Книжный блогинг как механизм приобщения подростков и молодежи к чтению книг

Авторы

  • Ксения Алексеевна Семенюк Российский государственный гуманитарный университет
  • Елена Андреевна Колосова Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0003-1183-0766

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-127-137

Ключевые слова:

книжный блогинг, чтение книг, лидеры мнений, книжный рынок, продвижение книжной продукции, молодежь, подростки

Аннотация

В жизни современных детей и подростков блогосфера занимает значительное место, поскольку абсолютное большинство детей младшего школьного возраста и младших подростков являются зрителями различных видеоблогов. Особый интерес в исследованиях развития личности подростка представляет изучение деятельности книжных блогеров, которые занимаются продвижением литературы в Интернете. В своих постах молодые книжные онлайн-лидеры делятся литературными рекомендациями и контентом на разносторонние темы, освещаемые в книгах, а также говорят о своем читательском опыте. В рамках статьи представлены результаты ряда исследований, посвященных изучению книжного блогинга как механизма приобщения к чтению детей и молодежи. Качественное исследование «Продвижение книжной продукции книжными блогерами на YouTube» проведено в апреле 2023 г. методом контент- анализа пяти YouTube каналов: «Bookstop», «Anthony Uly», «Lera Zhuk», «Аля», «Alua reads». Качественное исследование «Продвижение литературы в социальных сетях в оценке книжных блогеров» было проведено в октябре-декабре 2022 г. методом глубинного интервью с участием 10 молодых книжных блогеров в возрасте от 17 до 32 лет. Качественное исследование лекции в рамках ярмарки «Нон-фикшн» по теме: «Развитие современного селфпаблишинга: как ЛитРес и OZON помогают писателям найти читателей в электронном, бумажном или аудиоформате» проведено в декабре 2022 г. на книжном фестивале «Нон-фикшен 2022» методом контент-анализа. Использование комплекса исследовательских методов позволило получить объемную картину по рассмотренной проблематике. Особенностями книжного блогинга является ориентация на потребности той аудитории, которая считает автора блога лидером или экспертом в какой-то сфере.

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Аля читает книги. (2024) YouTube. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/@snowrowans (дата обращения 02.04.2023).

Книжная культура — 2022. (2022) Всероссийский центр изучения общественного мнения. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/knizhnaja-kultura-2022 (дата обращения 21.12.2022).

Книжный рынок — 2022: смена приоритетов. (2022) Университетская книга. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/14010-knizhniy-rynok-2022-smena-prioritetov.html (дата обращения 21.12.2022).

Alua reads. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/results?search_query=alua+reads (accessed 03.04.2023).

Anthony Uly. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/@AnthonyUly (accessed 18.03.23).

Bookstop. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/c/BOOKSTOP-Liliya (accessed 19.03.2023).

Lera Zhuk. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/channel/UCrOMfuPFzB107XEFbeFg9sQ (accessed 02.04.2023).

ЛИТЕРАТУРА

Абросимова, Е. Е. (2018) Детский сегмент видеоблогосферы: структура, функции и влияние на социализацию. Диссертация на соискание степени кандидата социологических наук. Нижний Новгород, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 160 с.

Березина, А. В. (2021) Язык. Знание. Аналитика. К вопросу о мотивации чтения фантастики современными российскими подростками. Культура: теория и практика, № 3 (42). [Электронный ресурс]. URL: http://theoryofculture.ru/issues/120/1460/ (дата обращения 02.04.2023).

Борусяк, Л. Ф. (2020) Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодежь. В кн.: Е. А. Асонова (ред.). Инфраструктура чтения с позиции субъекта. М.: Изд-во МГПУ, с. 56–85.

Евсюкова, Т. В., Гермашева, Т. М. (2015) Основные подходы к определению понятий «Блог» и Блогосфера» в лингвистике. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, № 11-2, с. 234–239.

Осипов, В. (1998) Социологический энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М; Норма, 488 с.

Шейнов, В. П. (2008) Психология лидерства, влияния, власти. Минск: Харвест, 656 с.

