Предпочтения современных подростков в анимации

Авторы

  • Людмила Юрьевна Савинова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена https://orcid.org/0000-0002-1351-7055
  • Леонид Владимирович Ворошилов Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Дарья Васильевна Лукашенко Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
  • Сергей Александрович Тюжин Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-2-110-117

Ключевые слова:

мультипликация, анимация, предпочтения младших подростков, представления о себе, мировоззрение, медиакультура

Аннотация

Целью статьи является анализ особенностей влияния современной медиасреды на ребенка 11–12 лет. Авторы рассматривают выдвинутые в ходе межрегионального межвузовского исследования «Современное детство. Штрихи к автопортрету», организованного институтом детства РГПУ им. А. И. Герцена в 2022–2023 учебном году для студентов магистратуры, гипотезы, связанные с влиянием анимации на детей разных возрастов, в том числе младших подростков. Представлена методика исследования и способ оценки полученных данных. Исследованы 61 младший подросток из Санкт-Петербурга. Любимый мультфильм в данной возрастной группе — «Гравити Фолз» (Gravity Falls) (Disney Television Animation, 2012–2016). Младшие подростки предпочитают анимацию иностранного производства. Основные жанры выбранных многосерийных мультфильмов — фантастика, приключения или аниме.

В ходе исследования выяснилось, что дети 11–12 лет воспринимают основную идею, характеры, образы героев мультфильма; смотрят не только современные, но и старые мультфильмы, предпочитают мультфильмы, сделанные за рубежом, мультсериалы, при просмотре мультфильмов дети не фиксируют внимание на их основной идее, ценностях, отвлекаясь на средства выразительности. Это может отрицательно сказаться на формировании их представлений о мире и себе в окружающем мире.

Предпочитаемый младшими подростками жанр приключенческих многосерийных мультфильмов влияет на формирование у них потребительской позиции, желания расслабиться, отношения к мультипликации и анимации как к развлечению, а не к искусству. Необходима грамотная психолого-педагогическая поддержка взрослых в дополнение к полученным на основе просмотра современной анимационной продукции представлениям о мире и своем месте в нем.

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Алешкин, Н. И., Щукина, И. А. (2002) Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста. Сибирский психологический журнал, № 16-17, с. 56–61.

Андреева, Л. Д., Терентьева, Н. П. (2021) Мультипликация на уроках литературы. Язык. Культура. Медиакоммуникация, т. 1, № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://lcmjournal.susu.ru/index.php/lcm/article/view/4 (дата обращения 19.02.2023).

Антонов, Г. В., Лактюхина, Е. Г. (2013) Мультсериал «Клуб Винкс»: формирование демографических установок и гендерных стереотипов у детей в возрасте 7–12 лет (по материалам контент-анализа). Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии, № 2 (20), с. 92–99.

Артемьева, О. А. (2023) Качественные и количественные методы исследования в психологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 152 с.

Бурухина, А. Ф. (2011) Внимание! Мультфильм! Книга для родителей и педагогов. Методика использования мультфильмов для воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Челябинск: Челябинский Дом печати, 89 с.

Гогоберидзе, А. Г., Николаева, Е. И., Савинова, Л. Ю. (2018) Разработка подхода к экспериментальному исследованию субъективного восприятия детьми себя и окружающего мира. Психологическая наука и образование, т. 23, № 5, с. 5–12. https://doi.org/10.17759/pse.2018230501

Головкина, Е. М. (2014) Влияние современных российских мультфильмов на формирование гендерных стереотипов поведения у детей. Концепт, т. 20, с. 3316–3320.

Карпова, С. И., Муродходжаева, Н. С., Цаплина, О. В., Каитов, А. П. (2020) Педагогический потенциал мультипликации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вестник Томского государственного педагогического университета, № 6 (212), с. 46–56. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2020-6-46-56

Колосова, Т. А., Мезенцева, А. Р. (2020) Мультипликационные фильмы как социально-психологический феномен: на примере динамики сцен агрессии. Символ науки, № 2, с. 62–66.

Королева, Н. Н., Богдановская, И. М., Луговая, В. Ф. (2014) Влияние информационной среды на идентичность современных подростков. Психология, социология и педагогика, № 11 (38). [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/11/3957 (дата обращения 08.04.2023 ).

Охлопкова, И. И., Николаев, Е. В. (2016) Влияние мультипликационных фильмов на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста. Международный студенческий научный вестник, № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16767 (дата обращения 19.02.2023).

Соколова, М. В. (2011) Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей. Психологическая наука и образование, т. 16, № 2, с. 68–74.

Шпильковская, А., Шабаев, М., Эрмансон, И. (2020) Энциклопедия «Смешариков» для взрослых. От отсылок и теорий до Кроршаха и Психопатыча. Кинопоиск, 1 июня. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4001696/ (дата обращения 19.02.2023).

