Особенности развития социально-коммуникативной сферы детей с расстройством аутистического спектра

Авторы

  • Мария Владимировна Гермогентова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Светлана Николаевна Никифорова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-3412-6635

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2022-4-4-320-332

Ключевые слова:

расстройства аутистического спектра, дети, социальные навыки, коммуникативные навыки, модель психического

Аннотация

Нарушение развития коммуникативных навыков выражается в затруднении инициировать общение и поддерживать его, неспособности развивать отношения со сверстниками, обмениваться с ними эмоциями, участвовать в общей деятельности. Нарушение развития коммуникативных навыков является одной из важнейших характеристик детей с расстройствами аутистического спектра. Более того, дети с расстройствами аутистического спектра отличаются неспособностью использовать речь для общения.

Цель исследования — изучение социально-коммуникативных навыков обучающихся с расстройствами аутистического спектра. При выборе методик мы ориентировались на речевые возможности ребенка. Для диагностики были использованы следующие методики: «Диагностика развития общения со сверстниками» И. А. Орловой, В. М. Холмогоровой; методика «Секрет» Т. А. Репиной; «Тест Салли — Энн» (false belief task) и методика «Казалось — оказалось» (appearance-reality task). Для проведения формирующего эксперимента учащиеся были разделены случайным образом на две группы по 30 человек в каждой. Группа 1 — экспериментальная, группа 2 — контрольная.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что у детей с РАС наблюдаются проблемы с развитием социально-коммуникативной сферы, а именно: снижение или отсутствие интереса к сверстникам, трудности в инициировании общения, затруднение в использовании вербальных средств коммуникации. Однако, несмотря на низкий уровень развития коммуникативных навыков, учащиеся хорошо знают социальные нормы и установки. Также нужно отметить, что у детей, имеющих расстройства аутистического спектра не сформирована модель психического, т. е. они не способны понять ложность убеждений, в том числе и собственных.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Александровская, Э. М., Куренкова, Н. В. (2012) Развитие психических функций ребенка в процессе игры. Аутизм и нарушения развития, т. 10, № 3 (38), с. 43–58.

Аппе, Ф. (2016) Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф, 217 с.

Артемова, Е. Э., Камышева, С. Н. (2016) К вопросу изучения проблем общения у детей с расстройствами аутистического спектра. В кн.: А. В. Хаустова (ред.). Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14–16 декабря 2016 г., Москва. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, с. 16–22.

Баенская, Е. Р. (2001) Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст. Альманах Института коррекционной педагогики, № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://pedlib.ru/Books/6/0129/6_0129-1.shtml?ysclid=lam1e64hei761765176 (дата обращения 22.10.2022).

Власова, Л. И. (2014) Коммуникативные игры на занятиях по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития, т. 12, № 4 (45), с. 42–46.

Воскресенская, С. А, Козловская, Г. В., Симашкова, Н. В. и др. (2016) Нарушения игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра. Психиатрия и психофармакотерапия, т. 18, № 5, с. 42–47.

Гаврилушкина, О. П., Малова, А. А., Панкратова, М. В. (2012) Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении. Современная зарубежная психология, т. 1, № 2, с. 5–16.

Гилберт, К. (2003) Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие. М.: ВЛАДОС, 144 с.

Гращенкова, Н. С., Либлинг, М. М. (2021) Развитие способности к общению у дошкольников с расстройствами аутистического спектра в групповых коммуникативных играх «лицом к лицу». Клиническая и специальная психология, т. 10, № 1, с. 15–35. https://doi.org/10.17759/cpse.2021100102

Дячкина, Е. С., Холодная, А. Д., Моисеева, Е. В. (2016) Формирование коммуникативных способностей детей с расстройствами аутистического спектра методами психолого-педагогической коррекции. Научно-методический электронный журнал «Концепт», т. 10, с. 1–5. [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2016/56808.htm (дата обращения 24.10.2022).

Иванов, Е. С., Демьянчук, Л. Н., Демьянчук, Р. В. (2004) Детский аутизм: диагностика и коррекция. СПб.: Дидактика Плюс, 80 с.

Лайшева, О. А., Житловский, В. Е., Корочкин, А. В., Лобачева, М. В. (2017) Ранний детский аутизм. Пути реабилитации: Учебно-методическое пособие для студентов. М.: Спорт, 108 с.

