Медиапотребление детей и подростков как междисциплинарное исследовательское поле

Авторы

  • Елена Андреевна Колосова Российская государственная детская библиотека; Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0003-1183-0766

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-106-116

Ключевые слова:

медиапотребление, детское чтение, исследования, междисциплинарное поле, Интернет, книга, грамотность

Аннотация

Информационное общество диктует свои законы, предоставляет новые возможности и проникает во все сферы жизни современного ребенка и подростка. Возраст вхождения в информационное пространство Интернета у детей снизился за последние десятилетия. Все раньше дети и подростки используют разнообразные способы медиапотребления книг (электронные книги на специальных устройствах, чтение онлайн и слушание аудиокниг и подкастов).

В статье представлены материалы ряда исследований, показывающих, как медиапотребление детей и подростков изучается в разных науках. Подробно приведены данные ряда исследований, проведенных Российской государственной детской библиотекой совместно с ведущими исследовательскими компаниями по одной методике, позволившей сравнить процессы медиапотребления у детей и подростков в 2013 и в 2021 гг.

В 2021 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Российской государственной детской библиотеки реализовал всероссийский опрос на тему «Отношение российских детей и подростков к чтению». В основе данного исследования лежит методика, разработанная в 2013 г. социологами Российской государственной детской бибилотеки (РГДБ) для изучения чтения и медиапотребления двух возрастных групп: младших школьников, учащихся 1–4-х классов, и подростков, учащихся 5–9-х классов. Проведен сравнительный анализ двух исследований по следующим характеристикам: форматы чтения, чтение и Интернет, медиапотребление, в том числе в разрезе половозрастных особенностей.

В статье приведены данные исследований по теме медиапотребления, в которых представлено мнение самих детей. Эти исследования подтверждают ряд тенденций, обнаруженных в ходе сравнительного анализа. Показаны ключевые тенденции в медиапотреблении по материалам международных мониторинговых исследований в сфере образования.

Несмотря на активный переход чтения в электронную среду, дети и подростки демонстрируют бóльшую привязанность к традиционному чтению, чем к электронному. Электронное чтение по-прежнему не угрожает традиционной книге, а скорее дополняет ее и дает возможность больше узнать о новинках, обмениваться мнениями как со сверстниками, так и со специалистами по вопросам детского и подросткового чтения (учителями, библиотекарями), активно осваивающими интернет-пространство.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Результаты общероссийской оценки по модели PISA — 2022. (2022) [Б. м]: ФГБУ ФИОКО. [Электронный ресурс]. URL: https://aocoko.ru/omko/miko/miko-pisa/obshcheros-pisa-2022/Отчет_общероссийская%20оценка%20по%20модели%20PISA-2022.pdf (дата обращения 16.03.2024).

KIDS&TEENS 2023. (2023) RE:source. [Online]. Available at: https://6-sense.pro/resource/tproduct/654803422-122936236541-kidsampteens-2023 (accessed 16.03.2024).

PIRLS 2021 International results in reading. (2021) TIMSS and PIRLS. [Online]. Available at: https://pirls2021.org (accessed 16.03.2024).

ЛИТЕРАТУРА

Армадерова, Е. А., Косенко, Л. Н., Карданова, М. В. (ред.). (2014) Детское чтение в России. М.: Российская государственная детская библиотека, 115 с.

Березина, А. В., Колосова, Е. А., Малахова, Н. Г. (2022) Как вырастить читателя. Психолого-педагогические основы работы библиотекаря. М.: Библиомир, 192 с.

Бесчасная, А. А. (2015) Междисциплинарный характер социологических исследований детства. Теория и практика общественного развития, № 18, с. 16–20.

Колосова, Е. А. (2021) Детское чтение в России: сравнительное социологическое исследование 2006–2021 гг. В кн.: Изучаем чтение: форматы и практики: сборник материалов II Научно-практической лаборатории. М.: Российская государственная детская библиотека, с. 11–15.

Кон, И. С. (1982) Проблемы междисциплинарной кооперации общественных наук (на материалах социологии детства). В кн.: Т. В. Рябушкин, Г. В. Осипов (ред.). Советская социология: в 2 т. Т. 1. Социальная теория и социальная практика. М.: Наука, с. 237–249.

Майорова-Щеглова, С. Н. (2009) Противоречия и парадоксы воспитательной ситуации в России начала XXI века. Вопросы психического здоровья детей и подростков, № 1, с. 45–53.

Майорова-Щеглова, С. Н., Губанова, А. Ю., Колосова, Е. А. и др. (2017) Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия. М.: Российское общество социологов, 203 с.

Романовский, Н. В. (2016) Междисциплинарность: взаимодействие естественнонаучных и социально- гуманитарного знания. Социологические исследования, № 2, с. 155–157.

