Определение взаимосвязи готовности детей к обучению в школе и их самооценки: постановка проблемы

Авторы

  • Светлана Алексеевна Буркова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-7199-962X
  • Марина Николаевна Полякова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-4-246-254

Ключевые слова:

готовность к школе, самооценка, диагностика, качество образования, дети дошкольного возраста

Аннотация

Новая социальная ситуация, в которую попадает вчерашний дошкольник при поступлении в школу, предъявляет ему целый ряд требований, которым невозможно отвечать, не имея представления о своих сильных и слабых сторонах и уверенности в своих силах, то есть не имея определенного уровня самооценки. По данным многочисленных статистических исследований и отзывам педагогов, большой процент поступивших в школу детей не готовы к обучению, не в состоянии справляться с предъявляемыми задачами, что ставит перед исследователями и практиками вопрос о причинах этого явления и о поиске путей его изменения. Авторы статьи предлагают свое видение решения вопроса важности самооценки ребенка в его готовности к школе. В статье выделяются несколько имеющихся проблем в описании взаимосвязи данных феноменов: самооценка имеет связь с многими компонентами школьной готовности, но при этом не описаны механизмы ее влияния на эту готовность в целом; диагностика самооценки является проблемной зоной педагогической практики, что отражается в отсутствии единого подхода к ее осуществлению; при несомненной важности родителей в становлении самооценки ребенка большинство родителей не имеет достаточной компетентности для помощи ребенку в процессе подготовки к поступлению в школу. Именно комплексное решение данных проблем позволит более эффективно подготовить детей к переходу на новый закономерный этап их развития — поступлению в школу — и помочь им адаптироваться к новой для них деятельности и новым особенностям социальной среды.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев, Б. Г. (1948) К постановке проблем детского самосознания. В кн.: Б. Г. Ананьев (ред.). Вопросы детской психологии. Ч. 2. М.; Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, с. 101– 124. (Известия Академии педагогических наук РСФСР. Вып. 18).

Бабаева, Т. И. (1989) Повышение эффективности подготовки детей в детском саду. В кн.: Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. Л.: ЛГПИ, с. 40–51.

Бадалян, Э. К. (2019) Взаимосвязь самооценки дошкольника и развития его когнитивных психических процессов. В кн.: Е. Л. Сорокина (ред.). Наука и социум. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (1 марта 2019): в 2 ч. Ч. 2. Новосибирск: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, с. 94–96.

Баранова, З. Я., Баранов, А. А. (2018) Взаимосвязь соматического статуса и самооценки личности старшего дошкольника. В кн.: В. Л. Ситников (ред.). Семья и дети в современном мире. Т. IV. Семья. Дети. Социум. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 481–485.

Березина, Т. А., Полякова, М. Н. (2008) Педагогическая диагностика достижений ребенка старшего дошкольного возраста. В кн.: Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: в 3 ч. Ч. 1: Теоретические и прикладные аспекты педагогической диагностики в дошкольном образовании. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 54–76.

Бернс, Р. (2003) Я-концепция и Я-образы. В кн.: Д. Я. Райгородский (ред.). Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. Самара: Бахрах, с. 133–219.

Божович, Л. И. (1979) Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, № 4, с. 23–34.

Бороздина, Л. В., Молчанова, О. Н. (2001) Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: Проект-Ф, 204 с.

Буркова, С. А. (2005) Особенности изучения самооценки у детей 6–8 лет. Известия ТРТУ, № 7 (51), с. 64–65.

Буркова, С. А., Ахмадеева, Р. Ю. (2018) Влияние тревожности первоклассников на социальную адаптацию. В кн.: Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения. Сборник материалов X Российского форума. СПб.: б. и., с. 30–39.

Буркова, C. А., Николаева, Е. И. (2008) Связь самооценки с изменением вариации сердечного ритма при припоминании наказания и поощрения у младших школьников. Ученые записки СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, т. XV, № 4, с. 45–48.

Буркова, С. А., Николаева, Е. И. (2011) Связь самооценки детей 6–8 лет с особенностями вариаций сердечного ритма в эмоциональной ситуации. Психология образования в поликультурном пространстве, т. 3, № 15, с. 74–84.

Венгер, Л. А. (2010) Как дошкольник становится школьником? Современное дошкольное образование, № 4, с. 54–61.

Выготский, Л. С. (2019) Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 160 с.

