Потребительское поведение московских подростков на рынке развлекательных услуг: опыт социологического анализа
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-3-163-170Ключевые слова:
подростки, подростковый возраст, досуг, рынок развлекательных услуг, активный отдых, пассивный отдыхАннотация
Современный мир стремительно входит в новую эпоху потребления. Россия, в частности, начинает развиваться как потребительское общество, характеризующееся различными видами, практиками, образами и стилями потребительского поведения различных социальных, а также возрастных групп.
Актуальность выбранной темы связана с нехваткой методологической и эмпирической разработанности проблемы распространения и вариативности потребительских практик подростков на рынке развлекательных услуг.
В современном мире развлекательные услуги становятся все более востребованными, в силу предоставления рассматриваемым сегментом рынка широкого многообразия видов деятельности в сфере услуг развлечения.
Изучение мнения подростков относительно особенностей потребления этой возрастной группы представляется нам крайне важным, так как именно подростки выступают наиболее активной группой потребителей в сфере развлечения.
По результатам исследования были выделены внешние и внутренние факторы влияния на выбор той или иной формы досуга. Внешние факторы включают в себя объективные условия, которые не поддаются влиянию. К внутренним факторам отнесем социально-демографические и статусные характеристики, определяющие выбор развлечений (пол, возраст и экономический статус семьи).
Подростки могут влиять на принятие покупательских решений своих родителей относительно той или иной развлекательной услуги, что, безусловно, оказывает влияние на развитие всего потребительского рынка развлекательных услуг в России и требует его активного изучения.
Современная действительность показывает изменения, произошедшие за последнее десятилетие в сфере подросткового потребления развлекательных услуг, что и порождает необходимость социологического осмысления данной проблематики.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Бесчастная, А. А. (2018) Урбанистическое детство. В кн.: С. Н. Майорова-Щеглова (ред.). Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник. М.: Изд-во РОС, с. 219–224.
Дростэ, М. А. (2021) Подростки на рынке развлекательных услуг: особенности и факторы влияния. В кн.: Р. И. Анисимов (ред.). Социологический нарратив 2021: Общество в контексте новых вызовов: риски и возможности: Сборник статей по материалам XX Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. М.: Российский государственный гуманитарный университет, с. 222–230.
Жагло, Д. С., Рябченко, А. А. (2018) Анализ развлекательных услуг в России. В кн.: П. В. Егоров (ред.). Финансовый и банковский менеджмент: опыт и проблемы: Тезисы докладов и выступлений XХ Международной научной конференции молодых ученых. Донецк: Донецкий национальный университет, с. 123–126.
Колосова, Е. А. (2017) Потребительская социализация детей и подростков: возрастные особенности. Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение, № 2 (8), с. 74–79.
Колосова, Е. А. (2021) Детское чтение в России: сравнительное социологическое исследование 2006–2021 гг. В кн.: Е. А. Колосова (ред.). Изучаем чтение: форматы и практики. Материалы II Научно-практической лаборатории. М.: Российская государственная детская библиотека, с. 11–15.
Куприянов, Б. В. (2015) Детские досуговые занятия двух поколений россиян (по результатам социологических исследований). Социологические исследования, № 11 (379), с. 156–160.
Ляшок, А. С. (2011) Детская повседневность как предмет исследований. Культурная жизнь Юга России, № 1 (39), с. 98–101.
Майорова-Щеглова, С. Н. (2018) Досуг ребенка. В кн.: С. Н. Майорова-Щеглова (ред.). Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник. М.: Изд-во РОС, с. 246–249.
Митрофанова, С. Ю. (2018) Ребенок-потребитель. В кн.: С. Н. Майорова-Щеглова (ред.). Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник. М.: Изд-во РОС, с. 287–290.
Собкин, В. С. (2016) Современный подросток в социальных сетях. Педагогика, № 8, с. 61–72.
