Особенности окулографических показателей детей 6–7 лет с ОВЗ при выполнении задания на исключение лишнего

Авторы

  • Полина Адимановна Васильева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0003-4742-2035
  • Светлана Николаевна Никифорова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-3412-6635

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-1-4-13

Ключевые слова:

дети дошкольного возраста, задержка психического развития, тяжелое недоразвитие речи, айтрекинг, мышление, зрительное восприятие изображения

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей зрительного восприятия детей 6–7 лет при выделении лишнего объекта по методике Л. М. Шипициной «Четвертый лишний» с параллельной регистрацией окулографических показателей с помощью айтрекера Gazepoint GP3 HD (150 Гц, Канада). Объем выборки составили 86 воспитанников дошкольных образовательных учреждений Санкт- Петербурга в возрасте 6–7 лет (средний возраст — 6,5 лет): 51 человек вошли в группу нормотипичных детей (далее — группа 1), 20 человек составили группу детей с тяжелым недоразвитием речи (далее — группа 2) и 15 человек вошли в группу детей с задержкой психического развития (далее — группа 3). Стимульный материал представлял собой пять картинок с четырьмя объектами из методики «Четвертый лишний». Картинки были размещены на экране компьютера, последовательно предъявлялись ребенку. В ходе исследования были обнаружены статистически значимые различия в количестве фиксаций на фоне в группах нормотипичных детей и детей с задержкой психического развития 6–7 лет. В группе детей с задержкой психического развития обнаружено большее количество фиксаций на фоне, чем в группе нормотипичных детей. Также в этих же группах значимые различия обнаружены в длительности фиксаций на объектах. Длительность фиксаций на объекте в группе нормотипичных детей дольше, чем в группе детей с задержкой психического развития. Результаты, полученные в ходе исследования, будут полезны специалистам, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Архипова, Е. Ф. (2016) Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования. Современное дошкольное образование, т. 66, № 4, с. 58–62.

Бабкина, Н. В. (2021) Современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 202, с. 36–44. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-36-44

Багнетова, Е. М. (2021) Применение для детей с задержкой психического развития здоровьесберегающих технологий в процессе развития мыслительных операций. В кн.: Инновационные идеи молодых исследователей. Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. Уфа: Вестник науки, с. 160–164.

Безруких, М. М., Теребова, Н. Н. (2009) Особенности развития зрительного восприятия у детей 5–7 лет. Физиология человека, т. 35, № 6, с. 37–42.

Зиновьева, В. Н., Демидова, А. П., Нестерова, Н. К. (2021) Особенности психологического развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Проблемы современного педагогического образования, № 72-1, с. 113–116.

Коновалова, А. Ю., Варзина, Е. П. (2021) Особенности зрительного восприятия дошкольников с ЗПР. В кн.: Педагогика как призвание. Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. Петрозаводск: Новая Наука, с. 113–124.

Коротовских, Т. В., Григорьева, Е. М., Купцова, Ю. Н. (2019) Экспериментальное изучение особенностей развития мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития. Мир науки. Педагогика и психология, т. 7, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN319.pdf (дата обращения 17.05.2023).

Макашова, А. В., Мудрук, А. А., Смирнова, Я. К. (2020) Айтрекер исследование дефицита совместного внимания. Труды молодых ученых Алтайского государственного университета, № 17, с. 174–177.

Мастюкова, Е. М. (1992) Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 95 c.

Никишина, В. Б., Природова, О. Ф., Петраш, Е. А., Севрюкова, И. А. (2021) Глазодвигательные реакции при восприятии изображений младшими школьниками с легкой степенью умственной отсталости. Вестник Российского государственного медицинского университета, № 1, с. 54–63. https://doi.org/10.24075/vrgmu.2021.008

Огнев, А. С., Николаева, Л. П., Лихачева, Э. В. (2020) Айтрекеры в окулометрической психодиагностике. М.: Спутник+, 134 с. https://www.doi.org/10.25633/5490-9

Самойлюк, Л. А. (2019) Трудности адаптации к школе первоклассников с тяжелыми нарушениями речи. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, т. 8, № 1А, с. 313–319.