Чудинова, В., Колосова, Е. (2023) Междисциплинарный подход к изучению детского чтения: социологические, психолого-педагогические и библиотековедческие исследования. INFOLIB, № 4 (36), с. 8–16.

SOURCES

KIDS&TEENS 2023. (2023) RE:source. [Online]. Available at: https://6-sense.pro/resource/tproduct/654803422-122936236541-kidsampteens-2023 (accessed 16.03.2024). (In Russian)

PIRLS 2021 International results in reading. (2021) TIMSS and PIRLS. [Online]. Available at: https://pirls2021.org (accessed 16.03.2024). (In English)

Rezul’taty obshcherossijskoj otsenki po modeli PISA — 2022 [The results of the all–Russian assessment according to the PISA—2022 model]. (2022) [S. l.]: FGBU FIOKO Publ. [Online]. Available at: https://aocoko.ru/omko/miko/miko-pisa/obshcheros-pisa-2022/Отчет_общероссийская%20assessment%20po%20models%20PISA- 2022.pdf (accessed 16.03.2024). (In Russian)

REFERENCES

Armaderova, E. A., Kosenko, L. N., Kardanova, M. V. (eds.). (2014) Detskoe chtenie v Rossii [Children’s reading in Russia]. Moscow: Russian State Children’s Library Publ., 115 p. (In Russian)

Berezina, A. V., Kolosova, E. A., Malakhova, N. G. (2022) Kak vyrastit’ chitatelya. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy raboty bibliotekarya [How to grow a reader. Psychological and pedagogical foundations of the work of a librarian]. Moscow: Bibliomir Publ., 192 p. (In Russian)

Beschasnaya, A. A. (2015) Mezhdistsiplinarnyj kharakter sotsiologicheskikh issledovanij detstva [Interdisciplinary nature of sociological research of childhood]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya — Theory and Practice of Social Development, no. 18, pp. 16–20. (In Russian)

Chudinova, V., Kolosova, E. (2023) Mezhdistsiplinarnyj podkhod k izucheniyu detskogo chteniya: sotsiologicheskie, psikhologo-pedagogicheskie i bibliotekovedcheskie issledovaniya [Interdisciplinary approach to the study of children’s reading: Sociological, psychological, pedagogical and library studies]. INFOLIB, no. 4 (36), pp. 8–16. (In Russian)

Kolosova, E. A. (2021) Detskoe chtenie v Rossii: sravnitel’noe sotsiologicheskoe issledovanie 2006–2021 gg. [Children’s reading in Russia: Comparative sociological research 2006–2021]. In: Izuchaem chtenie: formaty i praktiki: sbornik materialov II Nauchno-prakticheskoj laboratorii [Studying reading: Formats and practices: Collection of materials of the II Scientific and practical laboratory]. Moscow: Russian State Children’s Library Publ., pp. 11–15. (In Russian)

Kon, I. S. (1982) Problemy mezhdistsiplinarnoj kooperatsii obshchestvennykh nauk (na materialakh sotsiologii detstva) [Problems of interdisciplinary cooperation of social sciences (based on materials from the sociology of childhood)]. In: T. V. Ryabushkin, G. V. Osipov (eds.). Sovetskaya sotsiologiya: v 2 t. T. 1. Sotsial’naya teoriya i sotsial’naya praktika [Soviet sociology: In 2 vols. Vol. 1. Social theory and social practice]. M.: Nauka Publ., pp. 237–249. (In Russian)

Mayorova-Shcheglova, S. N. (2009) Protivorechiya i paradoksy vospitatel’noj situatsii v Rossii nachala XXI veka [Contradictions and paradoxes of the educational situation in Russia at the beginning of the XXI century]. Voprosy psikhicheskogo zdorov’ya detej i podrostkov — Mental Health of Children and Adolescent, no. 1, pp. 45–53. (In Russian)

Mayorova-Shcheglova, S. N., Gubanova, A. Yu., Kolosova, E. A. et al. (2017) Detstvo XXI veka v sotsiogumanitarnoj perspektive: novye teorii, yavleniya i ponyatiya [Childhood of XXI century in the socio-humanistic perspective: New theories, phenomena and concepts]. Moscow: Russian Society of Sociologists Publ., 203 p. (In Russian)

Romanovsky, N. V. (2016) Mezhdistsiplinarnost’: vzaimodejstvie estestvennonauchnykh i sotsial’no-gumanitarnogo znaniya [Interdisciplinarity: The interaction of natural science and socio-humanitarian knowledge]. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, no. 2, pp. 155–157. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.08.2024

Выпуск

Раздел

Статьи