Книжный блогинг как механизм приобщения подростков и молодежи к чтению книг
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-127-137Ключевые слова:
книжный блогинг, чтение книг, лидеры мнений, книжный рынок, продвижение книжной продукции, молодежь, подросткиАннотация
В жизни современных детей и подростков блогосфера занимает значительное место, поскольку абсолютное большинство детей младшего школьного возраста и младших подростков являются зрителями различных видеоблогов. Особый интерес в исследованиях развития личности подростка представляет изучение деятельности книжных блогеров, которые занимаются продвижением литературы в Интернете. В своих постах молодые книжные онлайн-лидеры делятся литературными рекомендациями и контентом на разносторонние темы, освещаемые в книгах, а также говорят о своем читательском опыте. В рамках статьи представлены результаты ряда исследований, посвященных изучению книжного блогинга как механизма приобщения к чтению детей и молодежи. Качественное исследование «Продвижение книжной продукции книжными блогерами на YouTube» проведено в апреле 2023 г. методом контент- анализа пяти YouTube каналов: «Bookstop», «Anthony Uly», «Lera Zhuk», «Аля», «Alua reads». Качественное исследование «Продвижение литературы в социальных сетях в оценке книжных блогеров» было проведено в октябре-декабре 2022 г. методом глубинного интервью с участием 10 молодых книжных блогеров в возрасте от 17 до 32 лет. Качественное исследование лекции в рамках ярмарки «Нон-фикшн» по теме: «Развитие современного селфпаблишинга: как ЛитРес и OZON помогают писателям найти читателей в электронном, бумажном или аудиоформате» проведено в декабре 2022 г. на книжном фестивале «Нон-фикшен 2022» методом контент-анализа. Использование комплекса исследовательских методов позволило получить объемную картину по рассмотренной проблематике. Особенностями книжного блогинга является ориентация на потребности той аудитории, которая считает автора блога лидером или экспертом в какой-то сфере.
Библиографические ссылки
ИСТОЧНИКИ
Аля читает книги. (2024) YouTube. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/@snowrowans (дата обращения 02.04.2023).
Книжная культура — 2022. (2022) Всероссийский центр изучения общественного мнения. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/knizhnaja-kultura-2022 (дата обращения 21.12.2022).
Книжный рынок — 2022: смена приоритетов. (2022) Университетская книга. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/14010-knizhniy-rynok-2022-smena-prioritetov.html (дата обращения 21.12.2022).
Alua reads. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/results?search_query=alua+reads (accessed 03.04.2023).
Anthony Uly. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/@AnthonyUly (accessed 18.03.23).
Bookstop. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/c/BOOKSTOP-Liliya (accessed 19.03.2023).
Lera Zhuk. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/channel/UCrOMfuPFzB107XEFbeFg9sQ (accessed 02.04.2023).
ЛИТЕРАТУРА
Абросимова, Е. Е. (2018) Детский сегмент видеоблогосферы: структура, функции и влияние на социализацию. Диссертация на соискание степени кандидата социологических наук. Нижний Новгород, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 160 с.
Березина, А. В. (2021) Язык. Знание. Аналитика. К вопросу о мотивации чтения фантастики современными российскими подростками. Культура: теория и практика, № 3 (42). [Электронный ресурс]. URL: http://theoryofculture.ru/issues/120/1460/ (дата обращения 02.04.2023).
Борусяк, Л. Ф. (2020) Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодежь. В кн.: Е. А. Асонова (ред.). Инфраструктура чтения с позиции субъекта. М.: Изд-во МГПУ, с. 56–85.
Евсюкова, Т. В., Гермашева, Т. М. (2015) Основные подходы к определению понятий «Блог» и Блогосфера» в лингвистике. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, № 11-2, с. 234–239.
Осипов, В. (1998) Социологический энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М; Норма, 488 с.
Шейнов, В. П. (2008) Психология лидерства, влияния, власти. Минск: Харвест, 656 с.
Яцушкина, Л. С. (2021) Книжный блог как источник сведений о чтении и читателях. В кн.: М. М. Самохина (ред.). Социолог и психолог в библиотеке: сборник статей и материалов. Вып. 12. М.: Российская государственная библиотека для молодежи, с. 74–82.