Смирнова, Я. К. (2023) Айтрекинг-исследование трудностей обучения детей с нарушением слуха. Психолого- педагогические исследования, т. 15, № 2, с. 131–154. https://www.doi.org/10.17759/psyedu.2023150208

Сутормина, Н. В., Николаева, Е. И., Королева, И. В. (2023) Сравнительный анализ данных окулографии при чтении текста с помощью смартфона и ноутбука. Мир науки. Педагогика и психология, т. 11, № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN323.pdf (дата обращения 10.01.2024).

Тишина, Л. А., Романова, С. В. (2023) Развитие зрительного восприятия как предпосылка к успешному овладению письменной речью. В кн.: С. Г. Лещенко (ред.). Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары: Среда, с. 259–260.

Фарбер, Д. А., Бетелева, Т. Г. (2005) Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе. Физиология человека, т. 31, № 5, с. 26–36.

Хомская, Е. Д. (2005) Нейропсихология. 4-е изд. СПб.: Питер, 496 с.

Шешина, А. В. (2020) Специальные условия обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательной школе. Вестник науки и образования, № 3-1 (81), с. 64–67.

Mathôt, S., Vilotijević, A. (2023) Methods in cognitive pupillometry: Design, preprocessing, and statistical analysis. Behavior Research Methods, vol. 55, no. 6, pp. 3055–3077. https://doi.org/10.3758/s13428-022-01957-7

Thibaut, J.-P., French, R. M. (2016) Analogical reasoning, control and executive functions: A developmental investigation with eye-tracking. Cognitive Development, vol. 38, pp. 10–26. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2015.12.002

REFERENCES

Arkhipova, E. F. (2016) Deti s tyazhelymi narusheniyami rechi v DOO. Rekomendatsii k soderzhaniyu adaptirovannykh obrazovatel’nykh programm doshkol’nogo obrazovaniya [Children with severe speech disorders in preschool centers. Recommendations for the content of preschool educational programs]. Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie — Preschool Education Today, vol. 66, no. 4, pp. 58–62. (In Russian)

Babkina, N. V. (2021) Sovremennye tendentsii v obrazovanii i psikhologo-pedagogicheskom soprovozhdenii detej s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya [Current trends in special education: Psychological and pedagogical support for students with learning disabilities]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 202, pp. 36–44. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-36-44 (In Russian)

Bagnetova, E. M. (2021) Primenenie dlya detej s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya zdorov’esberegayushchikh tekhnologij v protsesse razvitiya myslitel’nykh operatsij [Application of health-saving technologies for children with mental retardation in the development of mental operations]. In: Innovatsionnye idei molodykh issledovatelej. Sbornik nauchnykh statej po materialam VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Innovative ideas of young researchers. Collection of scientific articles of the VI International scientific and practical conference]. Ufa: Vestnik nauki Publ., pp. 160–164. (In Russian)

Bezrukikh, M. M., Terebova, N. N. (2009) Osobennosti razvitiya zritel’nogo vospriyatiya u detej 5–7 let [Characteristics of the development of visual perception in five- to seven-year-old children]. Fiziologiya cheloveka, vol. 35, no. 6, pp. 37–42. (In Russian)

Farber, D. A., Beteleva, T. G. (2005) Formirovanie sistemy zritel’nogo vospriyatiya v ontogeneze [Formation of the system of visual perception in ontogeny]. Fiziologiya cheloveka, vol. 31, no. 5, pp. 26–36. (In Russian)

Khomskaya, E. D. (2005) Nejropsikhologiya [Neuropsychology]. 4th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 496 p. (In Russian)

Konovalova, A. Yu., Varzina, E. P. (2021) Osobennosti zritel’nogo vospriyatiya doshkol’nikov s ZPR [Features of visual perception of preschoolers with ZPR]. In: Pedagogika kak prizvanie. Sbornik statej Mezhdunarodnogo professional’no-issledovatel’skogo konkursa [Pedagogy as a vocation. Collection of articles of the International Professional Research Competition]. Petrozavodsk: Novaya Nauka Publ., pp. 113–124. (In Russian)

Korotovskih, T. V, Grigorieva, E. M, Kuptsova, Yu. N. (2019) Eksperimental’noe izuchenie osobennostej razvitiya myslitel’nykh operatsij u doshkol’nikov s zaderzhkoj psikhicheskogo razvitiya [Experimental study of features of development of mental operations in preschool children with delay of mental development]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 7, no. 3. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN319.pdf (accessed 17.05.2023). (In Russian)