Гуткина, Н. И. (2010) Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием. Психологическая наука и образование, т. 15, № 3, с. 106–115.

Кравцова, Е. Е. (2018) Психологическая готовность к школьному обучению. Детский сад: теория и практика, № 3–4, с. 26–39.

Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. (1999) Психология детей шестилетнего возраста. Минск: Университетское изд-во, 316 с.

Лисина, М. И. (1997) Общение, личность и психика ребенка. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 384 с.

Лисова, А. А., Лисова, М. А. (2018) Особенности взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у дошкольников. NovaInfo, № 88, с. 68–71.

Маркова, А. К. (1983) Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 96 с.

Михайлова, С. З., Ежова, Е. А. (2019) Взаимосвязь самооценки и мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе. В кн.: А. В. Прялухина (ред.). Актуальные проблемы психологии в образовании: сборник научных статей. Мурманск: МАГУ, с. 147–151.

Насирова, Г. Р., Пьянова, Е. Н. (2018) Самооценка как показатель развития самосознания у старших дошкольников. Spirit Time, № 5-2 (5), с. 34–35.

Нейфельд, А. А. (2019) Особенности формирования самооценки у старших дошкольников при реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В кн.: А. А. Сукиасян (ред.). Модели и методы повышения эффективности инновационных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Ч. 2. Уфа: Omega Science, с. 87–89.

Очеретина, Ю. А. (2019) Внутренняя картина здоровья детей младшего школьного возраста и их социометрический статус. В кн.: В. Л. Ситников (ред.). Семья и дети в современном мире. Т. V. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 652–657.

Полякова, М. Н., Синицына, Е. А. (2014) Определение индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. Детский сад: теория и практика, № 6, с. 52–61.

Полякова, М. Н., Сомкова, О. Н. (2010) Хотят ли дошкольники идти в школу? Современный детский сад, № 1, с. 66–74.

Сидоров, К. Р. (2006) Самооценка в психологии. Мир психологии, № 2, с. 224–234.

Смирнова, Н. А. (2017) Изучение взаимосвязи психологической готовности к школе и самооценки дошкольников в условиях ДОУ. В кн.: О. Н. Широков (ред.). Образование и наука в современных реалиях: материалы III Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 17 декабря 2017 г.). Чебоксары: Центр научного сотрудничества Интерактив-плюс, с. 155–158.

Фолкэн, Ч. Т. (2003) Психология — это просто. М.: Гранд-Фаир, 640 с.

REFERENCES

Anan’ev, B. G. (1948) K postanovke problem detskogo samosoznaniya [To the problem statement of children’s self-awareness]. In: B. G. Anan’ev (ed.). Voprosy detskoj psikhologii [Issues of child psychology]. Pt 2. Mosсow; Leningrad: Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR Publ., pp. 101–124. (Izvestiya Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR [Proceedings of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR]. Iss. 18). (In Russian)

Babaeva, T. I. (1989) Povyshenie effektivnosti podgotovki detej v detskom sadu [Improving the effectiveness of training children in kindergarten]. In: Sovershenstvovanie podgotovki detej k shkole v detskom sadu [Improving the preparation of children for school in kindergarten]. Leningrad: LGPI Publ., pp. 40–51. (In Russian)

Badalyan, E. K. (2019) Vzaimosvyaz’ samootsenki doshkol’nika i razvitiya ego kognitivnykh psikhicheskikh protsessov [The correlation between the self-esteem of preschoolers and the development level of their cognitive mental abilities]. In: E. L. Sorokina (ed.). Nauka i sotsium. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (1 marta 2019) [Science and society. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (1 March 2019)]: In 2 parts. Pt 2. Novosibirsk: SISPP Publ., pp. 94–96. (In Russian)

Baranova, Z. Ya., Baranov, A. A. (2018) Vzaimosvyaz’ somaticheskogo statusa i samootsenki lichnosti starshego doshkol’nika [The relationship between somatic status and self-esteem of the personality of an older preschooler]. In: V. L. Sitnikov (ed.). Sem’ya i deti v sovremennom mire. T. IV. Sem’ya. Deti. Sotsium [Family and children in the modern world. Vol. IV. Family. Children. Society]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 481–485. (In Russian)