Kirsh, S. J. (2006) Cartoon violence and aggression in youth. Aggression and Violent Behavior, vol. 11, no. 6, pp. 547–557. http://doi.org/10.1016/j.avb.2005.10.002

REFERENCES

Aleshkin, N. I., Schukina, I. A. (2002) Vliyanie mul’tiplikatsionnykh fil’mov agressivnogo soderzhaniya na povedenie detej doshkol’nogo vozrasta [The influence of aggressive cartoons on children preschool age behavior (the results of experimental research)]. Sibirskij psikhologicheskij zhurnal — Siberian Journal of Psychology, no. 16-17, pp. 56–61. (In Russian)

Andreeva, L. D., Terenteva, N. P. (2021) Mul’tiplikatsiya na urokakh literatury [Animation in literature lessons]. Yazyk. Ku’ltura. Mediakommunikatsiya — Language. Culture. Media Communication, vol. 1, no. 2. [Online]. Available at: https://lcmjournal.susu.ru/index.php/lcm/article/view/4 (accessed 19.02.2023). (In Russian)

Antonov, G. V., Laktukhina, E. G. (2013) Mul’tserial “Klub Vinks”: formirovanie demograficheskikh ustanovok i gendernykh stereotipov u detej v vozraste 7–12 let (po materialam kontent-analiza) [The animated series “Winx Club”: Demographic attitudes and gender stereotypes forming among children aged 7–12 years (based on content analysis)]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial’nye tekhnologii — Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies, no. 2 (20), pp. 92–99. (In Russian)

Artem’eva, O. A. (2023) Kachestvennye i kolichestvennye metody issledovaniya v psikhologii [Qualitative and quantitative research methods in psychology]. 2nd ed., rev. and exp. Moscow: Urait Publ., 152 p. (In Russian)

Burukhina, A. F. (2011) Vnimanie! Mul’tfil’m! Kniga dlya roditelej i pedagogov. Metodika ispol’zovaniya mul’tfil’mov dlya vospitaniya i obucheniya detej doshkol’nogo vozrasta [Attention! Cartoon! A book for parents and teachers. Methods of using cartoons for educating preschool children]. Chelyabinsk: Chelyabinsk Dom Publ., 89 p. (In Russian)

Gogoberidze, A. G., Nikolayeva, E. I., Savinova, L. Yu. (2018) Razrabotka podkhoda k eksperimental’nomu issledovaniyu sub’ektivnogo vospriyatiya det’mi sebya i okruzhayushchego mira [Experimental research on subjective self-perception and perception of the world in children]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 23, no. 5, pp. 5–12. https://doi.org/10.17759/pse.2018230501 (In Russian)

Golovkina, E. M. (2014) Vliyanie sovremennykh rossijskikh mul’tfil’mov na formirovanie gendernykh stereotipov povedeniya u detej [Influence of modern Russian cartoons on developing gender stereotypes of children]. Koncept, vol. 20, pp. 3316–3320. (In Russian)

Karpova, S. I., Murodkhodzhayeva, N. S., Tsaplina, O. V., Kaitov, A. P. (2020) Pedagogicheskij potentsial mul’tiplikatsii v obrazovanii detej doshkol’nogo i mladshego shkol’nogo vozrasta [The pedagogical potential of animation in the education of preschool and primary school children]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 6 (212), pp. 46–56. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2020-6-46-56 (In Russian)

Kirsh, S. J. (2006) Cartoon violence and aggression in youth. Aggression and Violent Behavior, vol. 11, no. 6, pp. 547–557. http://doi.org/10.1016/j.avb.2005.10.002 (In English)

Kolosova, T. A., Mezentseva, A. R. (2020) Mul’tiplikatsionnye fil’my kak sotsial’no-psikhologicheskij fenomen: na primere dinamiki stsen agressii [Animated films as a socio-psychological phenomenon: On the example of the dynamics of scenes of aggression]. Simvol nauki — Symbol of Science, no. 2, pp. 62–66. (In Russian)

Koroleva, N. N., Bogdanovskaya, I. M., Lugovaya, V. F. (2014) Vliyanie informatsionnoj sredy na identichnost’ sovremennykh podrostkov [The influence of the information environment on identity of modern teenagers]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika — Psychology, Sociology and Pedagogy, no. 11 (38). [Online]. Available at: https://psychology.snauka.ru/2014/11/3957 (accessed 08.04.2023). (In Russian)

Okhlopkova, I. I., Nikolaev, E. V. (2016) Vliyanie mul’tiplikatsionnykh fil’mov na agressivnoe povedenie detej starshego doshkol’nogo vozrasta [The impact of the cartoons on the aggressive behavior of children of senior preschool aqe]. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik, no. 6. [Online]. Available at: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16767 (accessed 19.02.2023). (In Russian)

Shpil’kovskaya, A., Shabaev, M., Ermanson, I. (2020) Entsiklopediya “Smesharikov” dlya vzroslykh. Ot otsylok i teorij do Krorshakha i Psikhopatycha [Encyclopedia “Smeshariki” for adults. From references and theories to Krorschach and Psychopathych]. Kinopoisk, 1 June. [Online]. Available at https://www.kinopoisk.ru/media/article/4001696/ (accessed 19.02.2023). (In Russian)

Sokolova, M. V. (2011) Personazhi sovremennykh mul’tfil’mov v igrakh i igrushkakh detej [Modern cartoon characters in children games and toys]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie — Psychological Science and Education, vol. 16, no. 2, pp. 68–74. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.06.2023

Выпуск

Раздел

Статьи