Makashova, A. V., Mudruk, A. A., Smirnova, Ya. K. (2020) Ajtreker issledovanie defitsita sovmestnogo vnimaniya [Eye-tracker study of joint attention deficit]. Trudy molodykh uchenykh Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 17, pp. 174–177. (In Russian)

Mastyukova, E. M. (1992) Rebenok s otkloneniyami v razvitii: rannyaya diagnostika i korrektsiya [Child with developmental disabilities: Early diagnosis and correction]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 95 p. (In Russian)

Mathôt, S., Vilotijević, A. (2023) Methods in cognitive pupillometry: Design, preprocessing, and statistical analysis. Behavior Research Methods, vol. 55, no. 6, pp. 3055–3077. https://doi.org/10.3758/s13428-022-01957-7 (In English)

Nikishina, V. B., Prirodova, O. F., Petrash, E. A., Sevryukova, I. A. (2021) Glazodvigatel’nye reaktsii pri vospriyatii izobrazhenij mladshimi shkol’nikami s legkoj stepen’yu umstvennoj otstalosti [Oculomotor response to images in primary school children with mild intellectual disability]. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta — Bulletin of Russian State Medical University, no. 1, pp. 54–63. https://doi.org/10.24075/vrgmu.2021.008 (In Russian)

Ognev, A. S., Nikolaeva, L. P., Likhacheva, E. V. (2020) Ajtrekery v okulometricheskoj psikhodiagnostike [Eye-trackers in oculometric psychodiagnostics]. Moscow: Sputnik+ Publ., 134 p. https://www.doi.org/10.25633/5490-9 (In Russian)

Samoilyuk, L. A. (2019) Trudnosti adaptatsii k shkole pervoklassnikov s tyazhelymi narusheniyami rechi [Difficulties of adaptation to the school of first-graders with severe speech disorders] Psikhologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya — Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches, vol. 8, no. 1A, pp. 313–319. (In Russian)

Sheshina, A. V. (2020) Spetsial’nye usloviya obucheniya detej s tyazhelymi narusheniyami rechi v obshcheobrazovatel’noj shkole [Special conditions for teaching children with severe speech disorders in secondaryschools]. Vestnik nauki i obrazovaniya, no. 3-1 (81), pp. 64–67. (In Russian)

Smirnova, Ya. K. (2023) Ajtreking-issledovanie trudnostej obucheniya detej s narusheniem slukha [Eye tracking research on learning difficulties for children with hearing impairment]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya — Psychological-Educational Studies, vol. 15, no. 2, pp. 131–154. https://www.doi.org/10.17759/psyedu.2023150208 (In Russian)

Sutormina, N. V., Nikolaeva, E. I., Koroleva, I. V. (2023) Sravnitel’nyj analiz dannykh okulografii pri chtenii teksta s pomoshch’yu smartfona i noutbuka [Comparative analysis of oculography data when reading text using a smartphone and laptop]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 11, no. 3. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN323.pdf (accessed 10.01.2024). (In Russian)

Thibaut, J.-P., French, R. M. (2016) Analogical reasoning, control and executive functions: A developmental investigation with eye-tracking. Cognitive Development, vol. 38, pp. 10–26. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2015.12.002 (In English)

Tishina, L. A., Romanova, S. V. (2023) Razvitie zritel’nogo vospriyatiya kak predposylka k uspeshnomu ovladeniyu pis’mennoj rech’yu [The development of visual perception as a prerequisite for successful mastery of written speech]. In: S. G. Leshchenko (ed.). Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obshchego, spetsial’nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya detej i vzroslykh. Sbornik materialov III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Psychological and pedagogical support for the general, special and inclusive education of children and adults. Collection of materials of the III All-Russian scientific and practical conference with international participation]. Cheboksary: Sreda Publ., pp. 259–260. (In Russian)

Zinovieva, V. N., Demidova, A. P., Nesterova, N. K. (2021) Osobennosti psikhologicheskogo razvitiya rebenka s tyazhelymi narusheniyami rechi [Features of psychological development of a child with severe speech disorders]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya — Problems of Modern Pedagogical Education, no. 72–1, pp. 113–116. (In Russian)

Опубликован

30.04.2024

Выпуск

Раздел

Статьи