Особенности окулографических показателей детей 6–7 лет с ОВЗ при выполнении задания на исключение лишнего
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-1-4-13Ключевые слова:
дети дошкольного возраста, задержка психического развития, тяжелое недоразвитие речи, айтрекинг, мышление, зрительное восприятие изображенияАннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей зрительного восприятия детей 6–7 лет при выделении лишнего объекта по методике Л. М. Шипициной «Четвертый лишний» с параллельной регистрацией окулографических показателей с помощью айтрекера Gazepoint GP3 HD (150 Гц, Канада). Объем выборки составили 86 воспитанников дошкольных образовательных учреждений Санкт- Петербурга в возрасте 6–7 лет (средний возраст — 6,5 лет): 51 человек вошли в группу нормотипичных детей (далее — группа 1), 20 человек составили группу детей с тяжелым недоразвитием речи (далее — группа 2) и 15 человек вошли в группу детей с задержкой психического развития (далее — группа 3). Стимульный материал представлял собой пять картинок с четырьмя объектами из методики «Четвертый лишний». Картинки были размещены на экране компьютера, последовательно предъявлялись ребенку. В ходе исследования были обнаружены статистически значимые различия в количестве фиксаций на фоне в группах нормотипичных детей и детей с задержкой психического развития 6–7 лет. В группе детей с задержкой психического развития обнаружено большее количество фиксаций на фоне, чем в группе нормотипичных детей. Также в этих же группах значимые различия обнаружены в длительности фиксаций на объектах. Длительность фиксаций на объекте в группе нормотипичных детей дольше, чем в группе детей с задержкой психического развития. Результаты, полученные в ходе исследования, будут полезны специалистам, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Архипова, Е. Ф. (2016) Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования. Современное дошкольное образование, т. 66, № 4, с. 58–62.
Бабкина, Н. В. (2021) Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 202, с. 36–44. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-36-44
Багнетова, Е. М. (2021) Применение для детей с задержкой психического развития здоровьесберегающих технологий в процессе развития мыслительных операций. В кн.: Инновационные идеи молодых исследователей. Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. Уфа: Вестник науки, с. 160–164.
Безруких, М. М., Теребова, Н. Н. (2009) Особенности развития зрительного восприятия у детей 5–7 лет. Физиология человека, т. 35, № 6, с. 37–42.
Зиновьева, В. Н., Демидова, А. П., Нестерова, Н. К. (2021) Особенности психологического развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Проблемы современного педагогического образования, № 72-1, с. 113–116.
Коновалова, А. Ю., Варзина, Е. П. (2021) Особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР. В кн.: Педагогика как призвание. Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. Петрозаводск: Новая Наука, с. 113–124.
Коротовских, Т. В., Григорьева, Е. М., Купцова, Ю. Н. (2019) Экспериментальное изучение особенностей развития мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития. Мир науки. Педагогика и психология, т. 7, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN319.pdf (дата обращения 17.05.2023).
Макашова, А. В., Мудрук, А. А., Смирнова, Я. К. (2020) Айтрекер исследование дефицита совместного внимания. Труды молодых ученых Алтайского государственного университета, № 17, с. 174–177.
Мастюкова, Е. М. (1992) Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 95 c.
Никишина, В. Б., Природова, О. Ф., Петраш, Е. А., Севрюкова, И. А. (2021) Глазодвигательные реакции при восприятии изображений младшими школьниками с легкой степенью умственной отсталости. Вестник Российского государственного медицинского университета, № 1, с. 54–63. https://doi.org/10.24075/vrgmu.2021.008
Огнев, А. С., Николаева, Л. П., Лихачева, Э. В. (2020) Айтрекеры в окулометрической психодиагностике. М.: Спутник+, 134 с. https://www.doi.org/10.25633/5490-9
Самойлюк, Л. А. (2019) Трудности адаптации к школе первоклассников с тяжелыми нарушениями речи. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, т. 8, № 1А, с. 313–319.