Berezina, T. A., Polyakova, M. N. (2008) Pedagogicheskaya diagnostika dostizhenij rebenka starshego doshkol’nogo vozrasta [Pedagogical diagnostics of the achievements of a senior preschool child]. In: Pedagogicheskaya diagnostika kak instrument poznaniya i ponimaniya rebenka doshkol’nogo vozrasta: v 3 ch. Ch. 1: Teoreticheskie i prikladnye aspekty pedagogicheskoj diagnostiki v doshkol’nom obrazovanii [Pedagogical diagnostics as a tool for cognition and understanding of a child of preschool age: Scientific methodology allowance: In 3 pts. Pt 1: Theoretical and applied aspects of pedagogical diagnostics in preschool education]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 54–76. (In Russian)

Bozhovich, L. I. (1979) Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze [Stages of personality formation in ontogenesis]. Voprosy psikhologii, no. 4, pp. 23–34. (In Russian)

Borozdina, L. V., Molchanova, O. N. (2001) Samootsenka v raznykh vozrastnykh gruppakh: ot podrostkov do prestarelykh [Self-esteem in different age groups: From adolescents to the elderly]. Moscow: Proekt-F Publ., 204 p. (In Russian)

Burkova, S. A. (2005) Osobennosti izucheniya samootsenki u detej 6–8 let [Features of the study of self-esteem in children 6–8 years old]. Izvestiya TRTU — Izvestiya TSURE, no. 7 (51), pp. 64–65. (In Russian)

Burkova, S. A., Akhmadeeva, R. Yu. (2018) Vliyanie trevozhnosti pervoklassnikov na sotsial’nuyu adaptatsiyu [Influence of anxiety in first graders on social adaptation]. In: Pediatriya Sankt-Peterburga: opyt, innovatsii, dostizheniya. Sbornik materialov X Rossijskogo foruma [Pediatrics in Saint Petersburg: Experience, innovations, achievements. Proceedings of the 10th Russian forum]. Saint Petersburg: s. n., pp. 30–39. (In Russian)

Burkova, S. A., Nikolaeva, E. I. (2011) Svyaz’ samootsenki detej 6–8 let s osobennostyami variatsij serdechnogo ritma v emotsional’noj situatsii [Relationship of self-assessment of 6–8 years old children with peculiarities of heart rate variations in emotional situation]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul’turnom prostranstve — Psychology of Education in a Multicultural Space, vol. 3, no. 15, pp. 74–84. (In Russian)

Burkova, S. A., Nikolaeva, E. I. Svyaz’ samootsenki s izmeneniem variatsii serdechnogo ritma pri pripominanii nakazaniya i pooshchreniya u mladshikh shkol’nikov [Relationship between self-estimation and a change in the heart rate variation in primary school children when they recallect punishments and rewards]. Uchenye zapiski SPbGMU im. akad. I. P. Pavlova — The Scientific Notes of the Pavlov University, vol. XV, no. 4, pp. 45–48. (In Russian)

Burns, R. (2000) Ya-kontseptsiya i Ya-obrazy [The self-concept and self-images]. In: D. Ya. Rajgorodsky (ed.). Рsikhologiya samosoznaniya. Khrestomatiya po sotsial’noj psikhologii lichnosti [Psychology of self-awareness. Reading book on social psychology of personality]. Samara: Bakhrah Publ., pp. 133–219. (In Russian)

Folken, Ch. T. (2003) Psikhologiya — eto prosto [Psychology — it’s easy]. Mosсow: Grand-Fair Publ., 640 p. (In Russian)

Gootkina, N. I. (2010) Psikhologicheskaya gotovnost’ k shkole v kontekste problemy preemstvennosti mezhdu doshkol’nym i shkol’nym obrazovaniem [School readiness in the context of the problem of preschool and primary school education continuity]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 15, no. 3, pp. 106–115. (In Russian)

Kravtsova, E. E. (2018) Psikhologicheskaya gotovnost’ k shkol’nomu obucheniyu [Psychological readiness for schooling]. Detskij sad: teoriya i praktika — Kindergarten: Theory and practice, no. 3–4, pp. 26–39. (In Russian)

Kolominsky, Ya. L., Panko, E. A. (1999) Psikhologiya detej shestiletnego vozrasta [Psychology of children of six years old]. Minsk: “Universitetskoe” Publ., 316 p. (In Russian)

Lisina, M. I. (1997) Obshchenie, lichnost’ i psikhika rebenka [Communication, personality and psyche of the child]. Moscow: Institute of Practical Psychology and Psychoanalysis Publ., Voronezh: NPO “Modek” Publ., 384 p. (In Russian)

