Стратегии воспитания безопасности детей в городском пространстве: социологический анализ родительских практик поведения

Авторы

  • Елена Андреевна Колосова Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0003-1183-0766
  • Анна София Владимировна Коняшкина Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, Одинцовский филиал

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-3-212-219

Ключевые слова:

дети, детская безопасность, стратегии, практики, детское воспитание, устойчивость, принципы управления

Аннотация

В статье рассмотрены родительские практики обеспечения безопасности детей в городском пространстве. Город рассматривается в контексте постоянного повышения рискогенности, появления новых сценариев пространственного развития, новых коммуникативных возможностей. В качестве эмпирической базы была выбрана частная школа города Краснодара «Альтернатива». Были опрошены родители учащихся 5–11-х классов. Проведенное исследование позволило выявить четыре базовые стратегии безопасности детей и практики, которые реализуют родители для обеспечения безопасности своих детей в городском пространстве. В целях изучения представлений о стратегиях и практиках безопасности детей в городском пространстве проанализированы нормы, мотивы, установки, тактики родителей. По итогам исследования сделан вывод, что родители учеников частной общеобразовательной школы преимущественно в своей деятельности по воспитанию безопасности своего ребенка используют стратегию профилактики. Стратегия профилактики включает такие практики как беседа с ребенком, проведение в школах классных часов, тренингов, участие в разного рода мероприятиях. Недостаточную готовность к безопасному поведению демонстрируют многие школьники, особенно жители больших городов. У них наблюдается недостаточная развитость самосохранительных практик и тактик поведения, включающих анализ окружающей обстановки, а также прогнозирования возможных последствий собственного поведения. Отсутствие собственного опыта приводит к тому, что практически любая ситуация, с которой ребенок ежедневно сталкивается в городском пространстве, может стать для него опасной. Родители постоянно ужесточают нормы безопасности, пытаются ввести тотальный контроль за сохранностью жизни своего ребенка, этому активно способствуют технологические разработки, обеспечивающие постоянную связь с детьми. Реализуя стратегию запрета, родители пытаются минимизировать собственные страхи и активно используют запрещающие практики (здесь не выходить гулять, меньше сидеть за компьютером и т. д.). Такого рода стратегия мешает нормальному развитию ребенка и активному познанию окружающего мира. Современное родительство постепенно переходит к стратегии профилактики, включающей тесную коммуникацию между родителями и детьми в условиях частной школы.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Авдеева, Н. Н., Князева, О. Л, Стеркина, Р. Б. (2005) Безопасность: учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 133 с.

Антюхин, Э., Сулла, М. (1997) Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности. Основы безопасности жизни, № 5, с. 34–37.

Бабенкова, Е. А. (2003) Как помочь детям стать здоровыми. М.: АСТ: Астрель, 206 с.

Губанова, А. Ю. (2016) Электронный контент для детей: риски или новые возможности. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», № 2 (4), с. 92–98.

Колосова, Е. А. (2015) Чтение российских детей и подростков в трансформирующемся обществе. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», № 7 (150), с. 123–130.

Марчук, Н. Ю., Пестова, И. В., Дильмиева, Т. Р. (2014) Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 52 с.

Сатир, В. (1992) Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-пресс, 190 с.

Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2014) Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей. Национальный психологический журнал, № 2 (14), с. 27–33. DOI: 10.11621/npj.2014.0204

Статмен, П. (2004) Безопасность вашего ребенка: как воспитать уверенных и осторожных детей. Екатеринбург: У-Фактория, 272 с.

Филипова, А. Г. (2016) Общественные пространства и дети: Владивосток vs Хабаровск. Вестник Института социологии, № 1 (16), с. 27–42.

REFERENCES

Antyukhin, E., Sulla, M. (1997) Kontseptsiya vospitaniya bezopasnosti zhiznedeyatel’nosti [Concept of life safety education]. Osnovy bezopasnosti zhizni, no. 5, pp. 34–37. (In Russian)

Avdeeva, N. N., Knyazeva, O. L, Sterkina, R. B. (2009) Bezopasnost’: uchebno-metodicheskoe posobie po osnovam bezopasnosti zhiznedeyatel’nosti detej starshego doshkol’nogo vozrasta [Safety: A tutorial on the basics of the health and safety of children of senior preschool age]. Saint Petersburg: Detstvo-press Publ., 133 p. (In Russian)

Babenkova, E. A. (2003) Kak pomoch’ detyam stat’ zdorovymi [How to help children become healthy]. Moscow: AST: Astrel’ Publ., 206 p. (In Russian)

Filipova, A. G. (2016) Obshchestvennye prostranstva i deti: Vladivostok vs Khabarovsk [Social spaces and children: Vladivostok vs Khabarovsk]. Vestnik instituta sotsiologii — Bulletin of the Institute of Sociology, no. 1 (16), pp. 27–42. (In Russian)

Gubanova, A. Yu. (2016) Elektronnyj kontent dlya detej: riski ili novye vozmozhnosti [Electronic content for children: Risks or new opportunities]. Vestnik RGGU. Seriya “Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie” — RSUH/RGGU Bulletin. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies, no. 2 (4), pp. 92–98. (In Russian)

Kolosova, E. A. (2015) Chtenie rossijskikh detej i podrostkov v transformiruyushchemsya obshchestve [Reading of Russian children and teenagers in transforming society]. Vestnik RGGU. Seriya “Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie” — RSUH/RGGU Bulletin. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies, no. 7 (150), pp. 123–130. (In Russian)

Marchuk, N. Yu., Pestova, I. V., Dil’mieva, T. R. (2014) Metodicheskie materialy po voprosam formirovaniya navykov bezopasnogo povedeniya u detej i podrostkov [Guidance materials on the development of safe behavior skills of children and teenagers]. Yekaterinburg: GBOU SO TsPPRiK “Lado” Publ., 52 p. (In Russian)

Satir, V. (1992) Kak stroit’ sebya i svoyu sem’yu [How to build yourself and your family]. Moscow: Pedagogika-press Publ., 190 p. (In Russian)

Soldatova, G. V., Rasskazova, E. I. (2014) Psikhologicheskie modeli tsifrovoj kompetentnosti rossijskikh podrostkov i roditelej [Psychological models of digital competence in Russian adolescents and parents]. Natsional’nyj psikhologicheskij zhurnal — National Psychological Journal, no. 2 (14), pp. 27–33. DOI: 10.11621/npj.2014.0204 (In Russian)

Statmen, P. (2004) Bezopasnost’ vashego rebenka: kak vospitat’ uverennykh i ostorozhnykh detej [Your child’s safety: How to raise confident and careful children]. Yekaterinburg: U-Faktoriya Publ., 272 p. (In Russian)

Опубликован

2019-11-21

Выпуск

Раздел

Статьи