Трудности диагностики эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений младших школьников

Авторы

  • Людмила Юрьевна Савинова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-1351-7055

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-1-57-64

Ключевые слова:

ценностные отношения, духовно-нравственное развитие младших школьников, педагогическая диагностика, результативность воспитательной работы, личностные результаты образования

Аннотация

Статья посвящена описанию подхода в оценке динамики личностных достижений младших школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Новая задача духовно- нравственного развития школьников потребовала пересмотра старой технократической парадигмы диагностики результатов воспитательной работы педагогов. Центральной идеей воспитания становится поддержка становления системы ценностных отношений ребенка, следовательно, педагогу необходимо уметь качественно оценить процесс духовно-нравственного развития. Подчеркивается значимость такой работы в младшем школьном возрасте. Автором описаны особенности организации работы по диагностике проявления различных компонентов ценностных отношений младших школьников в соответствии с аксиологическим подходом. Сделан акцент на оценке эмоционально-оценочного компонента как наиболее сложного. Выявлены ключевыетрудности проведения и интерпретации полученных результатов диагностики: неустойчивость в проявлении эмоционально-оценочного компонента: податливость в формировании оценки событий и явлений влиянию референтных взрослых, постоянное изменение изучаемого компонента и всей ценностного-смысловой структуры личности в силу особого сензитивного периода морального развития младшего школьника. Автор описывает возможные пути преодоления трудностей диагностики через использование нескольких методик, их повторение для определения устойчивости эмоциональной реакции, обязательного обсуждения с детьми полученных результатов, создания условия доверия и открытости, соотнесения проявления изучаемого компонента с другими и с проявлением ценностного отношения в целом. В тексте представлены названия, авторы и описания методик, приведены полученные в результате исследований в течение нескольких лет данные. Автором представлено подробное описание качественных характеристик уровней проявления эмоционально-оценочного компонента ценностных отношений в соответствии с предложенными критериями и показателями. Приведены конкретные примеры качественных характеристик проявления эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к семье, природе, Родине. Подчеркивается значимость правильной диагностики и интерпретации проявления изучаемого компонента и ценностного отношения в целом для организации результативного процесса воспитания.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Вергелес, Г. И., Савинова, Л. Ю. (2015) Педагогические технологии в подготовке современного учителя начальных классов. Начальная школа, № 1, с. 63–67.

Вьюнова, Н. И., Подымова, Л. С., Сергеева, Е. Д. (2016) Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника в современных условиях. Молодой ученый, № 5–6, с. 24–27.

Граничина, О. А., Савинова, Л. Ю. (2011) Российское начальное образование в контексте идей устойчивого развития: практический аспект. Герценовские чтения. Начальное образование, т. 2, № 1, с. 3–11.

Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. (2010) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 24 с.

Кожурова, А. А. (2015) Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды. Якутск: Издательский дом СВФУ, 154 с.

Понкин, И. (2009) Концепция духовно-нравственного воспитания во многом ошибочна. Русская народная линия, 23 июня. [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/analitika/2009/06/23/koncepciya_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_vo_mnogom_oshibochna (дата обращения 10.03.2019).

Савинова, Л. Ю. (2003) Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к родине. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. СПб., Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 21 с.

Савинова, Л. Ю. (2004) Диагностика проявления у младших школьников ценностного отношения к Родине. В кн.: Дошкольник и младший школьник в системе образования. Герценовские чтения: материалы Международной научно-практической конференции, 7–8 апр. 2004 г. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, с. 171–177.

Савинова, Л. Ю., Иванова, М. Н. (2014) Диагностика проявлений ценностного отношения младших школьников к учению. Герценовские чтения. Начальное образование, т. 5, № 1, с. 107–113.

Савинова, Л. Ю., Сироткина, Ю. Ю. (2013) Особенности проявления ценностного отношения к жизни у современных младших школьников. Герценовские чтения. Начальное образование, т. 4, № 1, с. 30–35.

Степанов, П. В. (2013) Структура воспитательной деятельности педагога как объясняющая модель. Сибирский педагогический журнал, № 3, с. 49–56.