Lisova, A. A., Lisova, M. A. (2018) Osobennosti vzaimosvyazi samootsenki i sotsiometricheskogo statusa u doshkol’nikov [Features of the relationship between self-esteem and sociometric status in preschoolers]. NovaInfo, no. 88, pp. 68–71. (In Russian)

Markova, A. K. (1983) Formirovanie motivatsii ucheniya v shkol’nom vozraste [Formation of motivation for learning at school age]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 96 p. (In Russian)

Mikhailova, S. Z., Ezhova, E. A. (2019) Vzaimosvyaz’ samootsenki i motivatsionnoj gotovnosti starshikh doshkol’nikov k obucheniyu v shkole [The relationship of self-esteem and motivational readiness of senior preschool children learning in school]. In: A. V. Pryalukhina (ed.). Aktual’nye problemy psikhologii v obrazovanii: sbornik nauchnykh statej [Actual problems of psychology in education: Collection of scientific articles]. Murmansk: Murmansk Arctic State University Publ., pp. 147–151. (In Russian)

Nasirova, G. R., Pyanova, E. N. (2018) Samootsenka kak pokazatel’ razvitiya samosoznaniya u starshikh doshkol’nikov [Self-esteem as an indicator of the development of self-awareness among older preschoolers]. Spirit Time, no. 5-2 (5), pp. 34–35. (In Russian)

Nejfeld, A. A. (2019) Osobennosti formirovaniya samootsenki u starshikh doshkol’nikov pri realizatsii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta doshkol’nogo obrazovaniya [Features of the formation of self-esteem in older preschoolers in the implementation of the federal state educational standard of preschool education]. In: A. A. Sukiasyan (ed.). Modeli i metody povysheniya effektivnosti innovatsionnykh issledovanij. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Models and methods for increasing the efficiency of innovative research. Collection of articles of the International scientific and practical conference]: In 3 pts. Pt 2. Ufa: Omega Science Publ., pp. 87–89. (In Russian)

Ocheretina, Yu. A. (2019) Vnutrennyaya kartina zdorov’ya detej mladshego shkol’nogo vozrasta i ikh sotsiometricheskij status [Inner health picture of primary school children and their sociometric status]. In: V. L. Sitnikov (ed.). Sem’ya i deti v sovremennom mire [Family and children in the modern world]. Vol. V. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University Publ., pp. 652–657. (In Russian)

Polyakova, M. N., Sinitsyna, E. A. (2014) Opredelenie individual’nykh traektorij formirovaniya predposylok uchebnoj deyatel’nosti u starshikh doshkol’nikov [Determination of individual trajectories for the formation of prerequisites for educational activity in older preschoolers]. Detskij sad: teoriya i praktika — Kindergarten: Theory and Practice, no. 6, pp. 52–61. (In Russian)

Polyakova, M. N., Somkova, O. N. (2010) Khotyat li doshkol’niki idti v shkolu? [Do preschoolers want to go to school?]. Sovremennyj detskij sad, no. 1, pp. 66–74. (In Russian)

Sidorov, K. R. (2006) Samootsenka v psikhologii [Self-concept in psychology]. Mir psikhologii — The World of Psychology, no. 2, pp. 224–234. (In Russian)

Smirnova, N. A. (2017) Izuchenie vzaimosvyazi psikhologicheskoj gotovnosti k shkole i samootsenki doshkol’nikov v usloviyakh DOU [Study of the relationship between psychological readiness for school and self-esteem of preschoolers in preschool conditions.]. In: O. N. Shirokov (ed.). Obrazovanie i nauka v sovremennykh realiyakh: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Cheboksary, 17 dekabrya 2017 g.)

[Education and science in modern realities: Proceedings of the 3rd International scientific and practical conference (Cheboksary, 17 December 2017)]. Cheboksary: Interaktiv-plyus Publ., pp. 155–158. (In Russian)

Venger, L. A. (2010) Kak doshkol’nik stanovitsya shkol’nikom? [How does a preschooler become a schoolboy?]. Sovremennoe doshkol’noe obrazovanie. Teoriya i praktika — Preschool Education Today. Theory and Practice, no. 4, pp. 54–61. (In Russian)

Vygotsky, L. S. (2019) Voprosy detskoj psikhologii [Child psychology issues]. Moscow: Yurajt Publ., 160 p. (In Russian)

Опубликован

2020-12-30

Выпуск

Раздел

Статьи