Scoble, R., Israel, S. (2013) Age of context: Mobile, sensors, data and the future of privacy. New York: CreateSpace Publ., 248 p.
SOURCES
Alua reads. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/results?search_query=alua+reads (accessed 03.04.2023). (In Russian)
Alya chitaet knigi [Alia reads books]. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/@snowrowans (accessed 12.03.2023). (In Russian)
Anthony Uly. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/@AnthonyUly (accessed 18.03.23). (In Russian)
Bookstop. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/c/BOOKSTOP-Liliya (accessed 19.03.2023). (In Russian)
Knizhnaya kultura — 2022 [Book culture — 2022]. (2022) Vserossijskij tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya [Russian Public Opinion Research Center]. [Online]. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/knizhnaja-kultura-2022 (accessed 17.12.2022). (In Russian)
Knizhnyj rynok — 2022: smena prioritetov [Book market 2022: Changing priorities]. (2022) Universitetskaya kniga. [Online]. Available at: http://www.unkniga.ru/bookrinok/knigniy-rinok/14010-knizhniy-rynok-2022-smena-prioritetov.html (accessed 21.12.2022). (In Russian)
Lera Zhuk. (2024) YouTube. [Online]. Available at: https://www.youtube.com/channel/UCrOMfuPFzB107XEFbeFg9sQ (accessed 02.04.2023). (In Russian)
REFERENCES
Abrosimova, E. E. (2018) Detskij segment videoblogosfery: struktura, funktsii i vliyanie na sotsializatsiyu [Children’s segment of the videoblogosphere: structure, functions and influence on socialization]. PhD dissertation (Sociology). Nizhny Novgorod, The National Research State University of Nizhny Novgorod named after N. I. Lobachevsky, 160 p. (In Russian)
Berezina, A. V. (2021) Yazyk. Znanie. Analitika. K voprosu o motivatsii chteniya fantastiki sovremennymi rossiyskimi podrostkami [Language. Knowledge. Analytics. On the question of motivation for reading fiction by modern Russian teenagers]. Kul’tura: teoriya i praktika, no. 3 (42). [Online]. Available at: http://theoryofculture.ru/issues/120/1460/ (accessed 02.04.2023). (In Russian)
Borusyak, L. F. (2020) Lyubimye avtory, lyubimye knigi: chto chitaet sovremennaya molodezh [Favorite authors, favorite books: What modern youth reads]. In: E. A. Asonova (ed.). Infrastruktura chteniya s pozitsii sub’ekta [The infrastructure of reading from the reader’s experience perspective]. Moscow: Moscow State Pedagogical University Publ., pp. 56–85. (In Russian)
Evsyukova, T. V. (2015) Osnovnye podkhody k opredeleniyu ponyatij “Blog” i “Blogosfera” v lingvistike [The main approaches to the definition “blog” and “blogosphere” in linguistics]. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki — Humanities, Social-Economic and Social Sciences, no. 11-2, pp. 234–239. (In Russian)
Osipov, V. (1998) Sotsiologicheskij entsiklopedicheskij slovar’ [The encyclopedic dictionary of sociology]. Moscow: INFRA-M Publ.; Norma Publ., 488 p. (In Russian)
Scoble, R., Israel, S. (2013) Age of context: Mobile, sensors, data and the future of privacy. New York: CreateSpace Publ., 248 p. (In English)
Sheinov, V. P. (2008) Psikhologiya liderstva, vliyaniya, vlasti [The psychology of leadership, influence and power]. Minsk: Harvest Publ., 656 p. (In Russian)
Yatsushkina, L. S. (2021) Knizhnyj blog kak istochnik svedenij o chtenii i chitatelyakh [Book blog as a source of information about reading and readers]. In: M. M. Samokhina (ed.). Sotsiolog i psikholog v biblioteke: sbornik statej i materialov. Vyp. 12 [Sociologist and psychologist in the library: Collection of articles and materials. Iss. 12]. Moscow: The Russian State Library for Young Adults Publ., pp. 74–82. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Ксения Алексеевна Семенюк, Елена Андреевна Колосова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.