Лисина, М. И. (2009) Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 320 с.

Мамохина, У. А. (2017) Особенности речи при расстройствах аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития, т. 15, № 3, с. 24–33. https://doi.org/10.17759/autdd.2017150304

Международная классификация болезней 11 пересмотра. (2022) [Электронный ресурс]. URL: https://icd11.ru/ (дата обращения 18.10.2022).

Мунирова, Л. Р. (1992) Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., Московский педагогический государственный университет, 17 с.

Мухарямова, Л. М., Савельева, Ж. В., Яхин, К. К. и др. (2020) Диагностика аутизма: взаимодействие врачей и родителей в интересах ребенка. Психиатрия психотерапия и клиническая психология, т. 11, № 3, с. 644–653. https://doi.org/10.34883/PI.2020.11.3.020

Нейсон, Б. (2016) О ключевых проблемах аутизма. Сенсорные аспекты аутизма. Аутизм и нарушения развития, т. 14, № 3 (52), с. 42–48. https://doi.org/10.17759/autdd.2016140304

Нейсон, Б. (2017) О ключевых проблемах аутизма. Эмоциональность на спектре. Аутизм и нарушения развития, т. 15, № 3 (56), с. 58–68. https://doi.org/10.17759/autdd.2017150308

Никифорова, С. Н. (2005) Психофизиологическое дифференциально-диагностическое исследование детей 6–8 лет с проблемами интеллектуального развития. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 156 с.

Никольская, О. С., Баенская, Е. Р., Либлинг, М. М. (2016) Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 288 с.

Пашковский, В. Э. (2021) 10 лекций об аутизме. М.: МЕДпресс-информ, 136 с.

Репина, Т. А. (1988) Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 230 с.

Роджерс, С. Дж., Доусон, Дж., Висмара, Л. А. (2016) Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 416 с.

Семаго, Н. Я., Соломахина, Е. А. (2017) Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС. Аутизм и нарушения развития, т. 15, № 1 (54), с. 4–14. https://doi.org/10.17759/autdd.2017150101

Сергиенко, Е. А., Уланова, А. Ю., Лебедева, Е. И. (2020) Модель психического: структура и динамика. М.: Институт психологии РАН, 503 с.

Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. (2005) Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 158 с.

Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. (2013) Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. Дошкольное воспитание, № 8, с. 73–77.

Хаустов, А. В. (2012) Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития, т. 10, № 1, с. 1–16.

Хаустов, А. В. (2016) Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития, т. 14, № 2 (51), с. 3–12. https://doi.org/10.17759/autdd.2016140201

REFERENCES

Aleksandrovskaya, E. M., Kurenkova, N. V. (2012) Razvitie psikhicheskikh funktsij rebenka v protsesse igry [The development of the child’s mental functions during the game]. Autizm i narusheniya razvitiya — Autism and Developmental Disorders, vol. 10, no. 3 (38), pp. 43–58. (In Russian)

Artemova, E. E., Kamysheva, S. N. (2016) K voprosu izucheniya problem obshcheniya u detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [On the issue of studying communication problems in children with autism spectrum disorders]. In.: A. V. Khaustova (ed.). Kompleksnoe soprovozhdenie detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra. Sbornik materialov I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 14–16 dekabrya 2016 g., Moskva [Comprehensive support for children with autism spectrum disorders. Collection of materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference December 14–16, 2016, Moscow]. Moscow: Moscow State University of Psychology and Education Publ., pp. 16–22. (In Russian)

Baenskaya, E. R. (2001) Pomoshch’ v vospitanii detej s osobym emotsional’nym razvitiem. Mladshij doshkol’nyj vozrast [Help in raising children with special emotional development]. Al’mankah Instituta korrektsionnoj pedagogiki — Almanac Institute of Special Education, no. 4. [Online]. Available at: https://pedlib.ru/Books/6/0129/6_0129-1.shtml?ysclid=lam1e64hei761765176 (accessed 22.10.2022). (In Russian)

Gavrilushkina, O. P., Malova, A. A., Pankratova, M. V. (2012) Problemy sotsial’noj i kommunikativnoj kompetentnosti doshkol’nikov i mladshikh shkol’nikov s trudnostyami v obshchenii [Problems of social and communicative competence in preschoolers and junior schoolchildren with difficulties in social interaction]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya — Modern Foreign Psychology, vol. 1, no. 2, pp. 5–16. (In Russian)