Щуркова, Н. Е. (1999) Ценностные отношения. Воспитание школьников, № 3, с. 17–22.

REFERENCES

Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M., Tishkov, V. A. (2010) Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia]. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 24 p. (In Russian)

Granichina, O. A., Savinova, L. Yu. (2011) Rossiyskoye nachalnoye obrazovaniye v kontekste idey ustoychivogo razvitiya: prakticheskiy aspekt [Russian primary education in the context of sustainable development ideas: a practical aspect]. Gertsenovskiye chteniya. Nachalnoye obrazovaniye, vol. 2, no. 1, pp. 3–11. (In Russian)

Kozhurova, A. A. (2015) Formirovaniye tsennostnykh otnosheniy mladshikh shkolnikov k etnicheskim traditsiyam v usloviyakh polikulturnoy sredy [Formation of value relations of primary schoolchildren to ethnic traditions in a multicultural environment]. Yakutsk: M. K. Ammosov North-Eastern Federal University Publ., 154 p. (In Russian)

Ponkin, I. (2009) Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya vo mnogom oshibochna [The concept of spiritual and moral education is largely erroneous]. Russkaya narodnaya liniya, 23 June. [Online]. Available at: http://ruskline.ru/analitika/2009/06/23/koncepciya_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_vo_mnogom_ oshibochna/ (accessed 10.03.2019). (In Russian)

Savinova, L. Yu. (2003) Pedagogicheskiye usloviya vospitaniya u mladshikh shkolnikov tsennostnogo otnosheniya k rodine [Diagnosis of manifestation in younger schoolchildren of value attitudes towards the motherland]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 21 p. (In Russian)

Savinova, L. Yu. (2004) Diagnostika proyavleniya u mladshikh shkolnikov tsennostnogo otnosheniya k Rodine [Diagnosis of manifestation in primary schoolchildren of value attitudes towards the motherland]. In: Doshkolnik i mladshiy shkolnik v sisteme obrazovaniya. Gertsenovskiye chteniya: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 7–8 apr. 2004 g. [Preschool and Primary School children education. Herzen Readings: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, 7–8 April 2004]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia, pp. 171–177. (In Russian)

Savinova, L. Yu., Ivanova, M. N. (2014) Diagnostika proyavleniy tsennostnogo otnosheniya mladshikh shkolnikov k ucheniyu [Diagnostics of the value attitude of primary schoolchildren to the education]. Gertsenovskiye chteniya. Nachalnoye obrazovaniye, vol. 5, no. 1, pp. 107–113. (In Russian)

Savinova, L. Yu., Sirotkina, Yu. Yu. (2013) Osobennosti proyavleniya tsennostnogo otnosheniya k zhizni u sovremennykh mladshikh shkolnikov [Features of the value attitude to life in modern primary schoolchildren]. Gertsenovskiye chteniya. Nachalnoye obrazovaniye, vol. 4, no. 1, pp. 30–35. (In Russian)

Shchurkova, N. E. (1999) Tsennostnyye otnosheniya [Value-based attitude]. Vospitaniye shkolnikov — The Upbringing of Schoolchildren’, no. 3, pp. 17–22. (In Russian)

Stepanov, P. V. (2013) Struktura vospitatelnoy deyatelnosti pedagoga kak obyasnyayushchaya model [The structure of educational activities of the teacher as an explanatory model]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal — The Siberian Pedagogical Journal, no. 3, pp. 49–56. (In Russian)

Vergeles, G. I., Savinova, L. Yu. (2015) Pedagogicheskiye tekhnologii v podgotovke sovremennogo uchitelya nachalnykh klassov [Pedagogical technologies in the modern primary school teacher education]. Nachalnaya shkola, no. 1, pp. 63–67. (In Russian)

Vyunova, N. I., Podymova, L. S., Sergeyeva, E. D. (2016) Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika mladshego shkolnika v sovremennykh usloviyakh [Nowdays psychological and pedagogical diagnostics of primary school children]. Molodoy uchenyj — Young Scientist, no. 5–6, pp. 24–27. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

08.08.2019

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)