Чтение в жизни детей младшего школьного возраста 9–11 лет

Авторы

  • Анна София Владимировна Коняшкина Российская государственная детская библиотека

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-3-171-182

Ключевые слова:

дети, семейное чтение, рисуночная методика, детское воспитание, практики чтения

Аннотация

С большим количеством изменений в чтении детей и подростков проблема трансляции литературной культуры от поколения к поколению делает тему семейного чтения все более важной. Сегодня от чтения в семье, активности родителей как главных наставников и первых учителей, приобщающих детей к чтению, во многом зависит читательский опыт ребенка и его будущее.

В статье рассмотрены практики семейного чтения. Традиция семейного чтения берет свое начало еще в XVIII в., тогда же появляется и первая специализированная детская литература. Структура семейного чтения включает чтение как поэтических, так и прозаических произведений, художественных и нехудожественных, обмен мнениями о прочитанном, формирование и передачу литературной традиции и семейной (домашней) библиотеки.

Достаточно распространенными являются семьи, где процессу чтения уделяется серьезное внимание, т. е. родители проявляют интерес к чтению и прививают детям читательские практики с раннего детства, регулярно покупают новые книги, обсуждают прочитанное с детьми. В таких семьях дети много читают, знают, где найти информацию о книгах. Однако существуют и другие семьи, где взрослые не интересуется чтением и не передают литературную традицию своим детям. В таких семьях дети чаще сидят в интернете, не посещают библиотеки и не любят читать.

Для изучения мнений детей была использована рисуночная методика и опрос младших школьников, учащихся школ Москвы и Краснодара. Актуальность данной статьи обусловлена, прежде всего, тем, что получено непосредственное мнение детей о том, как они себе представляют процесс чтения. С помощью рисунков дети смогли выразить свои чувства и позицию относительно поставленного исследовательского вопроса.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аналитический отчет «Дети. Медиапотребление. 2017». (2018) Институт современных медиа (MOMRI). [Электронный ресурс]. URL: https://momri.org/wp-content/uploads/2018/08/momri.-deti_mediapotreblenie_2017.pdf (дата обращения 10.04.2022).

Губанова, А. Ю. (2018) Рисуночная методика. В кн.: С. Н. Майорова-Щеглова (ред.). Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник. М.: Изд-во РОС, с. 478–482.

Колосова, Е. А. (2010) Практики семейного чтения как факторы ранней социализации современных российских детей. Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение, № 3 (46), с. 296–303.

Колосова, Е. А. (2018) Семейное чтение. В кн.: С. Н. Майорова-Щеглова (ред.). Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус. Тематический словарь-справочник. М.: Изд-во РОС, 2018, с. 274–279.

Колосова, Е. А. (2021) Детское чтение в России: сравнительное социологическое исследование 2006–2021 гг. В кн.: Е. А. Колосова (ред.). Изучаем чтение: форматы и практики. Материалы II Научно-практической лаборатории. М.: Российская государственная детская библиотека, с. 11–15.

Колосова, Е. А., Чудинова, В. П. (2016) Появятся ли новые «золотые полки»? Знамя, № 11, с. 206–211.

Осипова, И. П. (2007) Семейное чтение. В кн.: Ю. А. Гриханов (ред.). Библиотечная энциклопедия. М.: Пашков дом, 946 с.

Основные результаты международного исследовании PIRLS-2016 (на русском языке). (2016) Центр оценки качества образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/pirls16/pirls16_pub.html (дата обращения 10.04.2022).

Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf (дата обращения 10.04.2022)

Чудинова, В. П. (2022) Развитие «наций читателей» в разных странах мира: исследования, стратегии, проекты, практики. М.: РШБА, 360 с.

Чудинова, В. П. (сост.). (2012). Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 144 с.