Смирнова, Я. К. (2023) Айтрекинг-исследование трудностей обучения детей с нарушением слуха. Психолого- педагогические исследования, т. 15, № 2, с. 131–154. https://www.doi.org/10.17759/psyedu.2023150208
Сутормина, Н. В., Николаева, Е. И., Королева, И. В. (2023) Сравнительный анализ данных окулографии при чтении текста с помощью смартфона и ноутбука. Мир науки. Педагогика и психология, т. 11, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN323.pdf (дата обращения 10.01.2024).
Тишина, Л. А., Романова, С. В. (2023) Развитие зрительного восприятия как предпосылка к успешному овладению письменной речью. В кн.: С. Г. Лещенко (ред.). Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары: Среда, с. 259–260.
Фарбер, Д. А., Бетелева, Т. Г. (2005) Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе. Физиология человека, т. 31, № 5, с. 26–36.
Хомская, Е. Д. (2005) Нейропсихология. 4-е изд. СПб.: Питер, 496 с.
Шешина, А. В. (2020) Специальные условия обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательной школе. Вестник науки и образования, № 3-1 (81), с. 64–67.
Mathôt, S., Vilotijević, A. (2023) Methods in cognitive pupillometry: Design, preprocessing, and statistical analysis. Behavior Research Methods, vol. 55, no. 6, pp. 3055–3077. https://doi.org/10.3758/s13428-022-01957-7
Thibaut, J.-P., French, R. M. (2016) Analogical reasoning, control and executive functions: A developmental investigation with eye-tracking. Cognitive Development, vol. 38, pp. 10–26. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2015.12.002
REFERENCES
Arkhipova, E. F. (2016) Deti s tyazhelymi narusheniyami rechi v DOO. Rekomendatsii k soderzhaniyu adaptirovannykh obrazovatel’nykh programm doshkol’nogo obrazovaniya [Children with severe speech disorders in preschool centers. Recommendations for the content of preschool educational programs]. Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie — Preschool Education Today, vol. 66, no. 4, pp. 58–62. (In Russian)
Babkina, N. V. (2021) Sovremennye tendentsii v obrazovanii i psikhologo-pedagogicheskom soprovozhdenii detej s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya [Current trends in special education: Psychological and pedagogical support for students with learning disabilities]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 202, pp. 36–44. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-36-44 (In Russian)
Bagnetova, E. M. (2021) Primenenie dlya detej s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya zdorov’esberegayushchikh tekhnologij v protsesse razvitiya myslitel’nykh operatsij [Application of health-saving technologies for children with mental retardation in the development of mental operations]. In: Innovatsionnye idei molodykh issledovatelej. Sbornik nauchnykh statej po materialam VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Innovative ideas of young researchers. Collection of scientific articles of the VI International scientific and practical conference]. Ufa: Vestnik nauki Publ., pp. 160–164. (In Russian)
Bezrukikh, M. M., Terebova, N. N. (2009) Osobennosti razvitiya zritel’nogo vospriyatiya u detej 5–7 let [Characteristics of the development of visual perception in five- to seven-year-old children]. Fiziologiya cheloveka, vol. 35, no. 6, pp. 37–42. (In Russian)
Farber, D. A., Beteleva, T. G. (2005) Formirovanie sistemy zritel’nogo vospriyatiya v ontogeneze [Formation of the system of visual perception in ontogeny]. Fiziologiya cheloveka, vol. 31, no. 5, pp. 26–36. (In Russian)
Khomskaya, E. D. (2005) Nejropsikhologiya [Neuropsychology]. 4th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 496 p. (In Russian)
Konovalova, A. Yu., Varzina, E. P. (2021) Osobennosti zritel’nogo vospriyatiya doshkol’nikov s ZPR [Features of visual perception of preschoolers with ZPR]. In: Pedagogika kak prizvanie. Sbornik statej Mezhdunarodnogo professional’no-issledovatel’skogo konkursa [Pedagogy as a vocation. Collection of articles of the International Professional Research Competition]. Petrozavodsk: Novaya Nauka Publ., pp. 113–124. (In Russian)
Korotovskih, T. V, Grigorieva, E. M, Kuptsova, Yu. N. (2019) Eksperimental’noe izuchenie osobennostej razvitiya myslitel’nykh operatsij u doshkol’nikov s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya [Experimental study of features of development of mental operations in preschool children with delay of mental development]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 7, no. 3. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN319.pdf (accessed 17.05.2023). (In Russian)
