Особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста из Мозамбика

Авторы

  • Анна Алексеевна Веретенникова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Светлана Алексеевна Буркова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-7199-962X

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-1-34-45

Ключевые слова:

страхи, дети старшего дошкольного возраста, феномен детства, воспитание, Мозамбик, Африка, социокультурная среда

Аннотация

В статье раскрываются особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих на территории одной из стран Африки — в Мозамбике. Анализ трудов А. И. Захарова, А. Г. Маклакова, А. С. Спиваковской и др. позволил выбрать теоретическую базу для работы и определить путь исследования. Особое внимание уделено трудам Л. С. Выготского и М. Мид, в работах которых описываются социокультурные факторы, являющиеся ведущим аспектом в исследовании. В фокусе располагается феномен детства в Африке: особенности воспитания, образа жизни, культуры и социальной среды. Объектом исследования в данной статье являются дети старшего дошкольного возраста Мозамбика. Для реализации исследования была выбрана методика «Страхи в домиках» (А. И. Захарова, М. А. Панфиловой) и созданы анкета для родителей и «Карта наблюдений». По результатам исследования было выявлено, что:

  • все испытуемые имеют низкий уровень наличия страхов, при этом мальчики подвержены страхам в большей степени, чем девочки;
  • невербальные проявления страхов преобладают у девочек, вербальные — у мальчиков;
  • доминирующей группой страхов являются страхи животных, насекомых, сказочных персонажей; актуальными страхами являются страх причинения физического ущерба, страхи темноты и страшных снов;
  • все родители считают тему детских страхов актуальной и заинтересованы в ней, при этом родители мальчиков дают более полные, а девочек — более уникальные ответы.

Таким образом, особенности формирования и проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста в Мозамбике обусловлены не только возрастными и индивидуальными особенностями, а также социокультурными факторами: особенностями менталитета, воспитания, обучения, стиля детско-родительских отношений, взаимоотношений между поколениями, а также формирования национального характера, структуры самосознания, самооценки, которые зависят в первую очередь от культурных традиций и процесса инкультурации.

Биография автора

Анна Алексеевна Веретенникова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Student

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Борисенков, В. П. (2017) Народные традиции воспитания и обучения в странах Тропической Африки. Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование, № 2, с. 110–122.

Выготский, Л. С. (1983) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 378 с.

Выготский, Л. С. (1991) Проблема культурного развития ребенка. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, № 4, с. 5–18.

Гавристова, Т. М. (2018) Детство в контексте истории Африки. В кн.: Т. М. Гавристова (ред.). Мое африканское детство: Дети Африки в контексте культурной и исторической антропологии. Ярославль: Филигрань, с. 4–18.

Захаров, А. И. (2007) Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 310 с.

Маклаков, А. Г. (2017) Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 583 с.

Мид, М. (1988) Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 429 с.

Панфилова, М. А. (1999) Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков. Школьный психолог, № 8, с. 10–12.

Попова, А. В. (2018) Проблема воспитания детей в произведениях Чимаманды Нгози Адичи. В кн.: Т. М. Гавристова (ред.). Мое африканское детство: Дети Африки в контексте культурной и исторической антропологии. Ярославль: Филигрань, с. 31–40.

Спиваковская, А. С. (1999) Психотерапия: игра, детство, семья: в 2 т. Т. 2. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО- пресс, 462 с.

REFERENCES

Borisenkov, V. P. (2017) Narodnye traditsii vospitaniya i obucheniya v stranakh Tropicheskoj Afriki [Traditions of African education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 20. Pedagogicheskoe obrazovanie, no. 2, pp. 110–122. (In Russian)

Gavristova, T. M. (ed.). (2018) Detstvo v kontekste istorii Afriki [Childhood in the context of the history of Africa]. In: T. M. Gavristova (ed.) Moe afrikanskoe detstvo: Deti Afriki v kontekste kul’turnoj i istoricheskoj antropologii [My African childhood: Children of Africa in the context of cultural and historical anthropology]. Yaroslavl’: Filigran’ Publ., pp. 4–18. (In Russian)

Maklakov, A. G. (2017) Obshchaya psikhologiya: Uchebnik dlya vuzov [General psychology: Textbook for higher education]. Saint Petersburg: Piter Publ., 583 p. (In Russian)

Mead, M. (1988) Kul’tura i mir detstva: Izbrannye proizvedeniya [Culture and the world of childhood: Selected works]. Moscow: Nauka Publ., 429 p. (In Russian)

Panfilova, M. A. (1999) Strakhi v domikakh. Diagnostika strakhov u detej i podrostkov [The fears in the houses. Diagnosis of fears in children and adolescents]. Shkol’nyj psikholog, no. 8, pp. 10–12. (In Russian)

Popova, A. V. (2018) Problema vospitaniya detej v proizvedeniyakh Chimamandy Ngozi Adichi [The problem of raising children in the works of Chimamanda Ngozi Adichi]. In: T. M. Gavristova (ed.) Moe afrikanskoe detstvo: Deti Afriki v kontekste kul’turnoj i istoricheskoj antropologii [My African childhood: Children of Africa in the context of cultural and historical anthropology]. Yaroslavl’: Filigran’ Publ., pp. 31–40. (In Russian)

Spivakovskaya, A. S. (1999) Psikhoterapiya: igra, detstvo, sem’ya [Psychotherapy: Game, childhood, family]: In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Aprel’ Press Publ.; EKSMO-press Publ., 462 p. (In Russian)

Vygotskij, L. S. (1983) Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 3: Problemy razvitiya psikhiki [Collected works: In 6 vols. Vol. 3: Mental development problems]. Moscow: Pedagogika Publ., 378 p. (In Russian)

Vygotskij, L. S. (1991) Problema kul’turnogo razvitiya rebenka [The problem of child’s cultural development]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologiya, no. 4, pp. 5–18. (In Russian)

Zaharov, A. I. (2007) Dnevnye i nochnye strakhi u detej [Day- and nighttime fears in children]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 310 p. (In Russian)

Опубликован

20.09.2020

Выпуск

Раздел

Статьи