Особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста из Мозамбика
DOI:
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-1-34-45Ключевые слова:
страхи, дети старшего дошкольного возраста, феномен детства, воспитание, Мозамбик, Африка, социокультурная средаАннотация
В статье раскрываются особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих на территории одной из стран Африки — в Мозамбике. Анализ трудов А. И. Захарова, А. Г. Маклакова, А. С. Спиваковской и др. позволил выбрать теоретическую базу для работы и определить путь исследования. Особое внимание уделено трудам Л. С. Выготского и М. Мид, в работах которых описываются социокультурные факторы, являющиеся ведущим аспектом в исследовании. В фокусе располагается феномен детства в Африке: особенности воспитания, образа жизни, культуры и социальной среды. Объектом исследования в данной статье являются дети старшего дошкольного возраста Мозамбика. Для реализации исследования была выбрана методика «Страхи в домиках» (А. И. Захарова, М. А. Панфиловой) и созданы анкета для родителей и «Карта наблюдений». По результатам исследования было выявлено, что:
- все испытуемые имеют низкий уровень наличия страхов, при этом мальчики подвержены страхам в большей степени, чем девочки;
- невербальные проявления страхов преобладают у девочек, вербальные — у мальчиков;
- доминирующей группой страхов являются страхи животных, насекомых, сказочных персонажей; актуальными страхами являются страх причинения физического ущерба, страхи темноты и страшных снов;
- все родители считают тему детских страхов актуальной и заинтересованы в ней, при этом родители мальчиков дают более полные, а девочек — более уникальные ответы.
Таким образом, особенности формирования и проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста в Мозамбике обусловлены не только возрастными и индивидуальными особенностями, а также социокультурными факторами: особенностями менталитета, воспитания, обучения, стиля детско-родительских отношений, взаимоотношений между поколениями, а также формирования национального характера, структуры самосознания, самооценки, которые зависят в первую очередь от культурных традиций и процесса инкультурации.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Борисенков, В. П. (2017) Народные традиции воспитания и обучения в странах Тропической Африки. Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование, № 2, с. 110–122.
Выготский, Л. С. (1983) Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 378 с.
Выготский, Л. С. (1991) Проблема культурного развития ребенка. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, № 4, с. 5–18.
Гавристова, Т. М. (2018) Детство в контексте истории Африки. В кн.: Т. М. Гавристова (ред.). Мое африканское детство: Дети Африки в контексте культурной и исторической антропологии. Ярославль: Филигрань, с. 4–18.
Захаров, А. И. (2007) Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 310 с.
Маклаков, А. Г. (2017) Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 583 с.
Мид, М. (1988) Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 429 с.
Панфилова, М. А. (1999) Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков. Школьный психолог, № 8, с. 10–12.
Попова, А. В. (2018) Проблема воспитания детей в произведениях Чимаманды Нгози Адичи. В кн.: Т. М. Гавристова (ред.). Мое африканское детство: Дети Африки в контексте культурной и исторической антропологии. Ярославль: Филигрань, с. 31–40.
Спиваковская, А. С. (1999) Психотерапия: игра, детство, семья: в 2 т. Т. 2. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО- пресс, 462 с.
REFERENCES
Borisenkov, V. P. (2017) Narodnye traditsii vospitaniya i obucheniya v stranakh Tropicheskoj Afriki [Traditions of African education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 20. Pedagogicheskoe obrazovanie, no. 2, pp. 110–122. (In Russian)
Gavristova, T. M. (ed.). (2018) Detstvo v kontekste istorii Afriki [Childhood in the context of the history of Africa]. In: T. M. Gavristova (ed.) Moe afrikanskoe detstvo: Deti Afriki v kontekste kul’turnoj i istoricheskoj antropologii [My African childhood: Children of Africa in the context of cultural and historical anthropology]. Yaroslavl’: Filigran’ Publ., pp. 4–18. (In Russian)
Maklakov, A. G. (2017) Obshchaya psikhologiya: Uchebnik dlya vuzov [General psychology: Textbook for higher education]. Saint Petersburg: Piter Publ., 583 p. (In Russian)
Mead, M. (1988) Kul’tura i mir detstva: Izbrannye proizvedeniya [Culture and the world of childhood: Selected works]. Moscow: Nauka Publ., 429 p. (In Russian)
Panfilova, M. A. (1999) Strakhi v domikakh. Diagnostika strakhov u detej i podrostkov [The fears in the houses. Diagnosis of fears in children and adolescents]. Shkol’nyj psikholog, no. 8, pp. 10–12. (In Russian)
Popova, A. V. (2018) Problema vospitaniya detej v proizvedeniyakh Chimamandy Ngozi Adichi [The problem of raising children in the works of Chimamanda Ngozi Adichi]. In: T. M. Gavristova (ed.) Moe afrikanskoe detstvo: Deti Afriki v kontekste kul’turnoj i istoricheskoj antropologii [My African childhood: Children of Africa in the context of cultural and historical anthropology]. Yaroslavl’: Filigran’ Publ., pp. 31–40. (In Russian)
Spivakovskaya, A. S. (1999) Psikhoterapiya: igra, detstvo, sem’ya [Psychotherapy: Game, childhood, family]: In 2 vols. Vol. 2. Moscow: Aprel’ Press Publ.; EKSMO-press Publ., 462 p. (In Russian)
Vygotskij, L. S. (1983) Sobranie sochinenij: v 6 t. T. 3: Problemy razvitiya psikhiki [Collected works: In 6 vols. Vol. 3: Mental development problems]. Moscow: Pedagogika Publ., 378 p. (In Russian)
Vygotskij, L. S. (1991) Problema kul’turnogo razvitiya rebenka [The problem of child’s cultural development]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologiya, no. 4, pp. 5–18. (In Russian)
Zaharov, A. I. (2007) Dnevnye i nochnye strakhi u detej [Day- and nighttime fears in children]. Saint Petersburg: Rech’ Publ., 310 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Анна Алексеевна Веретенникова, Светлана Алексеевна Буркова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Автор предоставляет материалы на условиях публичной оферты и лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. После публикации все статьи находятся в открытом доступе.
Авторы сохраняют авторские права на статью и могут использовать материалы опубликованной статьи при подготовке других публикаций, а также пользоваться печатными или электронными копиями статьи в научных, образовательных и иных целях. Право на номер журнала как составное произведение принадлежит издателю.