Яцушкина, Л. С. (2021) Книжный блог как источник сведений о чтении и читателях. В кн.: М. М. Самохина (ред.). Социолог и психолог в библиотеке: сборник статей и материалов. Вып. 12. М.: Российская государственная библиотека для молодежи, с. 74–82.

Scoble, R., Israel, S. (2013) Age of context: Mobile, sensors, data and the future of privacy. New York: CreateSpace Publ., 248 p.

SOURCES

Alua reads. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/results?search_query=alua+reads (accessed 03.04.2023). (In Russian)

Alya chitaet knigi [Alia reads books]. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/@snowrowans (accessed 12.03.2023). (In Russian)

Anthony Uly. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/@AnthonyUly (accessed 18.03.23). (In Russian)

Bookstop. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/c/BOOKSTOP-Liliya (accessed 19.03.2023). (In Russian)

Knizhnaya kultura — 2022 [Book culture — 2022]. (2022) Vserossijskij tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya [Russian Public Opinion Research Center]. [Online]. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/knizhnaja-kultura-2022 (accessed 17.12.2022). (In Russian)

Knizhnyj rynok — 2022: smena prioritetov [Book market 2022: Changing priorities]. (2022) Universitetskaya kniga. [Online]. Available at: http://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/14010-knizhniy-rynok-2022-smena-prioritetov.html (accessed 21.12.2022). (In Russian)

Lera Zhuk. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/channel/UCrOMfuPFzB107XEFbeFg9sQ (accessed 02.04.2023). (In Russian)

REFERENCES

Abrosimova, E. E. (2018) Detskij segment videoblogosfery: struktura, funktsii i vliyanie na sotsializatsiyu [Children’s segment of the videoblogosphere: structure, functions and influence on socialization]. PhD dissertation (Sociology). Nizhny Novgorod, The National Research State University of Nizhny Novgorod named after N. I. Lobachevsky, 160 p. (In Russian)

Berezina, A. V. (2021) Yazyk. Znanie. Analitika. K voprosu o motivatsii chteniya fantastiki sovremennymi rossiyskimi podrostkami [Language. Knowledge. Analytics. On the question of motivation for reading fiction by modern Russian teenagers]. Kul’tura: teoriya i praktika, no. 3 (42). [Online]. Available at: http://theoryofculture.ru/issues/120/1460/ (accessed 02.04.2023). (In Russian)

Borusyak, L. F. (2020) Lyubimye avtory, lyubimye knigi: chto chitaet sovremennaya molodezh [Favorite authors, favorite books: What modern youth reads]. In: E. A. Asonova (ed.). Infrastruktura chteniya s pozitsii sub’ekta [The infrastructure of reading from the reader’s experience perspective]. Moscow: Moscow State Pedagogical University Publ., pp. 56–85. (In Russian)

Evsyukova, T. V. (2015) Osnovnye podkhody k opredeleniyu ponyatij “Blog” i “Blogosfera” v lingvistike [The main approaches to the definition “blog” and “blogosphere” in linguistics]. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki — Humanities, Social-Economic and Social Sciences, no. 11-2, pp. 234–239. (In Russian)

Osipov, V. (1998) Sotsiologicheskij entsiklopedicheskij slovar’ [The encyclopedic dictionary of sociology]. Moscow: INFRA-M Publ.; Norma Publ., 488 p. (In Russian)

Scoble, R., Israel, S. (2013) Age of context: Mobile, sensors, data and the future of privacy. New York: CreateSpace Publ., 248 p. (In English)

Sheinov, V. P. (2008) Psikhologiya liderstva, vliyaniya, vlasti [The psychology of leadership, influence and power]. Minsk: Harvest Publ., 656 p. (In Russian)

Yatsushkina, L. S. (2021) Knizhnyj blog kak istochnik svedenij o chtenii i chitatelyakh [Book blog as a source of information about reading and readers]. In: M. M. Samokhina (ed.). Sotsiolog i psikholog v biblioteke: sbornik statej i materialov. Vyp. 12 [Sociologist and psychologist in the library: Collection of articles and materials. Iss. 12]. Moscow: The Russian State Library for Young Adults Publ., pp. 74–82. (In Russian)

Опубликован

30.08.2024

Выпуск

Раздел

Статьи