Makashova, A. V., Mudruk, A. A., Smirnova, Ya. K. (2020) Ajtreker issledovanie defitsita sovmestnogo vnimaniya [Eye-tracker study of joint attention deficit]. Trudy molodykh uchenykh Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 17, pp. 174–177. (In Russian)
Mastyukova, E. M. (1992) Rebenok s otkloneniyami v razvitii: rannyaya diagnostika i korrektsiya [Child with developmental disabilities: Early diagnosis and correction]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 95 p. (In Russian)
Mathôt, S., Vilotijević, A. (2023) Methods in cognitive pupillometry: Design, preprocessing, and statistical analysis. Behavior Research Methods, vol. 55, no. 6, pp. 3055–3077. https://doi.org/10.3758/s13428-022-01957-7 (In English)
Nikishina, V. B., Prirodova, O. F., Petrash, E. A., Sevryukova, I. A. (2021) Glazodvigatel’nye reaktsii pri vospriyatii izobrazhenij mladshimi shkol’nikami s legkoj stepen’yu umstvennoj otstalosti [Oculomotor response to images in primary school children with mild intellectual disability]. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta — Bulletin of Russian State Medical University, no. 1, pp. 54–63. https://doi.org/10.24075/vrgmu.2021.008 (In Russian)
Ognev, A. S., Nikolaeva, L. P., Likhacheva, E. V. (2020) Ajtrekery v okulometricheskoj psikhodiagnostike [Eye-trackers in oculometric psychodiagnostics]. Moscow: Sputnik+ Publ., 134 p. https://www.doi.org/10.25633/5490-9 (In Russian)
Samoilyuk, L. A. (2019) Trudnosti adaptatsii k shkole pervoklassnikov s tyazhelymi narusheniyami rechi [Difficulties of adaptation to the school of first-graders with severe speech disorders] Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya — Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches, vol. 8, no. 1A, pp. 313–319. (In Russian)
Sheshina, A. V. (2020) Spetsial’nye usloviya obucheniya detej s tyazhelymi narusheniyami rechi v obshcheobrazovatel’noj shkole [Special conditions for teaching children with severe speech disorders in secondaryschools]. Vestnik nauki i obrazovaniya, no. 3-1 (81), pp. 64–67. (In Russian)
Smirnova, Ya. K. (2023) Ajtreking-issledovanie trudnostej obucheniya detej s narusheniem slukha [Eye tracking research on learning difficulties for children with hearing impairment]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya — Psychological-Educational Studies, vol. 15, no. 2, pp. 131–154. https://www.doi.org/10.17759/psyedu.2023150208 (In Russian)
Sutormina, N. V., Nikolaeva, E. I., Koroleva, I. V. (2023) Sravnitel’nyj analiz dannykh okulografii pri chtenii teksta s pomoshch’yu smartfona i noutbuka [Comparative analysis of oculography data when reading text using a smartphone and laptop]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 11, no. 3. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN323.pdf (accessed 10.01.2024). (In Russian)
Thibaut, J.-P., French, R. M. (2016) Analogical reasoning, control and executive functions: A developmental investigation with eye-tracking. Cognitive Development, vol. 38, pp. 10–26. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2015.12.002 (In English)
Tishina, L. A., Romanova, S. V. (2023) Razvitie zritel’nogo vospriyatiya kak predposylka k uspeshnomu ovladeniyu pis’mennoj rech’yu [The development of visual perception as a prerequisite for successful mastery of written speech]. In: S. G. Leshchenko (ed.). Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obshchego, spetsial’nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya detej i vzroslykh. Sbornik materialov III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Psychological and pedagogical support for the general, special and inclusive education of children and adults. Collection of materials of the III All-Russian scientific and practical conference with international participation]. Cheboksary: Sreda Publ., pp. 259–260. (In Russian)
Zinovieva, V. N., Demidova, A. P., Nesterova, N. K. (2021) Osobennosti psikhologicheskogo razvitiya rebenka s tyazhelymi narusheniyami rechi [Features of psychological development of a child with severe speech disorders]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 72–1, pp. 113–116. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Полина Адимановна Васильева, Светлана Николаевна Никифорова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.