REFERENCES
Beschastnaya, A. A. (2018) Urbanisticheskoe detstvo [Urban childhood]. In: S. N. Majorova-Shcheglova (ed.). Detstvo XXI veka: sotsiogumanitarnyj tezaurus. Tematicheskij slovar’-spravochnik [Childhood of the XXI century: Socio-humanitarian thesaurus. Thematic dictionary-reference book]. Moscow: Rossijskoe obshchestvo sotsiologov Publ., pp. 219–224. (In Russian)
Droste, M. A. (2021) Podrostki na rynke razvlekatel’nykh uslug: osobennosti i faktory vliyaniya [Teenagers in the market of entertainment services: Features and factors of influence]. In: R. I. Anisimov (ed.). Sotsiologicheskij narrativ 2021: Obshchestvo v kontekste novykh vyzovov: riski i vozmozhnosti: Sbornik statej po materialam XX Vserossijskoj nauchnoj konferentsii studentov i aspirantov [Sociological narrative 2021: Society in the context of new challenges: Risks and opportunities: Collection of articles based on the materials of the XX All-Russian Scientific Conference of Students and Graduate Students]. Moscow: Russian State University for the Humanities Publ., pp. 222–230. (In Russian)
Kolosova, E. A. (2017) Potrebitel’skaya sotsializatsiya detej i podrostkov: vozrastnye osobennosti [Consumer socialization of children and adolescents. Age features]. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie — RSUH/RGGU Bulletin. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies, no. 2 (8), pp. 74–79 (In Russian)
Kolosova, E. A. (2021) Detskoe chtenie v Rossii: sravnitel’noe sotsiologicheskoe issledovanie 2006–2021 gg. [Children’s reading in Russia: Comparative sociological research 2006–2021]. In: E. A. Kolosova (ed.). Izuchaem chtenie: formaty i praktiki. Materialy II Nauchno-prakticheskoj laboratorii [Studying reading: Formats and practices. Materials of the II Scientific and Practical Laboratory]. Moscow: The Russian State Children’s Library Publ., pp. 11–15. (In Russian)
Kupriyanov, B. V. (2015) Detskie dosugovye zanyatiya dvukh pokolenij rossiyan (po rezul’tatam sotsiologicheskikh issledovanij) [Children’s leisure activities of two generations of Russians (according to the results of sociological research)]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, no. 11 (379), pp. 156–160. (In Russian)
Lyashok, A. S. (2011) Detskaya povsednevnost’ kak predmet issledovanij [Children’s everyday life as a subject of researches]. Kul’turnaya zhizn’ Yuga Rossii — Cultural studies of Russian South, no. 2 (8), pp. 74–79. (In Russian)
Mayorova-Shcheglova, S. N. (2018) Dosug rebenka [Child’s leisure]. In: S. N. Majorova-Shcheglova (ed.). Detstvo XXI veka: sotsiogumanitarnyj tezaurus. Tematicheskij slovar’-spravochnik [Childhood of the XXI century: Socio-humanitarian thesaurus. Thematic dictionary-reference book]. Moscow: Rossijskoe obshchestvo sotsiologov Publ., pp. 246–249. (In Russian)
Mitrofanova, S. Yu. (2018) Rebenok-potrebitel’ [Child-consumer]. In: S. N. Majorova-Shcheglova (ed.). Detstvo XXI veka: sotsiogumanitarnyj tezaurus. Tematicheskij slovar’-spravochnik [Childhood of the XXI century: Socio-humanitarian thesaurus. Thematic dictionary-reference book]. Moscow: Rossijskoe obshchestvo sotsiologov Publ., pp. 287–290. (In Russian)
Sobkin, V. S. (2016) Sovremennyj podrostok v sotsial’nykh setyakh [The modern teenager on social networks]. Pedagogika, no. 8, pp. 61–72. (In Russian)
Zhaglo, D. S., Ryabchenko, A. A. (2018) Analiz razvlekatel’nykh uslug v Rossii [Analysis of entertainment services in Russia]. In: P. V. Egorov (ed.). Finansovyj i bankovskij menedzhment: opyt i problemy: Tezisy dokladov i vystuplenij XX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii molodykh uchenykh [Financial and banking management: Experience and problems: Abstracts of reports and speeches of the XX International Scientific Conference of Young Scientists]. Donetsk: Donetsk National University Publ., pp. 123–126. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Eлена Андреевна Колосова, Маргарита Александровна Дростэ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.