REFERENCES

Analiticheskij otchet “Deti. Mediapotreblenie. 2017” [Analytical report “Children. Media consumption. 2017”]. (2018) Institute of Contemporary Media (MOMRI). [Online]. Available at: https://momri.org/wp-content/uploads/2018/08/momri.-deti_mediapotreblenie_2017.pdf (accessed 10.04.2022). (In Russian)

Chudinova, V. P. (comp.). (2012) Chtenie moskovskikh podrostkov v real’noj i elektronnoj srede. Materialy sotsiologicheskogo issledovaniya [Reading Moscow teenagers in a real and electronic environment. Materials of sociological research]. Moscow: Interregional Center for Library Cooperation Publ., 144 p. (In Russian)

Chudinova, V. P. (2022) Razvitie “natsij chitatelej” v raznykh strankah mira: issledovaniya, strategii, proekty, praktiki [Development of “reader nations” in different countries of the world: Research, strategies, projects, practices]. Moscow: Russkaya shkol’naya bibliotechnaya assotsiatsiya Publ., 360 p. (In Russian)

Gubanova, A. Yu. (2018) Risunochnaya metodika [Drawing technique]. In: S. N. Majorova-Shcheglova (ed.). Detstvo XXI veka: sotsiogumanitarnyj tezaurus. Tematicheskij slovar’-spravochnik [Childhood of the XXI century: Socio-humanitarian thesaurus. Thematic dictionary-reference book]. Moscow: Rossijskoe obshchestvo sotsiologov Publ., pp. 478–482. (In Russian)

Kolosova, E. A. (2010) Praktiki semejnogo chteniya kak faktory rannej sotsializatsii sovremennykh rossijskikh detej [Practices of family reading as factors of primary socialization modern Russian children]. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie — RSUH/RGGU Bulletin. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies, № 3 (46), pp. 296–303. (In Russian)

Kolosova, E. A. (2018) Semejnoe chtenie [Family reading]. In: S. N. Majorova-Shcheglova (ed.). Detstvo XXI veka: sotsiogumanitarnyj tezaurus. Tematicheskij slovar’-spravochnik [Childhood of the XXI century: Socio-humanitarian thesaurus. Thematic dictionary-reference book]. Moscow: Rossijskoe obshchestvo sotsiologov Publ., pp. 274–279. (In Russian)

Kolosova, E. A. (2021) Detskoe chtenie v Rossii: sravnitel’noe sotsiologicheskoe issledovanie 2006–2021 gg. [Children’s reading in Russia: Comparative sociological research 2006–2021]. In: E. A. Kolosova (ed.). Izuchaem chtenie: formaty i praktiki. Materialy II Nauchno-prakticheskoj laboratorii [Studying reading: Formats and practices. Materials of the II Scientific and Practical Laboratory]. Moscow: The Russian State Children’s Library Publ., pp. 11–15. (In Russian)

Kolosova, E. A., Chudinova, V. P. (2016) Poyavyatsya li novye “zolotye polki”? [Will there be new “golden shelves”?]. Znamya, no. 11, pp. 206–211. (In Russian)

Osipova, I. P. (2007) Semejnoe chtenie [Family reading]. In: Yu. A. Grikhanov (ed.). Bibliotechnaya entsiklopediya [Library Encyclopedia]. Moscow: Pashkov Dom Publ., p. 946. (In Russian)

Osnovnye rezul’taty mezhdunarodnogo issledovaniya PIRLS-2016 (na russkom yazyke) [Main results of the international PIRLS-2016 study (in Russian)]. (2016) Tsentr otsenki kachestva obrazovaniya [Center for Education Quality Assessment]. [Online]. Available at: http://www.centeroko.ru/pirls16/pirls16_pub.html (accessed 10.04.2022). (In Russian)

Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 3 iyunya 2017 g. № 1155-r “Ob utverzhdenii Kontseptsii programmy podderzhki detskogo i yunosheskogo chteniya v Rossijskoj Federatsii” [Order of the Government of the Russian Federation of 3 June 2017 No. 1155-r “On the the concept of the program to support children’s and youth reading in the Russian Federation”]. [Online]. Available at: http://static.government.ru/media/files/Qx1KuzCtzwmqEuy7OA5XldAz9LMukDyQ.pdf (accessed 10.04.2022) (In Russian)

Опубликован

30.11.2022

Выпуск

Раздел

Статьи