Gilbert, K. (2003) Autizm: meditsinskoe i pedagogicheskoe vozdejstvie [Autism. Medical and pedagogical influence]. Moscow: VLADOS Publ., 144 p. (In Russian)

Grashchenkova, N. S., Libling, M. M. (2021) Razvitie sposobnosti k obshcheniyu u doshkol’nikov s rasstrojstvami autisticheskogo spektra v gruppovykh kommunikativnykh igrakh “litsom k litsu” [Developing a capacity for communication in preschoolers with autistic spectrum disorders in a face-to-face group communicative play]. Klinicheskaya i spetsial’naya psikhologiya — Clinical Psychology and Special Education, vol. 10, no. 1, pp. 15–35. https://doi.org/10.17759/cpse.2021100102 (In Russian)

Dyachkina, E. S., Holodnaya, A. D., Moiseeva, E. V. (2016). Formirovanie kommunikativnykh sposobnostej detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra metodami psikhologo-pedagogicheskoj korrektsii [Formation of communicative abilities of children with autism spectrum disorders by methods of psychological and pedagogical correction]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal “Kontsept” — Scientific and Methodological Electronic Journal “Koncept”, vol. 10, pp. 1–5. [Online]. Available at: https://e-koncept.ru/2016/56808.htm (accessed 24.10.2022). (In Russian)

Happé, F. (2016) Vvedenie v psikhologicheskuyu teoriyu autizma [Autizm: An introduction to psychological theory]. Moscow: Terevinf Publ., 217 p. (In Russian)

Ivanov, E. S., Dem’yanchuk, L. N., Dem’yanchuk, R. V. (2004) Detskij autizm: diagnostika i korrektsiya [Childhood autism: Diagnosis and correction]. Saint Petersburg: Didaktika Plyus Publ., 80 p.

Khaustov, A. V. (2012) Organizatsiya korrektsionnoj raboty po formirovaniyu navykov sotsial’noj igry u detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [Organization of corrective work on the formation of social game skills in children with autism spectrum disorders]. Autizm i narusheniya razvitiya — Autism and Developmental Disorders, vol. 10, no. 1, pp. 1–16. (In Russian)

Khaustov, A. V. (2016) Osobye obrazovatel’nye potrebnosti obuchayushchikhsya s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [Special educational needs of students with autism spectrum disorders]. Autizm i narusheniya razvitiya — Autism and Developmental Disorders, no. 2 (51), pp. 3–12. https://doi.org/10.17759/autdd.2016140201 (In Russian)

Lajsheva, O. A., Zhitlovskij, V. E., Korochkin, A. V., Lobacheva, M. V. (2017) Rannij detskij autizm. Puti reabilitatsii: Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov [Early childhood autism. Ways of rehabilitation: Educational and methodical manual for students]. Moscow: Sport Publ., 108 p. (In Russian)

Lisina, M. I. (2009) Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii [Formation of the personality of the child in communication]. Saint Petersburg: Piter Publ., 320 p. (In Russian)

Mamokhina, U. A. (2017) Osobennosti rechi pri rasstrojstvakh autisticheskogo spektra [Speech features in autism spectrum disorders]. Autizm i narusheniya razvitiya — Autism and Developmental Disorders, vol. 15, no. 3, pp. 24–33. https://doi.org/10.17759/autdd.2017150304 (In Russian)

Mezhdunarodnaya klassifikatsiya boleznej 11 peresmotra [International classification of diseases 11th revision]. (2022) [Online]. Available at: https://icd11.ru/ (accessed 18.10.2022). (In Russian)

Mukharyamova, L. M., Savel’eva, Zh. V., Yakhin, K. K. (2020) Diagnostika autizma: vzaimodejstvie vrachej i roditelej v interesakh rebenka [Autism diagnosis: Interaction of doctors and parents in the interests of children]. Psikhiatriya psikhoterapiya i klinicheskaya psikhologiya — Psychiatry Psychotherapy and Clinical Psychology, vol. 11, no. 3, pp. 644–653. https://doi.org/10.34883/PI.2020.11.3.020 (In Russian)

