, Г. У., Нестик, Т. А., Рассказова, Е. И., Зотова, Е. Ю. (2013) Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 144 с.
Социальные сети в России: Цифры и тренды, осень 2018. (2018) Brand Analytics. [Электронный ресурс]. URL: https://br-analytics.ru/blog/socseti-v-rossii-osen-2018/ (дата обращения 20.08.2020).
Татарова, Г. Г. (2013) Метод незаконченных предложений. В кн.: Ж. Т. Тощенко (ред.). Тезаурус социологии. Кн. 2. Методология и методы социологических исследований: тематический словарь-справочник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, с. 157–160.
Ялышева, В. В., Колосова, Е. А. (2018) К итогам Всероссийского конкурса для библиотек «Изучаем чтение». В кн.: М. М. Самохина (ред.). Социолог и психолог в библиотеке. Сборник статей и материалов. М.: Российская государственная библиотека для молодежи, с. 104–110.
REFERENCES
Biblioteka novogo pokoleniya [Next Generation Library]. [Online]. Available at: http://новаябиблиотека.рф/project (accessed 20.08.2020). (In Russian)
Golovko, S. I. (2014) Professional’naya model’ sotrudnika sovremennogo bibliotechno-informatsionnogo servisa [Vocational model of modern library and information service staff member]. Nauchnyi dialog — Scientific Dialogue, no. 2 (26), pp. 61–77. (In Russian)
Gubanova, A. Yu. (2018) Risunochnaya metodika [Drawing technique]. In: S. N. Majorova-Shcheglova (ed.). Detstvo XXI veka: sotsiogumanitarnyj tezaurus. Tematicheskij slovar’-spravochnik [Childhood of the XXI century: Socio-humanitarian thesaurus. Thematic glossary]. Moscow: ROS Publ., pp. 478–482. (In Russian)
Majorova-Shcheglova, S. N. (2013) Osobennosti provedeniya sotsiologicheskikh issledovanij pri issledovanii detstva [Features of sociological research in the study of childhood]. In: Zh. T. Toshchenko (ed.). Tezaurus sotsiologii. Kn. 2. Metodologiya i metody sotsiologicheskikh issledovanij: tematicheskij slovar’-spravochnik [Thesaurus of sociology. Part 2. Methodology and methods of sociological research: Thematic glossary]. Moscow: YuNITI-DANA Publ., pp. 351–353. (In Russian)
Mitrofanova, S. Yu. (2016) Realizatsiya printsipov uchastvuyushchego podkhoda v sovremennoj sotsiologii detstva [Implementation of the principles of participatory approach in modern sociology of childhood]. Vektor nauki Tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta — Science Vector of Togliatti State University, no. 2 (36), pp. 132–135. DOI: 10.18323/2073-5073-2016-2-132-135 (In Russian)
Novoe pokolenie internet-pol’zovatelej: issledovanie privychek i povedeniya rossijskoj molodezhi onlajn [New generation of Internet users: A research of the habits and behavior of Russian youth online]. (2017) Think with Google. [Online]. Available at: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/insights-trends/user-insights/ novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (accessed 20.08.2020). (In Russian)
Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 3 iyunya 2017 g. № 1155-r “O kontseptsii programmy podderzhki detskogo i yunosheskogo chteniya v RF” [Order of the Government of the Russian Federation of 3 June 2017 No. 1155-r “On the concept of a program for supporting children and youth reading in the Russian Federation”]. [Online]. Available at: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-03.06.2017-N-1155-r/ (accessed 20.08.2020). (In Russian)
Ryabkov, V. M. (2008) Istoriografiya razvitiya funktsij bibliotek v professional’noj literature 90-kh gg. ХХ i nachala ХХI vv. [Historiography of the functions of libraries in professional literature development in the 90s of the XX and the beginning of the XXI centuries]. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul’tury i iskusstv — Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, no. 1 (13), pp. 16–32. (In Russian)
Soldatova, G. U., Nestik, T. A., Rasskazova, E. I., Zotova, E. Yu. (2013) Tsifrovaya kompetentnost’ podrostkov i roditelej. Rezul’taty vserossijskogo issledovaniya [Digital competence of adolescents and parents. Results of the All-Russian study]. Moscow: Fond Razvitiya Internet Publ., 144 p. (In Russian)
Sotsial’nye seti v Rossii: Tsifry i trendy, osen’ 2018 [Social networks in Russia: Numbers and trends, autumn 2018]. (2018) Brand Analytics. [Online]. Available at: https://br-analytics.ru/blog/socseti-v-rossii-osen-2018/ (accessed 20.08.2020). (In Russian)
Tatarova, G. G. (2013) Metod nezakonchennykh predlozhenij [Method of unfinished proposals]. In: Zh. T. Toshchenko (ed.). Tezaurus sotsiologii. Kn. 2. Metodologiya i metody sotsiologicheskikh issledovanij: tematicheskij slovar’-spravochnik [Thesaurus of sociology. Part 2. Methodology and methods of sociological research: Thematic glossary]. Moscow: YuNITI-DANA Publ., pp. 157–160. (In Russian)
Yalysheva, V. V., Kolosova, E. A. (2018) K itogam Vserossijskogo konkursa dlya bibliotek “Izuchaem chtenie” [To the results of the All-Russian competition for libraries “We study reading”]. In: M. M. Samokhina (ed.). Sotsiolog i psikholog v biblioteke. Sbornik statej i materialov [Sociologist and psychologist in the library. Collection of articles and materials]. Moscow: Russian State Library for Young Adult Publ., pp. 104–110. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Eлена Андреевна Колосова, Анна София Владимировна Коняшкина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.