Munirova, L. R. (1992) Formirovanie u mladshikh shkol’nikov kommunikativnykh umenij v protsesse didakticheskoj igry [Formation of communicative skills in junior schoolchildren in the process of didactic play]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Moscow State Pedagogical University, 17 p. (In Russian)

Nejson, B. (2016) O klyuchevykh problemakh autizma. Sensornye aspekty autizma. [Core challenges in autism. Sensory aspects of autism]. Autizm i narusheniya razvitiya — Autism and Developmental Disorders, vol. 14, no. 3 (52), pp. 42–48. https://doi.org/10.17759/autdd.2016140304 (In Russian)

Nejson, B. (2017) O klyuchevykh problemakh autizma. Emotsional’nost’ na spektre [Core challenges of autism. Emotionality on spectrum]. Autizm i narusheniya razvitiya — Autism and Developmental Disordes, vol. 15, no. 3 (56), pp. 58–68. https://doi.org/10.17759/autdd.2017150308 (In Russian)

Nikiforova, S. N. (2005) Psikhofiziologicheskoe differentsial’no-diagnosticheskoe issledovanie detej 6–8 let s problemami intellektual’nogo razvitiya [Psychophysiological differential diagnostic study of children aged 6-8 years with problems of intellectual development]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 156 p. (In Russian)

Nikol’skaya, O. S., Baenskaya, E. R., Libling, M. M. (2016) Autichnyj rebenok. Puti pomoshchi [Autistic child. Help paths]. Moscow: Terevinf Publ., 288 p. (In Russian).

Pashkovskij, V. E. (2021) 10 lektsij ob autizme [10 Lectures on Autism]. Moscow: MEDpress-inform Publ., 136 p. (In Russian)

Repina, T. A. (1988) Sotsial’no-psikhologicheskaya kharakteristika gruppy detskogo sada [Socio-psychological characteristics of the kindergarten group]. Moscow: Pedagogika Publ., 230 p. (In Russian)

Rogers, S. J., Dawson, G., Vismara, L. A. (2016) Denverskaya model’ rannego vmeshatel’stva dlya detej s autizmom: kak v protsesse povsednevnogo vzaimodejstviya nauchit’ rebenka igrat’, obshchat’sya i uchit’sya [An early start for your child with autism: Using everyday activities to help kids connect, communicate and learn]. Ekaterinburg: Rama Publ., 416 p. (In Russian)

Semago, N. Ya., Solomakhina, E. A. (2017) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie rebenka s RAS [Psychological and pedagogical support of a child with ASD]. Autizm i narusheniya razvitiya — Autism and Developmental Disorders, vol. 15, no. 1 (54), pp. 4–14. https://doi.org/10.17759/autdd.2017150101 (In Russian)

Sergienko, E. A., Ulanova, A. Yu., Lebedeva, E. I. (2020) Model’ psikhicheskogo: Struktura i dinamika [Model of the mental: Structure and dynamics]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 503 p. (In Russian)

Smirnova, E. O., Kholmogorova, V. M. (2005) Mezhlichnostnye otnosheniya doshkol’nikov: diagnostika, problemy, korrektsiya [Interpersonal relationships of preschool children: Diagnostics, problems, correction]. Moscow: VLADOS Publ., 158 p. (In Russian)

Smirnova, E. O., Kholmogorova, V. M. (2013) Igry, napravlennye na formirovanie dobrozhelatel’nogo otnosheniya k sverstnikam [Games aimed at the formation of a friendly attitude towards peers]. Doshkol’noe vospitanie — Preschool Education, no. 8, pp. 73–77. (In Russian)

Vlasova, L. I. (2014) Kommunikativnye igry na zanyatiyakh po podgotovke k shkole detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [Communicative games during individual sessions for school readiness with the children with autism spectrum disorders]. Autizm i narusheniya razvitiya — Autism and Developmental Disorders, vol. 12, no. 4 (45), pp. 42–46. (In Russian)

Voskresenskaya, S. A, Kozlovskaya, G. V., Simashkova, N. V. et al. (2016) Narusheniya igrovoj deyatel’nosti u detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [Features of play activity in children with autism spectrum disorders]. Psikhiatriya i psikhofarmakoterapiya — Psychiatry and Psychopharmacotherapy, vol. 18, no. 5, pp. 42–47. (In Russian)

Опубликован

30.12.2022

Выпуск

Раздел

Статьи